Одна из самых известных усадеб Поволжья, один из знаменитейших дворянских родов империи, одна из самых страшных картин разрушения... Это будет длинная статья. Потому что кратко — просто преступление.
Из письма князя Сергея Федоровича Голицына светлейшему князю Потемкину: «яко благодетеля, всех оной награждающего пошарить по планам и побольше и получше ему отвести, коли можно с рыбными ловлями, ибо, по болезни своей, сделал обещание по постам не есть мяса, то следственно, только должен буду есть, коли своей не будет рыбы, один только хлеб».
⠀
Сергей Голицын не случайно просит Потемкина о содействии при распределении Екатериной II земель в Саратовском наместничестве — земли ему и правда достаются красивейшие. Высокий холм на живописным Хопром, тишина, а соседи какие! Но Голицын и без протекции мог рассчитывать на расположение императрицы: блестящий военный, участник осады Очакова и взятия Мачина, человек, к которому с большим уважением относился Суворов, генерал-майор в 30 лет! Но, видимо, перестраховался: Потемкин все-таки был дядей его жены.
За несколько лет на землях с «рыбными ловлями» возводится один из лучших в провинциальной России дворцово-парковых ансамблей. Усадьба Зубриловка — это именно дворец. И я еще не раз буду применять это слово к усадьбам Пензенской области (например, куракинское Надеждино и усадьба Воейкова в Каменке).
⠀
При Павле I Голицын то попадает в немилость, то вновь отправляется командовать войсками. И в годы опалы он с семьей отправляется «в деревню». С Голицыными едет и воспитатель их детей — Иван Андреевич Крылов. Да-да, наш легендарный баснописец провел немало времени в Зубриловке. Говорят, у него было любимое место в саду под большим дубом. А его кабинет в усадьбе будущие владельцы сохраняли в нетронутом виде до самого разрушения.
⠀
Сергей Голицын скоропостижно скончается в Галиции в 1810 году, но погребен будет в крипте родной зубриловской церкви.
Женой Сергея Голицина была Варвара Васильевна Энгельгардт — племянница Потемкина, которую дядя ласково называл «Улыбочкой». Правда, уже в пору владения Зубриловкой особо улыбчивой, по воспоминаниям современников, она не была. Барыня, говорят, могла и руку поднять на себе равных в порыве гнева. Правда, «к ее чести, на совершенно беззащитных, например на горничных девок, никогда рука ее не подымалась», — пишет Филипп Филиппович Вигель.
Но вот чего у Варвары Васильевны не отнять, так это блестящего образования и воспитания. А еще любви к искусству. Голицына частенько собирала у себя писателей и артистов, покровительствовала Кондратию Рылееву и Ивану Крылову.
Продолжение 👉 тут
⠀