Найти тему
Живопись

Спор о картинах и легенда о викингах

Листаем репродукции картин скандинавских художников. Как обычно, спорим. В данном случае — о том, кому из мастеров посвятить статью. Звучат аргументы, находятся компромиссы, круг выбора сужается до двух кандидатур. А далее голоса делятся ровно пополам, ситуация становится неразрешимой. Недовольные друг-другом, мы берём часовой перерыв и разбредаемся кто куда, дабы остудить головы и вскипятить кофе.

Именно в этот момент кто-то рассказывает одну старинную легенду, чей сюжет до смешного напоминает наш нынешний спор. И все мы сходимся на том, что лучшего сопроводительного текста для избранных картин нельзя и пожелать!

Эйлерт Адельстин Норманн, «Закат над фьордом», 1918 , холст, масло, 120 х 90 см, частная коллекция
Эйлерт Адельстин Норманн, «Закат над фьордом», 1918 , холст, масло, 120 х 90 см, частная коллекция
Фердинанд Лике, «Набег викингов», 1901, холст, масло, 118 см х 152 см
Фердинанд Лике, «Набег викингов», 1901, холст, масло, 118 см х 152 см

... волны холодного моря искрились тысячей бликов, встречая рассвет. И оттого казались стальными. Волны тумана клубились у самых подножий холмов, с которых спускались местные жители. Не пылая особой любовью к норманнам, в то утро гаэльцы решились забыть о вражде с горожанами ради редкого зрелища. Толпа, заполонившая порт, шумела десятком различных наречий. Куталась в шерстяные накидки, дорогие плащи и убогие рубища. Устремляла свой взор попеременно то к застывшим средь бухты драккарам, то к возвышению, где в окруженьи хускарлов замер конунг Сомерледа.

Эйлерт Адельстин Норманн, «Фьорд. Пейзаж», холст, масло, 120 х 90 см, частная коллекция
Эйлерт Адельстин Норманн, «Фьорд. Пейзаж», холст, масло, 120 х 90 см, частная коллекция

Властитель был стар. А его сыновья — ярый Дугал и хладнокровный Раналд — решительны и амбициозны. Оба испытаны в битвах и дальних походах. Умны, честолюбивы и дальновидны, эти погодки успели снискать любовь и поддержку средь воинов, торговцев и землевладельцев. Их вражда нарастала, грозя в скором времени расколоть королевство напополам, ввергнуть в междоусобицу, ослабить на радость соседям.

Эйлерт Адельстин Норманн, «Пейзаж. Фьорд», 1918 , холст, масло, 73,5 x 100 см
Эйлерт Адельстин Норманн, «Пейзаж. Фьорд», 1918 , холст, масло, 73,5 x 100 см
Эйлерт Адельстин Норманн, «Пейзаж», холст, масло
Эйлерт Адельстин Норманн, «Пейзаж», холст, масло

И тогда в голове венценосца созрела идея. Что может быть лучше для истого викинга, чем решение спора в гонке драккаров? Пусть всякий, имеющий право носить на поясе меч, будет свидетелем честного — и бескровного! — поединка двух братьев. И пусть престол унаследует тот из них, чья ладонь раньше коснется досок причала...

Эйлерт Адельстин Норманн, «Северный пейзаж», между 1848 и 1918, холст, масло, 44 х 68 см
Эйлерт Адельстин Норманн, «Северный пейзаж», между 1848 и 1918, холст, масло, 44 х 68 см

Вот вышедший из оцепенения конунг подал сигнал. Заскрипели в уключинах весла, драккары рванулись вперёд, рассекая крутыми носами стальную волну. Криком взорвалась толпа и взбугрились от напряжения мышцы гребцов. Кораблям предстояло выйти из бухты, обогнуть одинокий скальный выступ и скорее вернуться назад. Весь месяц, предшествовавший испытанию, Дугал и Раналд провели на борту кораблей, подбирая лучших из лучших в свои экипажи, и теперь их «драконы» разве что не летели над морем. Ни один не уступал другому ни альна. А значит — многое, если не всё, решалось у края скалы. Кто первым пройдет поворот — тот скорее всего и окажется новым владыкой окрестных земель и хозяином флота норманнов.

Эйлерт Адельстин Норманн, «Зимний пейзаж», холст, масло, частная коллекция
Эйлерт Адельстин Норманн, «Зимний пейзаж», холст, масло, частная коллекция
Эйлерт Адельстин Норманн, «Пейзаж. Фьорд», холст, масло, 120 х 90 см, частная коллекция
Эйлерт Адельстин Норманн, «Пейзаж. Фьорд», холст, масло, 120 х 90 см, частная коллекция

Толпа замерла, ожидая исхода событий. Мгновенье, другое — и дугалов драккар, набирая стремительный ход, показался из- за скалы, опережая соперника на целый корпус!

Как не старались люди Раналда — сквитать расстояние не получалось. И боле того: дистанция медленно, но верно росла. Дугал метался по палубе, не помня себя от восторга. А его брат недвижимой, задумчивой статуей замер у мачты. Когда до причала осталось с полсотни альнов, первый буквально повис на фигуре дракона, готовясь прыгнуть на берег, а второй вдруг схватил свой топор и положил на палубу левую руку. Толпа дружно ахнула, когда на доски настила, опережая Дугала, упала левая кисть руки его брата. Спор был окончен. Раналд Однорукий наследовал трон...

Эйлерт Адельстин Норманн, «Ферма Мункен в Эсефьорден», холст, масло
Эйлерт Адельстин Норманн, «Ферма Мункен в Эсефьорден», холст, масло
Эйлерт Адельстин Норманн, «Фьорд», холст, масло, 120 х 90 см, частная коллекция
Эйлерт Адельстин Норманн, «Фьорд», холст, масло, 120 х 90 см, частная коллекция

У всякой легенды должна быть мораль. Не так ли? Для суровых викингов она была очевидна. Холодная голова, умение мыслить нетривиально и жертвовать многим ради победы — вот их добродетели. Нам же за этой историей видится собственный смысл. Мы так увлеклись спором о том, кому посвятить эту статью, что едва не забыли о сути: статья должна быть интересна читателю в первую очередь. Надеемся, дорогой наш читатель, что Вам пришлась по душе эта полубыль-полулегенда. И атмосферные картины скандинавских художников получили достойное «обрамление» в ее суровом, но красивом лице. Не в этом ли суть нашей работы? Желаем Вам приятного просмотра.

Эйлерт Адельстин Норманн, «Рыбацкая деревня», холст, масло, 60 х 90 см, частная коллекция
Эйлерт Адельстин Норманн, «Рыбацкая деревня», холст, масло, 60 х 90 см, частная коллекция
Эйлерт Адельстин Норманн, «Фьорд» , холст, масло, 121 х 150 см
Эйлерт Адельстин Норманн, «Фьорд» , холст, масло, 121 х 150 см

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!

#культура #изобразительное искусство #искусство #живопись #музеи