Найти в Дзене

Миядзаки: волшебная вселенная

Оглавление

Книга о великом волшебнике, создателе многомерной вселенной, благодаря которому аниме стало высоким искусством. Это хорошо, что о Хаяо Миядзаки пишут еще при жизни — он сможет прокомментировать.

Открытки, которые пришли мне из Японии, Китая, Малайзии, Канады, Испании, России. Везде любят Тоторо.
Открытки, которые пришли мне из Японии, Китая, Малайзии, Канады, Испании, России. Везде любят Тоторо.

Первое впечатление от его аниме: невообразимая мешанина европейского и японского — и чистые, яркие цвета, каких не бывает. Потом на стыке разнородных литературных и киношных традиций стали возникать непривычные ракурсы и смыслы, интерес, принятие.

Книга добросовестная, подробная. Каждая глава посвящена одному из 11 культовых фильмов. Точно отмечено, что «почти мистическое сочетание храбрости, принятия и радости составляет эмоциональное ядро миров Миядзаки», несмотря на то что он исследует «мрачные темы изгнания, потери и боли». А еще — что его фильмы «сродни сновидениям». Лучшая рекомендация для произведения искусства.

Писательница, специально побывавшая в Японии, чтобы встретиться с художником, рисует его портрет и характер:

«Миядзаки был элегантен и вежлив, напоминал старомодного викторианского ученого-изобретателя, но его жизненную энергию и энтузиазм едва ли можно было назвать сдержанными».
«Нельзя стать величайшим аниматором в мире, главой крупной студии и создателем ряда потрясающих фильмов, будучи «уютным» и «удобным».

В книге много запоминающихся моментов из биографии мастера: пел за работой русские песни, ездил в Швецию к Астрид Линдгрен, встречался с Дианой Уинн Джонс за чаем с огромным тортом. Первым в нестабильном анимационном бизнесе предложил своим сотрудникам гарантированную занятость и даже открыл детский сад для их детей. Не поехал получать Оскара «в страну, которая бомбит Ирак». Подробно дан исторический контекст его детства и юности — «руины страны после Второй мировой войны».

Там, где автор излагает факты, всё в порядке, а вот где начинает рассуждать... Удивила прямолинейность трактовок. Просто чертеж по линейке. Папа был плейбой — значит, вот откуда взялись мужские образы донжуанов Хаула, Люпена и Марко. Мама была жесткой и крикливой — значит, это с нее срисованы фирменные миядзаковские женские персонажи.

Детские травмы возводятся в культ. Да вся жизнь — детская травма. Каждый, будучи вброшен в эту жизнь, которую никто из нас не заказывал, получает сильнейший гравитационный удар, а потом они просто продолжают сыпаться, на протяжении всего пути. И лишь единицы способны претворить яд в мед и перевести свои страдания на язык искусства. А страдает всякий, это не трагедия, а общее место нашего существования.

Гораздо интереснее «расшифровки» связей аниме Миядзаки с японской философией и культурными традициями: с поэтическим термином 11 века «моно но аварэ» — «печаль вещей», быстротечность красоты; с образом исчезающей женщины, «чей уход оставляет радостно-грустное ощущение пустоты» и «уже давно служит основным элементом японской литературы».

«Было бы удивительно легко написать книгу о нем, страницу за страницей повторяя одно и то же: «Миядзаки пошел в свою студию и очень, очень много работал».

Об аниме и манге:

Японская философия и литература:

Минимализм по-японски:

#биография

#Миядзаки

#аниме

#чтение

#книга

#Япония

Оригинал статьи находится здесь https://blog.vitlive.com/posts/smotret-nezamutnennym-vzglyadom