Найти тему
Александр Майсурян

День в истории. Как воспринимали творчество Репина в СССР?

Максим Горький, Мария Андреева, Наталья Нордман, Илья Репин. Поместье Пенаты, Куоккала. 1905 год. Автор фото: Карл Булла.

5 августа — день рождения Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Творчество Репина великовато для любого поста, поэтому поговорю только об одной теме — о том, как его воспринимали в СССР.
В 1923 году сатирический журнал «Красный перец» опубликовал известный шарж «Большевики пишут письмо аглицкому керзону», на котором вожди большевиков изображались в образе репинских запорожцев. Нарисовал его постоянный художник журнала, подписывавшийся Л.М., а подписался в этот раз как «Л. Межерепин».

-2

Рисунок Л. М. (Межерепина). Журнал «Красный перец», 1923. «Большевики, пишущие ответ аглицкому керзону». Стоят: Будённый, главком Сергей Каменев, Лев Каменев, Раковский, Сталин, Зиновьев. Сидят: Рыков, Калинин, Радек, Красин, Бухарин, Чичерин, Троцкий, Демьян Бедный (спиной), Литвинов

Сложно сказать, видели ли Ильф и Петров этот шарж, но очень похожая на него «картина» упомянута в их романе «Двенадцать стульев» (1927). Великий комбинатор Остап Бендер размышляет о «гениально задуманной картине «Большевики пишут письмо Чемберлену», по популярной картине художника Репина — «Запорожцы пишут письмо султану». В случае удачи этот вариант мог бы принести рублей четыреста... Могли встретиться чисто технические затруднения. Удобно ли будет рисовать т. Калинина в папахе и белой бурке, а т. Чичерина — голым по пояс. В случае чего можно, конечно, нарисовать всех персонажей картины в обычных костюмах, но это уже не то. — Не будет того эффекта! — произнёс Остап вслух».
Но реальный художник, как видим, такими мелочами не смутился, и нарисовал полуголого Радека ещё в 1923-м... Шарж «Л. Межерепина» отлично передаёт дух, родственный духу запорожской вольницы, который существовал между большевиками в годы революции.

Прошло четыре года... В августе 1927 года в журнале «Крокодил» появился рисунок А. Глаголева «Рабочие пишут ответ Чемберлену».

-3

Рисунок А. Глаголева (почти по Репину). «Рабочие пишут ответ Чемберлену». 1927 год

Конечно, при сравнении с первым рисунком бросается в глаза, что уменьшилась острота шаржа. Вместо конкретных вождей ВКП(б) — безымянные рабочие... Да и то: рисовать вождей оппозиции (Троцкого, Зиновьева, Льва Каменева и Раковского), которые в августе 1927 года уже балансировали на грани исключения из партии, рядом с их оппонентами — вождями большинства, было несподручно.

А это рисунок 1956 года.

-4

Рисунок И. Семёнова. 1956 год. «Пишут письмо Вашингтону... Народы стран социалистического лагеря с презрением отвергают «рождественское послание» государственных деятелей США, призывающее к восстановлению капиталистических порядков в этих странах».

Дочь Сталина Светлана Аллилуева вспоминала, что в доме отца в 1953 году висела «в рамке, под стеклом, репродукция репинского «Ответа запорожцев султану», — отец обожал эту вещь, и очень любил повторять кому угодно непристойный текст этого самого ответа...» Висела там именно репродукция, даже не живописная копия. «А, впрочем, — что странного, — добавляла Светлана, — захотелось человеку, чтобы стены не были голыми; а повесить хоть одну из тысяч дарившихся ему картин, он не считал возможным». И по другим свидетельствам, Сталин долгое время носил с собой в кармане текст письма запорожцев и читал его при случае — со всеми нецензурными эпитетами. В.М. Молотов вспоминал: «Сталин иной раз в узком кругу вытаскивал из кармана письмо запорожцев турецкому султану — носил с собой несколько лет. «Е…ли мы эту Англию!» — все смеялись, конечно...»

В годы Великой Отечественной войны стал широко известен «Ответ партизана Ивана Гитлеру», написанный по мотивам письма запорожцев, примерно с таким же или ещё большим количеством «солёных» словечек и выражений. Начиналось это послание так: «Верховному Главнокомандующему Германии, ограбившему Францию, Голландию и Данию, обокравшему Бельгию и Австрию, Чехословакию и Норвегию, зачинщику мировой войны, подлому палачу нашей страны, сумасшедшему стратегу, вызывающему много смеху, эрзац-Наполеону, похожему на ворону, по-немецки фюреру Великому, по-русски бандиту дикому. Отставному ефрейтору — обер-сволочи Гитлеришке...»

Но вернёмся к самой картине Ильи Репина. После окончания Великой Отечественной войны в Москве проводилась конференция министров иностранных дел стран-союзников по антигитлеровской коалиции. Сталину стало известно, что глава британского МИДа Эрнест Бевин давно интересуется картиной Репина, как иллюстрацией к яркому эпизоду истории дипломатии и мечтает увидеть оригинал.
«Узнали мы, — рассказывал Молотов, — что Бевин, английский министр иностранных дел, неравнодушен к картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ну, и мы перед одним из заседаний министров иностранных дел великих держав сделали ему сюрприз: привезли из Третьяковки эту картину и повесили перед входом в комнату заседаний. Бевин остановился и долго смотрел на картину. Потом сказал: «Удивительно! Ни одного порядочного человека!».

-5

Запорожцы. 1880—1891

-6

Эрнест Бевин (1881—1951)

Иногда эту фразу министра переводят и как «Ни одного интеллигентного лица!». Однако в этом случае Бевин явно промахнулся: ведь в качестве натурщиков Репин брал цвет тогдашней русской интеллигенции. Или все они были недостаточно интеллигентны для министра...

-7

Черчилль и Сталин во время переговоров

А это — другая не менее знаменитая картина мастера «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая известна как «Иван Грозный убивает своего сына».
Вот как это произведение воспринимали и обыгрывали в советской печати в разные годы.

20-е годы:

-8

Рисунок Д. Мельникова. 1928 год. «Научное толкование. Руководитель: — Здесь, дорогие товарищи, вы видите хищника мирового империализма, перегрызшего глотку другой акуле. На мрачном фоне средневековья развёртывается перед нами яркая картина бешеной борьбы за новые рынки, за новые колонии, из которых и были выкачаны жадным царизмом ценности в виде тех ковров, которые покрывают пол нарисованной комнаты...»

Рисунок, как нетрудно понять, высмеивает безграмотность экскурсовода, которую тот пытается замаскировать обилием «высокоидейных» слов. Но и над самим классовым подходом к истории автор слегка подтрунивает.

30-е годы. К этому времени критика «классового подхода» к истории стала уже нешуточной, и переросла в осуждение марксистской «школы Покровского». Эпиграфом к карикатуре служит совершенно серьёзная цитата из «Правды»: «История преподаётся у нас плохо и схематично. Советские учебники выбрасывают весь живой материал в своём походе против царей и королей».

-9

Рисунок А. Радакова. 1934 год. "Обычный случай в Третьяковской галерее".
«— А это что за несчастный случай?
— Это, ребята, представитель начинавшего складываться в XVI веке самодержавно-бюрократического порядка убивает своего знатного феодального слугу, с которым он, вообще говоря, боролся за централизованное государство, ибо только оно могло укрепить столь нужный для нарождавшегося торгового сословия (и передовых феодалов) национальный рынок».


40-е годы.
Картина Репина стала неплохим подспорьем для высмеивания штампов нацистской оккупационной пропаганды. Как гитлеровские пропагандисты могли бы её обыграть? Например, так:

-10

Фотомонтаж Б. Клинча. 1942 год

-11

И.Е. Репин. "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". 1883—1885

-12

Александр Семяшкин. Ленин в Третьяковской галерее рассматривает картину Ильи Репина «Отказ от исповеди». 1959

А вот и сама картина (она теперь официально называется не так, как в советское время, а — «Перед исповедью»). Идея произведения пришла к Илье Ефимовичу после чтения стихотворения в запрещённом журнале «Народная воля», которое носило название «Последняя исповедь». В нём приговорённый к казни революционер отказывался от последней исповеди.

-13

Илья Ефимович Репин. Отказ от исповеди. (Современное название — «Перед исповедью»). 1879—1885.

Именно так и вели себя в реальности многие осуждённые революционеры. Может быть, после создания репинского полотна оно их даже отчасти к этому вдохновляло. Например, в мае 1905 года за несколько часов перед казнью в камеру Ивана Каляева заходил священник. Осуждённый заявил, что верует в Бога, но обрядов не признаёт. Однако он расцеловал священника, сказав, что чувствует в нём «доброго человека». Уже у виселицы священник вновь подошёл к осуждённому. Каляев снова отказался поцеловать крест...

-14

Почтовая открытка. 1917 (?). «Илья Ефимович Репин изображает волну освободительного движения».