Найти тему
Прекрасная эпоха

За что мать Екатерины II изгнали из России и почему прозвали «побирушкой»

Дочь Иоганны Елизаветы стала российской императрицей, сын - последним правителем княжества Ангальт-Цербст, а сама она умерла в изгнании.

Кадр из сериала "Великая", 2015
Кадр из сериала "Великая", 2015

Как много в нашей жизни играет удача! Юная Фике прибыла в Россию с тремя платьями да медным кувшином, а стала императрицей Екатериной II. А ведь за 17 лет могла и зачахнуть в браке с эксцентричным Петром. Иоганне Елизавете тоже подворачивалось немало случаев блеснуть и составить собственное счастье, да только всех их княжна прошляпила из-за своей зависти, жадности и разгильдяйства.

Конечно, в ее молодые годы Германия «кишела худосочными отпрысками немецких князей». Их было так много, что в родословных сиятельных особ путались даже генеалоги. И все-таки, дочь князя – не одно и тоже, что простолюдинка. К тому же, в юности Иоганна считалась довольно красивой. Она могла без труда очаровать собеседника. Но, видимо, не тех очаровывала…

Иоганна Елизавета Гольштейн-Готторпская. Худ. Анна де Гаск, около 1752 года
Иоганна Елизавета Гольштейн-Готторпская. Худ. Анна де Гаск, около 1752 года

В 17 лет Иоганну выдали замуж за 37-летнего князя и прусского генерала Кристиана Ангальт-Дорнбургского. Брак этот невеста считала себя недостойным, «как ввиду разного происхождения, так и из-за разницы в возрасте и характере».

Муж-военный был приземленным и простым человеком, привыкшим отдавать приказы и говорить лишь по делу. А его молодая жена любила общение и свет. Она привыкла к миру балов, охот и театральных постановок. Кристиан же, вероятно, ожидал, что Иоганна будет рожать детей и хранить семейный очаг. Напрасно.

«Опять, ваша светлость, вы сделали меня несчастной. Теперь я лишена возможности отбыть в Берлин, дабы своим присутствием украсить прием у нашего доброго короля…» - в романе «Фаворит» такие слова принцессы о беременности привел Валентин Пикуль (далее в тексте другие цитаты писателя).

Она относилась ко всем беременностям с отвращением. Подкидывала детей к родственникам, чтобы не мешали развлекаться.

Потрет Иоганны Елизеветы. Худ. Антуан Пэн
Потрет Иоганны Елизеветы. Худ. Антуан Пэн

На платья, экипажи и т.д. требовались деньги. По понятным причинам, их не всегда хватало. Семья даже жила не в замке, а в съемном доме. Так что светлейшей приходилось выклянчивать финансы, что без сомнения, не работало на ее положительную репутацию.

«Когда она со своей побирушкой-матерью появлялась в Потсдаме, я всегда дрожал…» - такие слова обронил Фридрих II много лет спустя, когда говорил уже о российской императрице Екатерине II.

Иоганна сплоховала и когда выпал случай проявить свои лучшие материнские качества.

«Фике, разрешаю вам взять в Россию три платья, остальные пригодятся вашим сестрам, когда они подрастут… Так и быть: я дарю вам свои новые брюссельские чулки, но отберу их у вас, если в Петербурге не найду себе лучших», - говорила она дочери, готовящейся стать женой российского цесаревича.
Кадр из сериала "Екатерина. Взлет", 2017 год
Кадр из сериала "Екатерина. Взлет", 2017 год

Два дня собиралась сама, а невесту оставила в полунищенских обносках. А по приезду в Россию снова выкинула финт:

«Не забывайте, что я ваша мать, и слишком жестоко с вашей стороны видеть свою мать одетой беднее…» (Это уже был намек, что соболиную шубу, презентованную Софии императрицей Елизаветой Петровной, следует передать Иоганне).

Когда будущая цесаревна заболела, немка перетаскала из комодов дочери все подарки Елизаветы. Фике было стыдно за мать, но лишь после повторного «ограбления» матерью, девушка не выдержала:

«Ах, ваша светлость, знали бы вы, как мне прискучило ваше неистребимое грабительство…»

И тут же получила в ответ пощечину!

Вскоре прусской принцессе предложили собрать багаж… Елизавета Петровна, некогда очень дружная с Иоганной, узнала, что ее подруга и «сестрица» подрабатывала шпионской прусского короля.

Иоганне разрешили остаться в России до свадьбы Софии и Петра. Уезжая, мать будущей российской императрицы с дочерью не простилась и больше ее никогда не видела.

Кадр из фильма  "Виват, гардемарины!", 1991 год
Кадр из фильма "Виват, гардемарины!", 1991 год

По возвращению из России Иоганне Елизавете, однако, представился еще один шанс обрести славу и богатство. Ее малолетний сын Фридрих-Август наследовал княжество Ангальт-Цербст, сделав, таким образом, мать регентом.

Тем временем брат Иоганны - Адольф Фредерик - был коронован в Швеции.

Светлейшая занялась строительством дворца Дорнбург, чтобы принимать там своих венценосных родственников. Увы, никто из них, однако, там никогда не побывал.

Дворец Дорнбург. Источник: wikipedia.org
Дворец Дорнбург. Источник: wikipedia.org

Дело в том, что Иоганна разгневала прусского короля, приняв у себя обвиненного в шпионаже маркиза. Фридрих II оккупировал Ангальт-Цербст. Иоганна была вынуждена вместе с сыном бежать в Париж, где спустя два года умерла. Было ей 47 лет.

Было интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь! Это поможет каналу развиваться дальше. А еще смотрите видео:

«15 актрис, сыгравших Екатерину II» [видео]:

Читайте также: