Выставка «VIVA LA VIDA. ФРИДА КАЛО И ДИЕГО РИВЕРА».
21 декабря — 12 марта 2019
На выставке были представлены более 90 произведений Фриды Кало и Диего Риверы, от ранних до поздних: живопись, рисунки, литографии. Основу экспозиции составили работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописных произведений Кало и Риверы, живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы и галереи «Арвил» (Мексика, США), ранее не экспонировавшиеся в России произведения из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также не публиковавшиеся ранее документы из российских государственных архивов.
Выставку разделили на 2 части . Одна часть посвящена творчеству Фриды Кало (слева) и Диего Ривьеры (справа).
На входе большое граффити , с которым все фотографировались .
В сувенирном магазине .
Пойдем сначала налево
Молодая и красивая Фрида Кало
Портрет Лютера Бербанка (1931)
Одним из главных сюрреалистических произведений Фриды Кало считается портрет Лютера Бербанка.
Бербанк – известный селекционер, создатель новых форм растений. Таким изобразила его Фрида – гибридом человека и дерева, корни которого уходят в могилу и переплетаются с костями скелета. Бербанк похоронен в саду своего калифорнийского поместья. И этот факт Кало трансформирует в идею возрождения.
Справа от фигуры дерево с гигантскими плодами – как результат экспериментов американского ученого. Слева для контраста изображено обычное дерево.
В руках Бербанк держит куст филодендрона. Он ассоциируется с плодородием и неистребимой жаждой жизни. Два листа из пяти перевернуты и обесцвечены. Таким образом Фрида подчеркивает двойственное отношение к попыткам Бербанка изменить природу.
Разбитая колонна (1944)
Одна из самых известных работ Фриды Кало — «Сломанная колонна» — относится к циклу автопортретов. Произведение называют манифестом страданий и стойкости перед ударами судьбы Фриды, художественным символом женской силы.
В тяжелой аварии 1925 года она получила тройной перелом позвоночника и после многочисленных операций долгое время носила ортопедический корсет. На полотне на месте сломанного позвоночника Кало изобразила разрушенную колонну и обручи металлического корсета, которые стягивали ее тело. Гвозди, воткнутые в тело, — символ физических и душевных страданий. Как и во многих других работах 1940-х годов, чтобы показать растущую тревогу и физическое недомогание, Фрида использовала камни и расщелины пустынного вулканического пейзажа. Для фона художница взяла вид Педрегальского плоскогорья — места, где в начале 1940-х годов Диего Ривера строил музей для своей коллекции доколумбовой скульптуры.
Диего изобразил Фриду после смерти.
Цветок жизни. 1944
Описание данной работы и история создания , я не нашла, к сожалению . Но очевидно , что работа полна символизма. Как известно , художественный язык Фриды опирается на самые простые вещи , такие как рождение и смерть, в картинах много боли и национальных мотивов. Эта картина полна сексуальности и символизирует плотские наслаждения .
Моя няня и я 1937
На картине "Моя няннька и я" изображена Фрида-младенец с лицом взрослой женщины, расположившаяся на руках кормилицы - коренной индианки. Поскольку мать Фриды не могла кормить ее грудью, семье пришлось нанять сиделку, которую, впрочем, позже уволили за то, что она с пугающей регулярностью пила на рабочем месте.
Ни нежности, ни заботы, ни любви - ничего личного. Мощная и статичная, как бездушный истукан, няня, занята механичким процессом кормления грудью другой биологической единицы - да и "единица", честно сказать, ушла глубоко в себя и не выглядит способной к эмитированию флюидов нежности и тепла.
На квадратной голове монументальной и привычно пьяной няни - доколумбовая погребальная маска. Причина того, что Фрида-ребенок изображена с головой взрослой Фриды заключается, скорее всего, в том, что у художницы не сохранилось практически никаких детских воспоминаний, и она часто повторяла, что "родиласть уже взрослой".
Картина «Моя нянька и я» входит в серию работ Фриды Кало, запечатлевших главные события её жизни. Идею этого проекта подсказал Фриде ее муж - художник-монументалист Диего Ривера. Примечательно, что сама Фрида считала эту картину одним из своих самых сильных произведений и писала о ней:
"...Я на руках у няни, с лицом взрослой женщины и телом маленькой девочки, а молоко льется из ее сосков, как будто с небес...".
В оригинальной версии этой картины у Кало были короткие волосы, однако впоследствии она решила их "нарастить".
Автобусная остановка (1929)
Картина относится к раннему периоду творчества художницы и написана в традиции народных картинок ретабло. Все изображенные на ней люди — ее родные и близкие, и она сама (справа в платочке) и Диего Ривера (в синем комбинезоне), его бывшая жена (крайняя слева).
Всего-то несколько царапин! 1935
Невыносимо болезненным ударом, стал роман Диего с ее младшей, самой любимой сестрой Кристиной, длившийся около года. На создание картины ее вдохновила газетная заметка об убийстве неверной женщины ревнивым любовником. Нанеся ей множество смертельных ножевых ранений, мужчина потом оправдывался в суде, притворно недоумевая: «Но ведь это были всего лишь несколько царапин!» Эта циничная фраза и стала названием картины, написанным на белой ленте.
Солнце и жизнь, 1947
Без надежды, 1945
На картине Фрида лежит в кровати, стоящей в гористой пустыне. Над кроватью установлена непропорционально большая лестница, поддерживающая огромную воронку, вставленную в рот лежащей женщины. Воронка наполнена красным мясом, черепами, рыбой, непонятными, но отталкивающими объектами. В небе еле светит луна и ярко сияет солнце, похожее на помидор. Фрида изобразила себя сытой по горло ложью мужа-изменника Диего. С одной стороны, это - визуализация испанской поговорки ("кормить из воронки" - "вешать лапшу на уши"), с другой, это - очень болезненная сцена, свидетельство травматического переживания.
«Маска» Фриды Кало (1945)
«Маска» — довольно необычный автопортрет. Он относится к позднему периоду творчества Кало. Ей было 38 лет, и она уже не могла поддерживать имидж красавицы, свободолюбивой и раскрепощенной женщины и очень переживала по этому поводу. Любовь к автопортретам она объясняла просто: рисовать надо то, что хорошо знаешь.
На картине ее лицо закрывает маска Малинче — героини народного фольклора, любовницы завоевателя Мексики Эрнана Кортеса. Ее маску всегда изображают красной, ведь этот цвет — символ страсти и крови.
Больница Генри Форда (1932)
Большая часть произведений Фриды Кало — ее реакция на трагические события в жизни. В 1929 году она вышла замуж за Диего Риверу, у них были сложные, страстные отношения. Художница говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Из-за автокатастрофы Фрида Кало не могла выносить ребенка. 4 июля 1932 года у нее случился второй выкидыш. Этому событию она посвятила картину «Больница Генри Форда». Кало стала первой художницей в истории, обратившейся к теме потери ребенка.
По своему типу произведение тоже относится к ретабло. Однако здесь Фрида исключила самое главное — фигуру святого. Она изобразила себя соединенной красными нитями-пуповинами с разными предметами. По словам художницы, плод символизировал потерянного ребенка; орхидея — женскую сексуальность; улитка — мучительно тянущееся в больнице время; анатомический муляж женского тела — «попытку объяснить устройство женщины»; металлическое устройство — «механическую часть любого дела», в частности медицинских процедур; а поврежденная в аварии тазовая кость — причину, по которой Фрида не могла иметь детей.
Натюрморт с попугаем и флагом (1951)
Корсеты Фриды
Фото художницы за работой.
Работы Диего более расслабленные и жизнерадостные.
#искусство #фридакало #мексиканцы #выставка #манеж