В современном обществе шахматы являются одним из самых уважаемых увлечений: они считаются игрой интеллектуальной, требующей умственного усилия, и расцениваются как «королевская игра». Особую популярность шахматы стали набирать в последнее время, благодаря популярности сериала «Ход королевы».
Тем не менее, это не всегда было так: вплоть до XIX века шахматы были увлечением лишь небольшой прослойки людей, состоящей из аристократии и небольшого количества образованных деятелей науки и культуры.
Сложны были также и взаимоотношения шахмат и религии: нередки упоминания того, что церковь приравнивала шахматы к пьянству и азартным играм. Тем не менее, художники неизменно обращались к образу шахмат и шахматных партий в своем творчестве.
Прежде всего, следует отметить, что в большинстве случаев шахматы являются символом противостояния, о чем говорит даже цветовая гамма шахматного поля: белый цвет традиционно ассоциируется с идеей спасения (в Откровении Святого Иоанна Богослова спасенные одеты в белые одежды), а черный - с хаосом, смертью и трауром. Потому, зачастую, "шахматная" расцветка интерьера также говорит о противостоянии. Ярким примером может послужить картина известного русского художника Николая Николаевича Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 г.
В данной статье предлагаю вам рассмотреть 5 картин, посвященных непосредственно шахматам.
- Джулио Кампи. «Игра в шахматы», 1530-1532 гг.
На многих картинах, посвященных шахматам изображена победа женщины над мужчиной. Считается, что это является отсылкой к данной картине. В чем символизм? На самом деле, данный сюжет является аллегорией победы чувств (любви) над дикарством и воинственностью.
Роза, лежащая перед девушкой, является традиционным символом Венеры, богини любви. Одетый же в латы рыцарь, чье лицо скрыто от зрителя, по всей видимости, является богом войны, Марсом.
Более очевидна данная аналогия на картине итальянского художника Падованино, «Марс и Венера играют в шахматы» написанной в 1630—1640 гг.
Следует отметить, что в мифологии образ Марса (Ареса) скорее негативный: он не просто покровительствовал войнам, но действовал совершенно необдуманно и способствовал большим разрушениям.
Бог войны, неистовый Арес, — сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность. Не будь Арес его сыном, он давно низверг бы его в мрачный Тартар, туда, где томятся титаны. Сердце свирепого Ареса радуют только жестокие битвы. Неистовый, носится он средь грохота оружия, криков и стонов битвы между сражающимися, в сверкающем вооружении, с громадным щитом. Следом за ним несутся его сыновья, Деймос и Фобос — ужас и страх, а рядом с ними богиня раздора Эрида и сеющая убийства богиня Энюо. Кипит, грохочет битва; ликует Арес; со стоном падают воины. Торжествует Арес, когда сразит своим ужасным мечом воина и хлынет на землю горячая кровь. Без разбора разит он и направо и налево; груда тел вокруг жестокого бога.
Когда речь идет о военной стратегии и мудрости Греки и Римляне обращались к образу Афины (Минервы), потому проигрыш Марса в игре, подразумевающей просчет и стратегии вполне ожидаем.
Кроме того, в XVI-XVII вв пользовался популярностью сюжет "Измены", изложенный в Гомеровской "Одиссее". Согласно ему, Афродита была женой бога-кузнеца Гефеста и изменяла тому с Аресом.
Песнь о прекраснокудрявой Киприде и боге Арее:
Как их свидание первое в доме владыки Гефеста
Было; как, много истратив богатых даров, опозорил
Ложе Гефеста Арей, как открыл наконец все Гефесту
Гелиос зоркий, любовное их подстерегши свиданье.
Исходя из этого, многие исследователи трактуют шахматы как символ флирта, романа.
В связи с этим, очень интересен следующий сюжет.
2. Жилло Сент-Эвр. «Миранда играет в шахматы с Фердинандом, шутливо обвиняя его в обмане», 1822 г.
Данная картина отсылает к пьесе Уильяма Шекспира «Буря». Сюжет пьесы в какой-то мере напоминает «Ромео и Джульетту»: король Неаполитанский Алонзо вступил в заговор с младшим братом Миланского герцога Просперо. В результате Просперо и его маленькая дочь Миранда остались жить в маленькой пещере на небольшом острове.
Король Неаполя, мой враг заклятый,
С Антонио о том договорился,
Чтобы в обмен на денежную дань,
На подчиненье герцогства короне
Отдать изменнику мои права
И титул герцогский, изгнав меня
И весь мой род навеки из Милана.
Как водится, по иронии судьбы Алонзо также окажется на этом острове и его сын Фердинанд влюбится в Миранду. Эту пару ждет счастливый финал: Алонзо их благословит, а сами родители оставят вражду в прошлом.
Шахматная партия изначально присутствовала в тексте пьесы:
Миранда
Мой нежный друг, не хочешь ли меня
Поймать в ловушку?
Фердинанд
Ни за что на свете,
Любимая, хитрить с тобой не мог бы.
Миранда
За сотню царств наверно бы схитрил,
Но честной все ж сочла бы я игру
Таким образом, можно предполагать, что выбор именно этого момента для иллюстрации обусловлен "романтическим" символизмом шахмат.
3. Жан Франс Флорис Клаэс. «Игра в шахматы»
Сюжет картины с первого взгляда довольно прост: девушка и юноша играют в шахматы, а третий персонаж наблюдает за ходом партии. Тем не менее, позы и выражения лиц молодых людей выдает нервозность и напряжение. Особенно хорошо это видно по юноше: напряженная поза, несколько испуганный взгляд, направленный на мужчину…
Девушка же нарочито спокойна, но чрезмерно выправленная спина, «правильное» положение головы и бледность выдают и её нервозность. Судя по всему, молодые люди изначально использовали игру в шахматы как предлог для свидания. А, судя по испуганному взгляду юноши, отец девушки решил за ними последить, убедившись, что пару интересуют только интеллектуальные игры.
4. Жан Жорж Вибер. «Шах!»
На картине изображена шахматная партия между Наполеоном Бонапартом и его дядей кардиналом Жозефом Фешем. Надо отметить, что художник, в основном, посвятил свое творчеству сатиричному отображению бытовых моментов. Высмеивание роскоши, подтрунивание над монархом, насмешка над церковниками, которых интересует лишь «мирское» — все это характерно для картин Ж. Ж. Вибера.
На данном полотне в роскошной комнате император и Великий капеллан видимо, близки к завершению партии.
Феш, довольно улыбаясь, тянется за табаком (да, ничто человеческое священникам не чуждо),видимо, считая, что у его противника совсем нет шансов. Наполеон же явно напряжен (даже похоже, что его волосы взмокли) и обдумывает выход из сложившейся ситуации.
На самом деле, данная картина в некоторой степени аллегорична: в виде шахматной партии представлено политическое противостояние знаменитых родственников. Дело в том, что Жозеф Феш, как кардинал, был тесно связан с Папой Римским. С 1800 по 1823 год на этом посту был Пий VII. Именно с ним и будет связан небольшой скандал.
Наполеон, желая получить поддержку католической церкви и стать императором, заключил с Пием VII конкордат, в котором признавал католицизм религией большинства французов.
Конкордат — договор между папой римским как главой католической церкви и каким либо государством; регулирует правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.
Данное соглашение позволило Наполеону в 1804 году быть коронованным. Папа прибыл для этого в Париж, но Бонапарт, презрев традиции, сам короновал себя и свою жену Жозефину.
На этом дело не кончилось: Наполеон посчитал, что Рим теперь должен подчиняться Франции и требовал от Пия остаться на службе в Париже, но тот уехал в Рим без разрешения. С тех пор отношения между ними только ухудшались.
Пий VII открыто высказывался против действий Наполеона, осуждал оккупацию французскими войсками Неаполитанского королевства. Кроме того, он отказался расторгнуть брак Наполеона и Жозефины.
В 1809 году напряжение достигло своего апогея: императорский войска захватили Папское государство и присоединили его к Франции. После этого Пий VII отлучил императора от церкви.
Такое отношение к главе церкви возмутило Феша и на соборе французского духовенства в 1811 году он осудил действия императора, за что был отправлен в ссылку в Лион.
5. Реми-Фюрси Дескарсен. «Портрет доктора де С., играющего в шахматы со Смертью», 1793 г.
Довольно известный и популярный в настоящее время сюжет встречается уже в XVIII веке: игра со смертью.
На картине мы видим довольно улыбающегося мужчину, который победоносно указывает на доску. Смерть же, приняв поражение, стремится скрыться. Надпись на раме картины гласит о том, что партия велась за жизнь пациента.
Тем не менее, соседняя надпись, объясняющая содержание картины на заднем плане, гласит: «Юпитер по просьбе Плутона готовится поразить Эскулапа за воскрешение Ипполита». Именно так и описывается смерть Асклепия в античных мифах: Зевс, за вмешательство своего внука в законы природы, поразил его своей молнией.
Кроме того, одежда Доктора де С. явно намекает на то, что события проходят у него дома: домашний халат и чепчик не похожи на то, в чем врач мог придти к умирающему пациенту. Выходит, что партия велась на жизнь самого персонажа.
Об искусстве, с любовью,
Tallirr.