Самостоятельно определить наличие когнитивных искажений в себе возможно в процессе проживания ситуации или после ее исхода. Обычно проявление отклонений в мышлении включает дискомфорт, сопровождающий человека при выполнении какого-либо действия.
Стоит помнить, что человек не может бороться с когнитивным искажением в моменте, но может оценить последствия и предусмотреть возможность его проявления в будущих аналогичных ситуациях. Поэтому именно анализ собственного поведения при испытываемом дискомфорте поможет избежать проявления когнитивных искажений в последующем.
Виды когнитивных искажений в рекрутинге
Продолжим рассматривать виды когнитивных искажений в работе рекрутера и разберем их на примерах.
Здесь мы рассказывали, что такое когнитивные искажения, а здесь 1 часть. Мы же продолжаем⬇️
• Групповое мышление
Искажение, при котором человек старается минимизировать конфликт и найти решение, удовлетворяющее обе стороны.
Пример в рекрутинге: рекрутер предлагает не соответствующего запросу сотрудника на вакансию только потому, что в команде принято показывать результат и есть надобность соответствовать.
Данная ошибка в мышлении на первый взгляд кажется безобидной и даже полезной, однако её основной минус заключается в том, что решение, удовлетворяющее обе стороны, может быть далеко не идеальным для каждой из сторон по отдельности, а то и вовсе привести к негативным последствиям.
Как бороться?
Помнить о том, что желание угодить сразу нескольким лицам не всегда приводит к благополучию, пытаться нейтрализовать конфликт таким образом, чтобы результат был не столько устраивающим всех, сколько разумным и эффективным.
• Ингрупповой фаворитизм (от греч. favor — благосклонность)
Искажение, характеризующееся благосклонностью к своему мнению и непризнанием, выраженным скептицизмом по отношению к тем, кто имеет иную точку зрения.
Пример в рекрутинге: новый сотрудник предлагает идею и ему отказывают, аргументируя тем, что ее концепция расходится с образом мыслей компании.
Также данное искажение отображают ситуации, в которых рекрутер ставит выше тех кандидатов, кто разделяет его точку зрения в том или ином вопросе, так как это делает кандидатов более профессиональными в его глазах.
Как бороться?
Беспристрастно оценивать кандидата, опираясь на факты о его карьере, а не на словесное объяснение. Учитывать, что люди могут иметь разную точку зрения, и это вовсе не значит, что кто-то из них обязательно не прав.
• Эффект присоединения к большинству
Ошибка в мышлении, при которой человек отдает предпочтение тому, чему отдает предпочтение общество или окружение.
Пример в рекрутинге: рекрутер проводит собеседования на вакансию java-разработчика и с каждым вновь пришедшим специалистом все больше убеждается в том, что упомянутая технология является передовой.
Помимо прочего, эффект присоединения к большинству побуждает рекрутеров считать, что специалисты, на которых сейчас повышенный спрос – элита рынка и лучше, чем остальные. Значит, данное когнитивное искажение мешает реально смотреть на происходящее и вынуждает полагаться на мнение большинства, вне зависимости от того, является ли оно правдивым или нет.
Как бороться?
Учитывать мнение большинства, но не брать его за основу и опрометчиво думать, что это единственный верный вариант. Объективно расценивать окружающую действительность и основываться на фактах.
• Проклятие знания
Характеризуется абсолютной уверенностью в том, что все люди обладают такими же знаниями и имеют схожее представление о чем-либо.
Пример в рекрутинге: кандидат, не обладающий той же информацией, что и рекрутер, теряет значимость в глазах рекрутера.
Данное когнитивное искажение приводит к тому, что рекрутер не сообщает кандидату о каких-либо немаловажных вещах, потому что эти сведения кажутся ему очевидными.
Как бороться?
«Проклятие знания» аналогично когнитивному искажению под названием «Наивный цинизм», о котором мы рассказали в предыдущей статье, поэтому способ избавления от него остается тем же.
• Ложный консенсус
Когнитивное искажение из той же серии, что и прошлое. Оно заключается в убежденности человека в том, что так, как мыслит он, мыслят все, к тем выводам, к которым приходит он, приходят все, и т.д.
Пример в рекрутинге: рекрутер, считающий, что его стек востребован, уверен в том, что другие рекрутеры недорабатывают, когда говорят, что таких нет на рынке.
Как бороться?
Думать о том, подтверждены ли выводы достоверной информацией. Если это так, то выводы стоит доказывать.
• Эвристика доступности
Это особенность восприятия, основанная на легкости вспоминания или представления тех или иных событий.
Пример в рекрутинге: кандидат, пришедший несколько недель назад, кажется рекрутеру безосновательно хуже, чем тот, что приходил вчера.
Главной проблемой данного искажения является желание полагаться на то, что легче вспоминается. К сожалению, это вовсе не разумная и небезопасная стратегия.
Как бороться?
Стараться опираться не только на недавно произошедшие события и первые пришедшие в голову воспоминания, а анализировать абсолютно все, что происходило.
Ставьте 👍 и подписывайтесь. Дальше ещё интереснее!
Не пропустите подкаст, в котором рассказываем о технологии найма, позволяющей найти много эффективных кандидатов. Смотрите на Дзене, YouTube или ВК. Только для профессионалов!
Мы в Telegram
Мы в VK
Сайт ichar.online
#мышление #поведение #работамозга #когнитивныеискажения #привычка #наука #шаблонповедения #рекрутинг #психологияобщения