В письме к Ивану Крамскому Илья Репин так сформулировал основные темы своего творчества: «Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, ее жизнь и смысл, дух истории — вот наши темы». Ко дню рождения мастера вспоминаем его главные работы.
«Никто не поверит!»: как Репин нашел сюжет «Бурлаков»
Знаменитых «Бурлаков» Репин написал под влиянием поразившей его встречи: на прогулке по нарядной набережной Невы он впервые увидел ватагу оборванцев, тянувших тяжелую барку. Контраст между «страшными чудищами» с по-детски добрыми улыбками и «ароматным цветником господ» так поразил художника, что он отправился на Волгу — рисовать этюды и наброски.
Бурлаки в изображении Репина — не размытая темная масса, а народная коллекция типов и характеров. Впереди расстрига Канин с лицом древнегреческого философа, за ним — могучий бывший боец-бородач и высокий юный Ларька в красной рубахе, то ли скидывающий, то ли поправляющий лямку. Трудяги и халтурщики, старые и молодые, они движутся из глубины картины прямо на зрителя сквозь солнечный и яркий мир.
«Правда жизни выше всего»: что происходит на крестном ходе
Картина «Крестный ход в Курской губернии» стала правдивой живописной поэмой о народной жизни. Среди семи десятков персонажей место нашлось всем: священникам и нищим, конным жандармам, уряднику с нагайкой и измученной жарой дородной помещице, купцам и странницам-богомолкам, важным господам и мальчику-горбуну. Вера, манерность, ханжество, равнодушие и фанатизм смешались в многообразии показанных характеров, создав единую картину толпы как целого народа.
По легенде, когда купивший картину Третьяков посоветовал художнику заменить крестьянку с пустым киотом на прекрасную молодую девушку, Репин ответил: «Для меня выше всего правда». Действительно, много ли встретишь в толпе красивых лиц.
«Дух истории»: самая известная историческая картина Репина
Картина стала известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Репин взял сюжет из истории, но внимание художника сосредоточено не столько на исторических фактах, сколько на переживаниях и чувствах героев. Ему удалось с невероятной силой передать мысль о нечаянности убийства и раскаянии Грозного в содеянном.
Лицо умирающего царевича почти иконописно: в нем нет гнева, только смирение и прощение. Образ грозного царя выражает ужас, в его глазах — непонимание происходящего и безумие. Испачканный кровью сына, он безнадежно пытается зажать рану на его виске. На переднем плане виден отброшенный царский посох — орудие убийства. Картина отражает размышления Репина о преступности убийства одним человеком другого.
«Лицо, душа человека, драма жизни»: мастерство Репина-портретиста
Илья Репин был признанным мастером портрета: он создал десятки образов «лучших людей России», делая акцент на изображении, по отзыву критика Владимира Стасова, «творческой мысли великого человека». Один из наиболее известных портретов работы Репина — предсмертное изображение композитора Модеста Мусоргского. Он был написан всего за четыре сеанса, в госпитале, где лечился композитор.
Художник не скрывает признаков болезни, но акцент делает на выражении лица друга — измученного физически и в то же время полного достоинства. Ни зеленый больничный халат, ни белые стены, ставшие фоном для портрета, не перевешивают выразительно-вопрошающего взгляда человека, уже перешагнувшего черту между жизнью и небытием.
Эскизы картины утверждал сам император
Одной из знаковых для Репина стала картина, предназначенная для зала заседаний Госсовета в Мариинском дворце. Ее размеры поражают — над холстом 4 на 8 метров художник и его ученики Борис Кустодиев и Иван Куликов трудились три года. На картине восемьдесят одна фигура, а император Николай II изображен дважды — он сидит под собственным парадным портретом. Кстати, эскизы художник должен был согласовывать с императором.
Работая над картиной, Репин и его помощники создали многочисленные этюды и портреты отдельных персонажей, ценные как образцы живописной техники alla prima, то есть созданные за один сеанс. В них ярко проявилась свободная, почти импрессионистическая манера письма Репина. Помимо этого, художник получил разрешение присутствовать на заседаниях и делать фотографии. Так Репину удалось создать не только грандиозную картину, но и правдивый исторический документ.
На закате своих дней Илья Репин писал:
«Прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы…».
Художник, которого современники называли гением, за почти семидесятилетнюю творческую жизнь создал более тысячи картин в разных жанрах.
Полную версию статьи читайте на нашем сайте vtbrussia.ru/culture.
Для справки:
Глубже познакомиться с творчеством Ильи Репина можно в залах Третьяковской галереи и Русского музея. Банк ВТБ выступает давним партнером институций и поддерживает выставки и культурные мероприятия.