Найти тему
ВТБ Страна

Репин в 5 картинах: как появился сюжет «Бурлаков» и кто утверждал эскизы «Заседания…»

Оглавление

В письме к Ивану Крамскому Илья Репин так сформулировал основные темы своего творчества: «Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, ее жизнь и смысл, дух исто­рии — вот наши темы». Ко дню рождения мастера вспоминаем его главные работы.

«Никто не поверит!»: как Репин нашел сюжет «Бурлаков»

Илья Репин. «Бурлаки на Волге», 1870-1873 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Илья Репин. «Бурлаки на Волге», 1870-1873 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Знаменитых «Бурлаков» Репин написал под влиянием поразившей его встречи: на прогулке по нарядной набережной Невы он впервые увидел ватагу оборванцев, тянувших тяжелую барку. Контраст между «страшными чудищами» с по-детски добрыми улыбками и «ароматным цветником господ» так поразил художника, что он отправился на Волгу — рисовать этюды и наброски.

Бурлаки в изображении Репина — не размытая темная масса, а народная коллекция типов и характеров. Впереди расстрига Канин с лицом древнегреческого философа, за ним — могучий бывший боец-бородач и высокий юный Ларька в красной рубахе, то ли скидывающий, то ли поправляющий лямку. Трудяги и халтурщики, старые и молодые, они движутся из глубины картины прямо на зрителя сквозь солнечный и яркий мир.

«Правда жизни выше всего»: что происходит на крестном ходе

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии», 1881–1883 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии», 1881–1883 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Картина «Крестный ход в Курской губернии» стала правдивой живописной поэмой о народной жизни. Среди семи десятков персонажей место нашлось всем: священникам и нищим, конным жандармам, уряднику с нагайкой и измученной жарой дородной помещице, купцам и странницам-богомолкам, важным господам и мальчику-горбуну. Вера, манерность, ханжество, равнодушие и фанатизм смешались в многообразии показанных характеров, создав единую картину толпы как целого народа.

По легенде, когда купивший картину Третьяков посоветовал художнику заменить крестьянку с пустым киотом на прекрасную молодую девушку, Репин ответил: «Для меня выше всего правда». Действительно, много ли встретишь в толпе красивых лиц.

«Дух истории»: самая известная историческая картина Репина

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Картина стала известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Репин взял сюжет из истории, но внимание художника сосредоточено не столько на исторических фактах, сколько на переживаниях и чувствах героев. Ему удалось с невероятной силой передать мысль о нечаянности убийства и раскаянии Грозного в содеянном.

Лицо умирающего царевича почти иконописно: в нем нет гнева, только смирение и прощение. Образ грозного царя выражает ужас, в его глазах — непонимание происходящего и безумие. Испачканный кровью сына, он безнадежно пытается зажать рану на его виске. На переднем плане виден отброшенный царский посох — орудие убийства. Картина отражает размышления Репина о преступности убийства одним человеком другого.

«Лицо, душа человека, драма жизни»: мастерство Репина-портретиста

Илья Репин. «Портрет композитора М. П. Мусоргского», 1881 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Илья Репин. «Портрет композитора М. П. Мусоргского», 1881 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Илья Репин был признанным мастером портрета: он создал десятки образов «лучших людей России», делая акцент на изображении, по отзыву критика Владимира Стасова, «творческой мысли великого человека». Один из наиболее известных портретов работы Репина — предсмертное изображение композитора Модеста Мусоргского. Он был написан всего за четыре сеанса, в госпитале, где лечился композитор.

Художник не скрывает признаков болезни, но акцент делает на выражении лица друга — измученного физически и в то же время полного достоинства. Ни зеленый больничный халат, ни белые стены, ставшие фоном для портрета, не перевешивают выразительно-вопрошающего взгляда человека, уже перешагнувшего черту между жизнью и небытием.

Эскизы картины утверждал сам император

Илья Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», 1903 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Илья Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», 1903 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Одной из знаковых для Репина стала картина, предназначенная для зала заседаний Госсовета в Мариинском дворце. Ее размеры поражают — над холстом 4 на 8 метров художник и его ученики Борис Кустодиев и Иван Куликов трудились три года. На картине восемьдесят одна фигура, а император Николай II изображен дважды — он сидит под собственным парадным портретом. Кстати, эскизы художник должен был согласовывать с императором.

Работая над картиной, Репин и его помощники создали многочисленные этюды и портреты отдельных персонажей, ценные как образцы живописной техники alla prima, то есть созданные за один сеанс. В них ярко проявилась свободная, почти импрессионистическая манера письма Репина. Помимо этого, художник получил разрешение присутствовать на заседаниях и делать фотографии. Так Репину удалось создать не только грандиозную картину, но и правдивый исторический документ.

На закате своих дней Илья Репин писал:

«Прощайте, милые друзья! Мне много было отпущено счастья на земле: мне так незаслуженно везло в жизни. Я, кажется, вовсе не стою моей славы…».

Художник, которого современники называли гением, за почти семидесятилетнюю творческую жизнь создал более тысячи картин в разных жанрах.

Полную версию статьи читайте на нашем сайте vtbrussia.ru/culture.

Для справки:

Глубже познакомиться с творчеством Ильи Репина можно в залах Третьяковской галереи и Русского музея. Банк ВТБ выступает давним партнером институций и поддерживает выставки и культурные мероприятия.