Найти в Дзене
Мама Игоря

«Весельчаки» (2009): транс-феерия, в которой Козловский сыграл лучшую роль

Оглавление

Почти через год удалось возобновить групповые кинопросмотры, так что мы добрались до очереди отечественных фильмов. И так вышло, что именно экспериментальное кино про трансвеститов настаивалось в течение всего времени.

Постер фильма «Весельчаки» (2009)
Постер фильма «Весельчаки» (2009)

Неожиданный взгляд

Боюсь, рассказать про фильм, не затрагивая политический аспект не выйдет. Как минимум, потому что за музыкальное оформление отвечала Верка Сердючка, которая Андрей Данилко, и которая на сегодняшний момент в России является персоной нон-грата.

Кроме того, съёмки и выход фильма на экраны пришёлся на самое начало правления президента Медведева, которое сопровождалось невероятной либерализацией российского культурного пространства. Не в значении «рыночек порешает» из девяностых, а в более-менее современном: феминизм, геи и вот это всё.

Козловский в единственной хорошо сыгранной роли (извините)
Козловский в единственной хорошо сыгранной роли (извините)

И этот период был довольно неплохим для кино, на мой взгляд. Нет, безусловно, не могу сказать, что художественная ценность у фильмов, снятых в данный период, какая-то зашкаливающая. Большая часть картин, скорее всего, будет забыта. Однако!

В девяностых-начале нулевых был тренд на поливание грязью СССР и «имперского прошлого», а потому чернуха лилась рекой. Начало же десятых ознаменовалось расцветом (ура-)патриотического кино с навязчивым привкусов пропаганды в самом плохом её значении: господин Сурков с его прожектами не даст соврать. Благо, последний сейчас с охотой раздаёт интервью и приписывает себе чуть ли не все (откровенно провальные) пиар-проекты, низводящие символику Российской Федерации до уровня этикеток «Колы» – через превращения в набивший оскомину рекламный проект.

Мама-костюмер внезапно узнала, что сын участвует в шоу травести, которое она обшивала
Мама-костюмер внезапно узнала, что сын участвует в шоу травести, которое она обшивала

А вот «Весельчаки» – колоритный представитель промежуточного этапа. Когда антисоветская повестка ещё не сменилась зашкваливающе-пророссийской. И когда сценаристы с режиссёрами экспериментировали на ниве остросоциальных тем. В число которых, например, вошла и радужная тусовка.

Тут сразу стоит оговориться и разделить понятия:

  • травести – это просто шоу, где люди переодеваются в костюмы, форма художественного искусства;
  • трансвестит – это человек, который любит переодеваться в костюмы противоположного пола (как результат фетишизма или гендерной дисфории);
  • транссексуал – человек, который провёл хирургическую смену пола;
  • трансгендер – в узком смысле, человек, ассоциирующий себя с другим гендером (важно понимать, что «пол» и «гендер» не тождественные понятия).

Впрочем, авторы решили не заморачиваться. Поэтому нам рассказывают историю травести, при этом некоторые из них являются трансвеститами, и большая часть – геями.

По сути, взгляд на травести-тусовку в рамках фильма «Весельчаки» довольно консервативный, поскольку не разбирается в сортах, так сказать. Смешивая в кучу понятия, в повседневной жизни никак не связанные.

Главные герои(ни)
Главные герои(ни)

Обличительная повестка

Фильм не так плох, поэтому рекомендую его глянуть. Но, к сожалению, не могу объяснить мнение, не прибегая к некоторым спойлерам. Давайте так, просто укажу спорные моменты, но без подробностей, а по ходу просмотра уже сами поймёте.

Ключевая проблема – именно в клишированности. Потому что авторы смотрят на персонажей глазами условного Милонова, ведь травести-шоу представлено:

  • женственными извращенцами;
  • испытавшими в юности психологическую травму;
  • склонными к гомосексуальным отношениям;
  • подверженным венерическим заболеваниям.

С одной стороны, это чересчур утрированная ситуация. С другой стороны, за счёт такого набора клише фильму удалось раскрыть, по сути, большую часть социальных проблем, с которыми сталкиваются люди... можно сказать, нетрадиционной ориентации, но пласт поднимаемых вопросов несколько шире.

В принципе, вот все беды людей, так или иначе не вписывающихся в типовое поведение, затронуты «Весельчаками». И это неплохо, когда речь заходит о социальной драме.

Семейная встреча
Семейная встреча

Критические моменты

К тому же не могу не отметить, что через конфликтные ситуации довольно хорошо раскрывается предвзятость окружающих. Условно: если мальчик ходит на танцы, его будут гнобить, а если мужчина наденет платье, его захотят избить.

Можно говорить, что описанные выше ситуации – предрассудки, что такого на самом деле не происходит, но... Сейчас постоянно приходят новости об уголовных делах против подростков, которые избивают друг друга до полусмерти за «неправильную» одежду. Да и у меня в школе мальчика доставали, потому что он играл на флейте и обладал мягким характером: в конце концов это закончилось нападением с избиением.

Хочется обратить внимание и на вопрос, когда (условного) гея обвиняют в попытке растления. То есть, когда взрослого человека, встречающегося со взрослым человеком, пытаются «наказать» за поступок другого человека в другом месте и с другими девиациями.

Интересный момент, когда консервативное общество ищет козла отпущения для решения какого-то своего внутреннего конфликта.

Неплохое кино

От меня фильм «Весельчаки» 2009 года получает 7 баллов из 10 – за смелость.

Он не утратил актуальности и показывает проблемы радужного сообщества (в широком смысле) даже сегодня. Ну или, если хотите, выявляет проблемы общества, которое буквально на пустом месте находит себе врага, обращаясь к визуальным маркерам.

Смотреть в семейном кругу не рекомендую по вполне понятным основаниям. Не удивлюсь, если в скором времени подобные картины в принципе запретят к показу на территории России – даже для взрослых.

Также настоятельно не советую смотреть фильм в качестве заявленной комедии. Там есть забавные моменты, но по сути она сводится к человеческой драме. Точнее, сразу к нескольким.

Не всегда понятны скачки во времени, да и финал кажется запутанным. Но для лучшего понимания активистов, борцов за права и самих жертв травли (даже если зрителям неприятны мысли про нетрадиционное поведение) кино идеально.

P. S. Да, мне в самом деле кажется, что эта роль Козловского – лучшая. Он отыгрывает себя: неприкаянного человека с плохой дикцией, который не может найти место в жизни, и лишь пёстрая одежда с выступлениями под фонограмму способны принести в жалкое существование хоть капельку осмысленности.