С каждым годом число памятников великому поэту растёт, и ни один из них нельзя назвать последним. Однако всегда существует памятник под номером «один». Так где же и при каких обстоятельствах он был установлен?
Увековечить память поэта предложил В.Г. Белинский ещё в середине XIX века. В октябре 1860 г. 20 лицеистов собрались на традиционную лицейскую годовщину для обсуждения плана подготовки празднования 50-го юбилея Царскосельского лицея, и тогда организационный комитет получил полномочия на ходатайство о сооружении памятника Пушкину.
Участники собрания от имени всех выпускников обратились с представлением к принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому, который доложил об идее лицеистов императору Александру II, который идею поддержал.
Высочайшим повелением открытие подписки было поручено министерству внутренних дел. В октябре 1870 г. вопрос о создании памятника и учреждении комитета по ведению дела снова был поднят лицеистами первых семи выпусков Царскосельского лицея. После получения разрешения от императора комитет был создан, в апреле 1871 г. был утвержден его состав.
На первом заседании комитета обсуждался вопрос о месте установки памятника и условиях конкурса для скульпторов. В 1871 г. во всех периодических изданиях было опубликовано воззвание учреждённого комитета по сооружению памятника Пушкину.
Информация о пожертвованиях на памятник активно передавалась обществу через газеты и журналы. Вся Россия включилась в дело сооружения монумента. В газетах и журналах публиковались огромные списки фамилий с указанием суммы пожертвования. Среди благотворителей были имена высокопоставленных особ с крупными вкладами. Большие пожертвования были внесены друзьями Пушкина. Значились в списке и имена людей, внесших хотя бы несколько копеек. В начале 1872 г. была собрана достаточная сумма. Местом установки памятника после одобрения Государем Императором комитет выбрал Москву. В Центральном государственном архиве Москвы под номером 298 хранится дело «Об отрезке на Тверском бульваре площадки для постановки памятника А.С.Пушкину». Далее комитет четко прописал требования к памятнику. Комитет также разрешал представлять на конкурс одновременно скульптурные модели пьедестала и статуи поэта. Дело осложнялось тем, что прижизненных скульптурных изображений поэта не было, хотя существовала иллюстративная пушкиниана, начатая еще при жизни поэта.
Образ Пушкина был очень переменчив, однако в 1827 г. Были созданы два бесценных портрета, написанные с поэта В.А.Тропининым и О.А.Кипренским.
Уловить черты лица Пушкина и перенести их на полотно было чрезвычайно трудно, тем более воплотить в бронзе или в мраморе. Большим подспорьем для художников были рисунки, запечатлевшие Пушкина на смертном одре и посмертная маска.
Первая выставка проектов открылась в Петербурге 22 марта 1873 года. Из представленных на конкурс 15 моделей нужно было отобрать лучшие. Для объективной оценки проектов комитет пригласил известных скульпторов Давида Йенсена, Роберта Залемана и Эрнста Менерта. Члены комитета и эксперты пришли к единогласному заключению, что между представленными проектами памятника нет ни одного, который бы мог быть признан удовлетворительным и заслуживающим 1-й премии. При вскрытии конвертов с именами скульпторов оказалось, что модели, которые набрали наибольшее число голосов, принадлежат одному скульптору – академику Александру Михайловичу Опекушину.
Прежде чем приступить к созданию конкурсного проекта, Опекушину пришлось много времени затратить на постижение образа поэта. Свою работу он строил по нескольким направлениям: знакомился с творчеством Пушкина, изучал его биографию, «иконографию», и, как каждый участник творческого марафона, считал необходимым изучение двух прижизненных портретов, выполненных с натуры В.А. Тропининым и О.А Кипренским. Большим подспорьем скульптору были и рисунки самого Пушкина, на которых он часто изображал себя в профиль, что очень важно для создания скульптурного портрета.
Казалось бы, только сам Пушкин мог уловить переменчивые черты свои на кончике пера – среди его автопортретов особенно выделяется сдвоенный автопортрет, показывающий поэта до южной ссылки и после неё.
Таким образом, в результате напряжённой работы на свет появились три проекта памятника, которые Опекушин представил на первую выставку, что позволило скульптору выйти в число лидеров. На второй конкурс скульптор представил уже четыре модели. Когда стали известны имена авторов, набравших наибольшее количество голосов, им снова оказался Опекушин со своей моделью под девизом «Скульптор». В дальнейшем комиссия приняла решение об изготовлении двух моделей памятника Пушкину лидерами конкурса – скульпторами А.Опекушиным и П. Забелло. По разрешению комитета к ним присоединились со своими моделями скульпторы М. Антокольский и И. Шредер. Одержав победу на втором конкурсе, Опекушин спешил начать работу над моделью памятника Пушкину в полный размер. После завершения модели она была доставлена в Зимний дворец и весьма одобрена императором Александром II. Весной 1877 г. смета на постройку памятника Пушкину в Москве была готова и передана в комитет. Составлением сметы занимался архитектор И.С. Богомолов.
В смете были расписаны все виды работ, которые предстояло выполнить по памятнику. В марте 1877 г. модель памятника была выставлена на всеобщее обозрение публики в помещении постоянной выставки Общества поощрения художников.Фигура поэта почти не вызывала разногласий. В июне 1877 г. комитет заключил с Опекушиным письменное «Условие на исполнение статуи А.С.Пушкина для памятника в Москве». В письменном «Условии» Опекушин обязуется исполнить статую определённой величины из глины, а затем из гипса, и также наблюдать за отливкой статуи из бронзы на заводе и установкой её на месте в Москве. В конце февраля 1879 г. работа над моделью была закончена. В начале марта её осмотрели эксперты и члены комитета и высказали некоторые незначительные замечания, тем не менее, отметили, что Опекушину удалось достичь гармонии в образе поэта, сохранить сильное сходство, глубокое выражение чувств на лице Пушкина, погружённого в думу. Отмечалось поразительное сходство с посмертной маской и портретом кисти Кипренского, на котором поэт изображён со скрещёнными на груди руками.
После осмотра фигуры комитет постановил поручить скульптору Опекушину немедленно приступить к изготовлению статуи из гипса, а готовую статую из гипса передать для отливки из бронзы на завод Роберта Кохуна фирмы «Константин Никольс и Вильям Плинке».
В июне 1879 г. комитет заключил договор с литейным заводом Р.Кохуна на отливку в бронзе статуи Пушкина и украшений для памятника. Работы по памятнику были завершены в начале мая. Первоначально памятник предполагалось открыть 19 октября 1879 г. в очередную лицейскую годовщину и в год 80-летия со дня рождения поэта. Однако затянулись работы по сооружению пьедестала. Согласно с высочайшим соизволением Государя Императора торжества были назначены на 26 мая 1880 года – день рождения поэта по старому стилю. Но и эту дату пришлось перенести: 22 мая скончалась императрица Мария Александровна.
Открытие отложили до 3 июня. Однако датой открытия памятника стало именно 6 июня – дата, дорогая каждому россиянину. Пушкинские торжества в Москве начались днём раньше: уже 5 июня 1880 года в здании Московской городской Думы началось торжественное заседание комитета по сооружению памятника.
Заседание было посвящено приёму депутаций, чтению приветственных телеграмм и ознакомлению с историей создания памятника. И вот наступил день открытия первого памятника первому поэту России – 6 июня 1880 г. В этот день центральные улицы Москвы были необычайно оживлены.
Среди почётных гостей – известные поэты и писатели И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, И.А.Аксаков, Д.В.Григорович, А.Н.Островский, А.Н.Майков, Я.П.Полонский и др.
Член комитета по сооружению памятника статс-секретарь Ф.П. Корнилов прочитал акт о передаче памятника городу и вручил его городскому голове С.М. Третьякову.
Бархатная тёмно-зелёная папка, на которой золотыми буквами написано: «Акт передачи памятника Пушкину в ведение Московского городского управления 6 июня 1880 года». Этот бесценный документ хранится в отделе рукописей ИРЛИ (Пушкинский Дом). После передачи акта с ответной речью выступил С.М.Третьяков. Затем генерал-губернатор В.А. Долгоруков взмахнул платком – и тотчас были сняты верёвки с парусиновой пелены, окутывавшей памятник. Взору присутствующих предстал Пушкин.
В обычном платье, одна его рука заложена за борт жилета, другая, с мягкой шляпой, за спину. На лице тихая скорбь, которая так часто сквозит в лирических произведениях поэта. Толпа заколыхалась и продвинулась к бронзовому Пушкину. Минута поистине торжественная. Слёзы потекли по лицу стоявшего на эстраде командира Нарвского гусарского полка Александра Александровича Пушкина, его сестёр и брата.
Слёзы затуманили глаза ещё одного человека, стоящего неподалёку от них, – Александра Михайловича Опекушина, автора памятника. Его Пушкин, его родное детище принято людьми.
Установление памятника А.Пушкину в Москве стало одним из самых видных общественных событий в России конца девятнадцатого века, праздником русской культуры, русской интеллигенции, важной вехой в судьбе пушкинского наследия, этапом рождения пушкинской традиции изучения и почитания его поэтического гения. В 1950 г. памятник перенесли на противоположную сторону Тверской улицы и установили на площади. После переноса памятник стал центром композиции новой площади, названной в честь поэта. Памятник Пушкину работы Опекушина – подлинное украшение площади. Он как бы «очеловечивает» площадь, как и весь центр старинного и непростого города Москва.
Когда любуешься воздвигнутым поэту «рукотворным памятником», вспоминаешь, что Москва – родина великого гения русской литературы.
Образ Пушкина всегда привлекал к себе внимание художников и скульпторов. Существует множество памятников, портретов, статуэток и бюстов с изображением Пушкина.
Если вам понравилась публикация, то буду благодарна за подписку на канал, лайк и комментарий. Спасибо!
#литература #Пушкин #классика #россия #культура #история #москва #известныелюди #русскийязык #душа