Найти тему

Как и где открылся первый памятник А. С. Пушкину?

С каждым годом число памятников великому поэту растёт, и ни один из них нельзя назвать последним. Однако всегда существует памятник под номером «один». Так где же и при каких обстоятельствах он был установлен?

Увековечить память поэта предложил В.Г. Белинский ещё в середине XIX века. В октябре 1860 г. 20 лицеистов собрались на традиционную лицейскую годовщину для обсуждения плана подготовки празднования 50-го юбилея Царскосельского лицея, и тогда организационный комитет получил полномочия на ходатайство о сооружении памятника Пушкину.

Царскосельский лицей
Царскосельский лицей

Участники собрания от имени всех выпускников обратились с представлением к принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому, который доложил об идее лицеистов императору Александру II, который идею поддержал. 

Жозеф Дезире Кур. Портрет Петра Георгиевича Ольденбургского.
Жозеф Дезире Кур. Портрет Петра Георгиевича Ольденбургского.

Высочайшим повелением открытие подписки было поручено министерству внутренних дел. В октябре 1870 г. вопрос о создании памятника и учреждении комитета по ведению дела снова был поднят лицеистами первых семи выпусков Царскосельского лицея. После получения разрешения от императора комитет был создан, в апреле 1871 г. был утвержден его состав.

Портрет императора Александра II
Портрет императора Александра II

На первом заседании комитета обсуждался вопрос о месте установки памятника и условиях конкурса для скульпторов. В 1871 г. во всех периодических изданиях было опубликовано воззвание учреждённого комитета по сооружению памятника Пушкину.

Прошение о разрешении пожертвований на памятник А. С. Пушкину
Прошение о разрешении пожертвований на памятник А. С. Пушкину

Информация о пожертвованиях на памятник активно  передавалась обществу через газеты и журналы. Вся Россия включилась в дело сооружения монумента. В газетах и журналах публиковались огромные списки фамилий с указанием суммы пожертвования. Среди благотворителей были имена высокопоставленных особ с крупными вкладами. Большие пожертвования были внесены друзьями Пушкина. Значились в списке и имена людей, внесших хотя бы несколько копеек. В начале 1872 г. была собрана достаточная сумма. Местом установки памятника после одобрения Государем Императором комитет выбрал Москву. В Центральном государственном архиве Москвы под номером 298 хранится дело «Об отрезке на Тверском бульваре площадки для постановки памятника А.С.Пушкину». Далее комитет четко прописал требования к памятнику. Комитет также разрешал представлять на конкурс одновременно скульптурные модели пьедестала и статуи поэта. Дело осложнялось тем, что прижизненных скульптурных изображений поэта не было, хотя существовала  иллюстративная пушкиниана, начатая еще при жизни поэта.

Образ Пушкина был очень переменчив, однако в 1827 г. Были созданы два бесценных портрета, написанные с поэта В.А.Тропининым и О.А.Кипренским.

-5

Уловить черты лица Пушкина и перенести их на полотно было чрезвычайно трудно, тем более воплотить в бронзе или в мраморе. Большим подспорьем для художников были рисунки, запечатлевшие Пушкина на смертном одре и посмертная маска.

-6

Первая выставка проектов открылась в Петербурге 22 марта 1873 года. Из представленных на конкурс 15 моделей нужно было отобрать лучшие. Для объективной оценки проектов комитет пригласил известных скульпторов Давида Йенсена, Роберта Залемана и Эрнста Менерта. Члены комитета и эксперты пришли к единогласному заключению, что между представленными проектами памятника нет ни одного, который бы мог быть признан удовлетворительным и заслуживающим 1-й премии. При вскрытии конвертов с именами скульпторов оказалось, что модели, которые набрали наибольшее число голосов, принадлежат одному скульптору – академику Александру Михайловичу Опекушину.

Александр Михайлович Опекушин
Александр Михайлович Опекушин

Прежде чем приступить к созданию конкурсного проекта, Опекушину пришлось много времени затратить на постижение образа поэта. Свою работу он строил по нескольким направлениям: знакомился с творчеством Пушкина, изучал его биографию, «иконографию», и, как каждый участник творческого марафона, считал необходимым изучение двух прижизненных портретов, выполненных с натуры В.А. Тропининым и О.А Кипренским. Большим подспорьем скульптору были и рисунки самого Пушкина, на которых он часто изображал себя в профиль, что очень важно для создания скульптурного портрета.

-8

Казалось бы, только сам Пушкин мог уловить переменчивые черты свои на кончике пера – среди его автопортретов особенно выделяется сдвоенный автопортрет, показывающий поэта до южной ссылки и после неё.

Таким образом, в результате напряжённой работы на свет появились три проекта памятника, которые Опекушин представил на первую выставку, что позволило скульптору выйти в число лидеров. На второй конкурс скульптор представил уже четыре модели. Когда стали известны имена авторов, набравших наибольшее количество голосов, им снова оказался Опекушин со своей моделью под девизом «Скульптор». В дальнейшем комиссия приняла решение об изготовлении двух моделей памятника Пушкину лидерами конкурса – скульпторами А.Опекушиным и П. Забелло. По разрешению комитета к ним присоединились со своими моделями скульпторы М. Антокольский и И. Шредер. Одержав победу на втором конкурсе, Опекушин спешил начать работу над моделью памятника Пушкину в полный размер. После завершения модели она была доставлена в Зимний дворец и весьма одобрена императором Александром II. Весной 1877 г. смета на постройку памятника Пушкину в Москве была готова и передана в комитет. Составлением сметы занимался архитектор И.С. Богомолов.

Богомолов Иван Семëнович
Богомолов Иван Семëнович

В смете были расписаны все виды работ, которые предстояло выполнить по памятнику. В марте 1877 г. модель памятника была выставлена на всеобщее обозрение публики в помещении постоянной выставки Общества поощрения художников.Фигура поэта почти не вызывала разногласий. В июне 1877 г. комитет заключил с Опекушиным письменное «Условие на исполнение статуи А.С.Пушкина для памятника в Москве». В письменном «Условии» Опекушин обязуется исполнить статую определённой величины из глины, а затем из гипса, и также наблюдать за отливкой статуи из бронзы на заводе и установкой её на месте в Москве. В конце февраля 1879 г. работа над моделью была закончена. В начале марта её осмотрели эксперты и члены комитета и высказали некоторые незначительные замечания, тем не менее, отметили, что Опекушину удалось достичь гармонии в образе поэта, сохранить сильное сходство, глубокое выражение чувств на лице Пушкина, погружённого в думу. Отмечалось поразительное сходство с посмертной маской и портретом кисти Кипренского, на котором поэт изображён со скрещёнными на груди руками. 

После осмотра фигуры комитет постановил поручить скульптору Опекушину немедленно приступить к изготовлению статуи из гипса, а готовую статую из гипса передать для отливки из бронзы на завод Роберта Кохуна фирмы «Константин Никольс и Вильям Плинке».

В июне 1879 г. комитет заключил договор с литейным заводом Р.Кохуна на отливку в бронзе статуи Пушкина и украшений для памятника. Работы по памятнику были завершены в начале мая. Первоначально памятник предполагалось открыть 19 октября 1879 г. в очередную лицейскую годовщину и в год 80-летия со дня рождения поэта. Однако затянулись работы по сооружению пьедестала. Согласно с высочайшим соизволением Государя Императора торжества были назначены на 26 мая 1880 года – день рождения поэта по старому стилю. Но и эту дату пришлось перенести: 22 мая скончалась императрица Мария Александровна.

Императрица Мария Александровна
Императрица Мария Александровна

Открытие отложили до 3 июня. Однако датой открытия памятника стало именно 6 июня – дата, дорогая каждому россиянину. Пушкинские торжества в Москве начались днём раньше: уже 5 июня 1880 года в здании Московской городской Думы началось торжественное заседание комитета по сооружению памятника. 

Заседание было посвящено приёму депутаций, чтению приветственных телеграмм и ознакомлению с историей создания памятника. И вот наступил день открытия первого памятника первому поэту России – 6 июня 1880 г. В этот день центральные улицы Москвы были необычайно оживлены.

Пушкинские торжества в Москве
Пушкинские торжества в Москве

Среди почётных гостей – известные поэты и писатели И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, И.А.Аксаков, Д.В.Григорович, А.Н.Островский, А.Н.Майков, Я.П.Полонский и др.

Член комитета по сооружению памятника статс-секретарь Ф.П. Корнилов прочитал акт о передаче памятника городу и вручил его городскому голове С.М. Третьякову.

Сергей Михайлович Третьяков
Сергей Михайлович Третьяков

Бархатная тёмно-зелёная папка, на которой золотыми буквами написано: «Акт передачи памятника Пушкину в ведение Московского городского управления 6 июня 1880 года». Этот бесценный документ хранится в отделе рукописей ИРЛИ (Пушкинский Дом). После передачи акта с ответной речью выступил С.М.Третьяков. Затем генерал-губернатор В.А. Долгоруков взмахнул платком – и тотчас были сняты верёвки с парусиновой пелены, окутывавшей памятник. Взору присутствующих предстал Пушкин.

Памятник А. С. Пушкину на Тверском бульваре
Памятник А. С. Пушкину на Тверском бульваре

В обычном платье, одна его рука заложена за борт жилета, другая, с мягкой шляпой, за спину. На лице тихая скорбь, которая так часто сквозит в лирических произведениях поэта. Толпа заколыхалась и продвинулась к бронзовому Пушкину. Минута поистине торжественная. Слёзы потекли по лицу стоявшего на эстраде командира Нарвского гусарского полка Александра Александровича Пушкина, его сестёр и брата.

Александр Александрович Пушкин
Александр Александрович Пушкин

Слёзы затуманили глаза ещё одного человека, стоящего неподалёку от них, – Александра Михайловича Опекушина, автора памятника. Его Пушкин, его родное детище принято людьми. 

Установление памятника А.Пушкину в Москве стало одним из самых видных общественных событий в России конца девятнадцатого века, праздником русской культуры, русской интеллигенции, важной вехой в судьбе пушкинского наследия, этапом рождения пушкинской традиции изучения и почитания его поэтического гения.  В 1950 г. памятник перенесли на противоположную сторону Тверской улицы и установили на площади. После переноса памятник стал центром композиции новой площади, названной в честь поэта. Памятник Пушкину работы Опекушина – подлинное украшение площади. Он как бы «очеловечивает» площадь, как и весь центр старинного и непростого города Москва.

Памятник А. С. Пушкину на Тверском бульваре
Памятник А. С. Пушкину на Тверском бульваре

Когда любуешься воздвигнутым поэту «рукотворным памятником», вспоминаешь, что Москва – родина великого гения русской литературы. 

Образ Пушкина всегда привлекал к себе внимание художников и скульпторов. Существует множество памятников, портретов, статуэток и бюстов с изображением Пушкина.

Памятник А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге
Памятник А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге

Если вам понравилась публикация, то буду благодарна за подписку на канал, лайк и комментарий. Спасибо!

#литература #Пушкин #классика #россия #культура #история #москва #известныелюди #русскийязык #душа