Найти в Дзене
АвиаОбоз

Иран: первым делом - самолеты

Перед уходом в августовский отпуск хочется написать что-то действительно интересное. А тут подоспела заметка об "интенсивных полетах иранских транспортных самолетов в Москву, которые наверное возят беспилотники" (зачем в Москву?). И явным должен стать интерес к иранской авиации - потому что это же будущее авиации российской, если ничего не изменится.

Фото: Axel J.
Фото: Axel J.

Автор материала Андрей Мовчан — российский финансист, специалист по инвестициям. Основатель группы компаний Movchan’s Group. Сфера деятельности группы — управление средствами состоятельных частных лиц на мировых финансовых рынках, консультирование по управлению благосостоянием, независимая оценка инвестиционных портфелей. Из Википедии

Напомню, в Иране живет 86 млн человек, это 60% от населения России, по территории Иран - 17-я страна в мире. Так вот, сообщаю: в Иране есть авиация.

Начнем с карго. Всего в Иране действуют две грузовые компании. Они управляют 11 самолетами из которых 6 - Ил 76 и Ан-74. Остальные - Bombardier - 2, Embraer - 2 и один китайский самолет. Средний возраст Bombardier и Embraer около 40 лет; примерно 9 Bombardier и Embraer числятся "на складе", то есть разобраны на запчасти не до конца.

С пассажирскими компаниями дело обстоит получше. Всего их четырнадцать. В сумме они владеют 187 самолетами; примерно 45 из них находятся в нелетном состоянии (скорее всего используются для разборки или просто не могут быть введены в строй). Во флоте пассажирских компаний также есть один Boeing 747 переделанный в грузовой (ему 34 года).

Чтобы понять математику иранской авиакомпании, надо смотреть на цифры внимательно. Возьмем Iran Air, это самая крупная компания: 25 самолетов летает и 5 припарковано. Официально за компанией числится - 44 (то есть 14 уже нет, но их регистрация еще живет). Исторически компания имела 84 воздушных судна (То есть таким образом 54 борта разобраны или пошли в металлолом). Может быть это потому что иранцы любят только новые самолеты? Нет, средний возраст например самолетов А320 - 30 лет. Это купленные у Китая самолеты.

Иран страдает под санкциями, не имея возможности купить новые самолеты? И да и нет. Во-первых, совершенно очевидно, что Иран покупает запчасти к Boeing, Airbus, ATR, Embraer и пр. Где? У третьих стран, которые списывают свои самолеты. Во-вторых, иногда ему удается купить и самолеты целиком! Есть замечательная история о получении Ираном двух классных А-340. Их продавала Olympic Airlines как металлолом, продались малоизвестной компании из Эмиратов. Были приведены в летную годность и проданы казахской компании Beck AIr, которая вскорости ... обанкротилась. Но до этого самолеты были ей переданы - но не долетели. У обоих над Ираном случилась аварийная ситуация, они приземлились на территории этой страны. И там и остались - им понравилось. Теперь оба летают в ливреях местных авиакомпаний. Иран мог бы купить Суперджеты или китайские самолеты - но нет средств: санкции они не только по самолетам.

Но новые самолеты в Иране все-же есть: ATR, Airbus 321 и 330 - их совсем немного, но они есть! Санкции санкциями, а жизнь жизнью. Не спрашивайте, где они их взяли. Да, модели самые простые, чтобы можно было обслуживать и ремонтировать самостоятельно. Да, аварийность высокая. Да, во многие страны половина флота летать не может. Но всё-таки!

Военные самолеты в Иране - в основном старые модели российских и китайских. Исключение составляют 23 французских Mirage, которые шиитские летчики из Ирака перегнали в Иран в 1991 году. И 60 американских F-5, поставленных до 1979 года (это остаток от 183 бортов, остальные вышли из строя или разобраны на запчасти). Всего военная авиация Ирана владеет 343 самолетами, из них половина - боевые.

Для сравнения Саудовская Аравия эксплуатирует 219 пассажирских самолетов и около сотни грузовых. В ее военном флоте - более 200 одних только F15. Население Саудовской Аравии - 36 млн человек, в 2,2 раза меньше Ирана.

Всем удачного августа. Планируйте свои путешествия так, чтобы по возможности никогда не летать на иранских самолетах.

Источник: Movchans

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале