Найти в Дзене

Мумии Египта: мифы, технологии, загадки

Оглавление

Всем привет! Это подкаст «Феи / Роботы / Пришельцы», меня зовут Сергей Балашов. Звезда Сириус высоко стоит над горизонтом, начинается разлив Нила. Сегодня мы поговорим про мумии. Как и зачем их делают? Во что верили древние египтяне, когда бальзамировали тела своих фараонов? Как изучают мумии сегодня? Кратко расскажу про историю Древнего Египта, технологию мумификации, загробный мир Осириса и про современные методы исследования древних гробниц.

Погребальная маска Тутанхамона. Фотография 1925 года by Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome
Погребальная маска Тутанхамона. Фотография 1925 года by Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Альтернативная точка зрения

Как всем известно, древние египтяне начали делать мумии после того, как вступили в контакт с инопланетной цивилизацией. Более развитые инопланетяне, прилетевшие с исчезнувший планеты Фаэтон, или с планеты звезды Сириус (это точно ещё не известно), научили египтян строить космические маяки в форме пирамид и поделились многими полезными знаниями.

Posterazzi Artist's concept illustrating how aliens helped to build ancient Egyptian monuments
Posterazzi Artist's concept illustrating how aliens helped to build ancient Egyptian monuments

Глядя на своих учителей из космоса, египтяне в том числе заметили, что для космических перелётов гости со звёзд погружают себя в анабиоз, искусственный сон, чтобы пережить долгие годы космического путешествия. Не понимая глубинный смысл этого процесса, египтяне переняли его внешнюю сторону, и стали бальзамировать своих знатных умерших, чтобы когда-нибудь они вернулись к жизни.

Так, этой точки зрения время уделили. Теперь давайте вернёмся из космических бездн на Землю и от фантастики перейдём всё-таки к истории.

Сегодня я хотел бы поговорить о мумиях. Это будет двухсерийный выпуск: в первом поговорим об истории Египта, религии и технологии изготовления мумий. Во втором – о мумиях в культуре.

Мумификация: как и зачем

Говоря «мумия», мы почти всегда подразумеваем египетский обряд бальзамирования. Но такой способ погребения был известен и в Вавилоне, и в скандинавских странах, и у многих коренных американцев.

Термин «мумия» происходит от персидского слова mummia, обозначающего смолу или битум, которые древние египтяне использовали при бальзамировании. В Средние века персидские путешественники стали употреблять этот термин при описании самих бальзамированных тел.

Sarcophagus and mummy, painted wood, Late Period. National Museum of Alexandria, Egypt by Gérard Ducher at Wikipedia
Sarcophagus and mummy, painted wood, Late Period. National Museum of Alexandria, Egypt by Gérard Ducher at Wikipedia

В целом мумифицированным называется тело, мягкие ткани которого сохранились после смерти за счет прекращения в них процессов разложения в результате обезвоживания и подавления микрофлоры. Бывает естественная, природная, мумификация, которая происходит под воздействием факторов внешней среды: в пустыне, в торфяных болотах, вечной мерзлоте. В Альпах обнаружили ледяную мумию человека, жившего примерно 5300 лет назад. Его назвали Этци, по месту обнаружения. Это не только древнейшая мумия человека, обнаруженная в Европе, но и пример древних татуировок: на теле замерзшего много рисунков из точек и линий.

Reinhold Messner (right) looking at Ötzi after more ice had melted or been hacked away. Notice the wooden stick in his companion’s right hand. It was used during the first attempts to hack Ötzi out of the ice. It is in fact part of the frame for Ötzi’s backpack. In the upper right corner, we can see Ötzi’s bow resting against the rock.
Reinhold Messner (right) looking at Ötzi after more ice had melted or been hacked away. Notice the wooden stick in his companion’s right hand. It was used during the first attempts to hack Ötzi out of the ice. It is in fact part of the frame for Ötzi’s backpack. In the upper right corner, we can see Ötzi’s bow resting against the rock.

Мумифицируются трупы, сохранявшиеся в торфяных болотах. В торфяниках Северной Европы найдено около тысячи так называемых «болотных тел», многие из которых имеют высокую сохранность мягких тканей. Природной мумификации способствует также низкая влажность в месте захоронения и наличие консервирующих солей.

Loulan beauty closeup by 漫漫长冬 at Wikipedia
Loulan beauty closeup by 漫漫长冬 at Wikipedia

Заметив это, люди древности начали использовать процесс природной мумификации преднамеренно.

Семь тысяч лет назад в Южной Америке, на территории современного Перу, жило племя чинчорро. Оседлые рыболовы сохраняли тела своих умерших, заворачивая их в траву с глиной. На западе Китая обнаружены могильники с телами XVIII века до н. э. На Алтае найдена мумия женщины в захоронении IV века до н.э., так называемая «Принцесса Укока».

И все же когда мы говорим о мумиях, то чаще всего имеем в виду египетские.

Супер-краткая история Древнего Египта

Стоит пояснить, что история Древнего Египта достаточно долгая. И традиции, и религия, и погребальные обряды сильно менялись на протяжении 3000 лет. Даже язык первых обитателе долины Нила был уже непонятен для их потомков. Многие фараоны специально организовывали археологические экспедиции и поручали советникам расшифровывать древние тексты. Чтобы узнать о своих предшественниках. К сожалению, непрерывная история государства на протяжении тысяч лет, без потери знаний и без эволюции, существует только в фэнтези.

-6

Древний Египет был одной из самых могущественных цивилизаций в Северной Африке, примерно с 3100 г. до н.э. по 30 г. до н.э. История Древнего Египта традиционно делится на 30 династий (или 31). Эта традиция началась с египетского жреца, жившего в третьем веке до нашей эры. Современные ученые часто группируют эти династии в несколько периодов. Первая и вторая династии правили около 5000 лет назад. Период с третьей по шестую династии длился около 500 лет и в наше время называется «Древним царством». В это время были построены самые знаменитые пирамиды — великие пирамиды Гизы. Их возвели фараоны 4 династии — Хуфу (Хеопс), Хафра и Менкаура.

Пирамида Хеопса в наши дни by Berthold Werner.
Пирамида Хеопса в наши дни by Berthold Werner.

После периода междуцарствия начинается период «Среднего царства», который длился примерно 400 лет, до 1640-х годов до н.э. Это время нового подъёма, но относительно слабой централизации древнеегипетского государства. После полутора веков второго переходного периода начинается «Новое Царство», период, который длился примерно 500 лет с XVI по XI век до н.э., династии с 18 по 20. Это период расцвета Египта, и правления самых известных фараонов: Хатшепсут, Эхнатона и Нефертити из 18 династии, Рамзеса II из 19. Самым известным археологическим памятником Нового Царства является Долина Царей, в которой захоронены многие правителей этого периода, в том числе Тутанхамон. Во времена Нового царства фараоны по разным причинам перестали строить пирамиды.

The golden death mask of the Tutankhamun at The Egyptian Museum in Cairo.
The golden death mask of the Tutankhamun at The Egyptian Museum in Cairo.

Династии с 25 по 31 часто называют «Поздним периодом». В 332 г. до н.э. Александр Македонский изгнал персов из Египта и включил страну в состав Македонской империи.

Bust of Alexander the Great at Ny Carlsberg Glyptotek
Bust of Alexander the Great at Ny Carlsberg Glyptotek

После смерти Александра Македонского к власти пришла линия правителей, происходящих от Птолемея Сотера, одного из полководцев Александра. Последней из династии Птолемеев, была Клеопатра VII, любовница Цезаря и Марка Антония. Она покончила с собой в 30 г. до н.э. после разгрома ее войск Октавианом, которого позже назовут римским императором Августом. После ее смерти Египет был включен в состав Римской империи.

Cleopatra and Caesar by Jean-Leon-Gerome
Cleopatra and Caesar by Jean-Leon-Gerome

То есть от строительства пирамиды Хеопса до Хатшепсут прошла тысяча лет. Еще через тысячу сто лет пришел Александр Македонский. А Клеопатру VII от строительства пирамид отделяет две с половиной тысячи лет, а от нас – всего две тысячи пятьдесят.

Мумификация

Нетрудно догадаться, что процесс захоронения также менялся со временем. Метод бальзамирования мертвого тела, который использовали древние египтяне, мы называем мумификацией. Египтяне удаляли всю влагу из тела, оставляя только высохшую форму, которая не подвержена разложению.

A view of a part of the Giza monuments : the sphinx and the Kephren pyramid by carinemahy
A view of a part of the Giza monuments : the sphinx and the Kephren pyramid by carinemahy

Мумификация практиковалась на протяжении большей части ранней истории Египта. Самые ранние мумии доисторических времен, вероятно, были случайными. Сухой песок и воздух пустыни сохранили некоторые тела, захороненные в неглубоких могилах.

Признаки самых ранних попыток искусственно предотвратить разложение тела зафиксированы уже в погребениях додинастического периода, в XXV веке до н. э.

-12

Находок из погребений I–II династии немного, но даже по ним можно сказать, что попытки искусственного создания условий для мумификации в этот период предпринимались. Тело заворачивали во множество слоев льняных погребальных саванов, которые были пропитаны консервирующими растворами. Но самом тело внутри этого кокона продолжало разлагаться.

Около 2600 г. до н.э., во времена Четвертой и Пятой династий, египтяне научились успешно мумифицировать умерших. К этому времени бальзамировщики уже знали, что кожа и мышцы сохраняются лучше, чем внутренние органы, и поэтому стали удалять их из тела и сохранять отдельно. Само же тело высушивали и заворачивали в ткань, пропитанную маслами и смолами.

The remains of a newly discovered Egyptian mummy and its sarcophagus lie within a tomb at Saqqara, south of Cairo.AP
The remains of a newly discovered Egyptian mummy and its sarcophagus lie within a tomb at Saqqara, south of Cairo.AP

Эта практика продолжалась и развивалась более 2000 лет. В течение каждого периода качество мумификации менялось в зависимости от цены ритуала и статуса покойного. Наиболее подготовленные и хорошо сохранившиеся мумии относятся к эпохе восемнадцатой и двадцатой династий Нового царства, включая мумии Тутанхамона и других известных фараонов.

Мумия фараона Рамзеса VI в саркофаге, Египетский национальный музей, Каир
Мумия фараона Рамзеса VI в саркофаге, Египетский национальный музей, Каир

То есть в знаменитых пирамидах лежали в вечном сне самые ранние мумии, далекие от совершенства. Они скорее напоминали статуи из битума, внутри которых едва угадывалось первоначальное тело. А более совершенные забальзамированные тела, которые мы видим в музеях, относятся к другому периоду, на полторы тысячи лет позже.

В V веке до н.э. Египет посетил «отец истории» Геродот, который и записал для античного мира заметки о мумификации. Из его «Истории» мы узнаем подробное описание процесса.

Mummy of an adult, Egypt, 26th Dynasty, British Museum
Mummy of an adult, Egypt, 26th Dynasty, British Museum

К концу Третьего переходного периода мастерство бальзамирования постепенно утрачивалось. На мумиях Позднего периода можно наблюдать многочисленные признаки неудачных попыток извлечения внутренних органов. В римский период практика мумификации упростилась, тела часто просто заворачивали в саван и высушивали в песке, без сохранения мягких тканей тела.

Основы египетской религии

Но зачем вообще сохранять тело? Египтяне верили, что мумифицированное тело было домом для души. Если тело было уничтожено, то и дух мог быть утерян.

Загробная жизнь связывалась с именем бога Осириса. Согласно мифу, Осирис был первым благим правителем на земле, но был коварно убит своим братом Сетом. Сестра и супруга Осириса, богиня Исида нашла его тело, сын Анубис провел погребальные обряды бальзамирования. Осирис возродился, но остался правителем загробного мира. Сын Осириса Гор стал его преемником и первым фараоном. С конца эпохи Древнего царства каждый умерший, прошедший ритуал бальзамирования, именовался «Осирисом»; так человек надеялся повторить судьбу Осириса и возродиться после смерти.

The judgement of the dead in the presence of Osiris, papyrus in British museum
The judgement of the dead in the presence of Osiris, papyrus in British museum

Древние египтяне верили, что жизнь на земле — это лишь часть вечного путешествия, которое заканчивается не смертью, а вечной радостью. Когда тело «выходит из строя», душа не умирает вместе с ним, а продолжает свой путь к загробной жизни, где человек получает обратно все, что считал потерянным. Смерть была всего лишь переходом в другое царство, где, человек, которого сочли достойным, мог жить вечно в раю, известном как Тростниковое Поле.

A wall-painting from the tomb of Sennedjem, an Egyptian craftsman, depicting the deceased blissfully ploughing his fields in the afterlife. Deir el-Medina, near Thebes, c. 1200 BCE by Jeff Dahl, uploaded by Mark Cartwright
A wall-painting from the tomb of Sennedjem, an Egyptian craftsman, depicting the deceased blissfully ploughing his fields in the afterlife. Deir el-Medina, near Thebes, c. 1200 BCE by Jeff Dahl, uploaded by Mark Cartwright

Идея «души» у египтян была сложной. представления о душе менялись со временем. Древние египтяне верили, что душа состоит из нескольких частей и ею обладают не только люди, но также животные и боги.

Человек состоит из физического тела, духовного тела, сердца, двойника, души, нематериального эфирного духа, образа и имени. Все эти составляющие тесно связаны меж собой.

Ка, «двойник» человека, оставался в могиле и нуждался там в подношениях и предметах. Ба, «проявление» или «душа», могла свободно вылететь из гробницы и вернуться в нее.

A dead person’s ba hovering over his body. Illustration from the Tehenena Book of the Dead, New Kingdom. Louvre, Paris. – Description on p. 123, cover image (also p. 40) for Mummies: A Voyage Through Eternity by Françoise Dunand and Roger Lichtenberg, “Abrams Discoveries” series, Harry N. Abrams, 1994.
A dead person’s ba hovering over his body. Illustration from the Tehenena Book of the Dead, New Kingdom. Louvre, Paris. – Description on p. 123, cover image (also p. 40) for Mummies: A Voyage Through Eternity by Françoise Dunand and Roger Lichtenberg, “Abrams Discoveries” series, Harry N. Abrams, 1994.

Ах, что, возможно, переводится как «дух», должен был пройти через Подземный мир к Страшному суду и входу в Загробную жизнь.

Иб, сердце, на суде Осириса помещалось на весы истины, чтобы узнать о том, сколь благочестиво жил человек. Это не само физическое сердце, оно оставалось в теле при мумификации, а его духовное проявление.

The Weighing of the Heart ritual, shown in the Book of the Dead of Sesostris
The Weighing of the Heart ritual, shown in the Book of the Dead of Sesostris

Сах — духовное тело, «священные останки» после мумификации. Мумия рассматривалась как воплощение души, которая вылетала из тела во время погребальных процессов. Сах благодаря молитвам и литаниям достигал духовного блаженства. Сах должен был существовать, чтобы Ка и Ба, двойник и душа, узнали себя. Поэтому тело должно было быть максимально неповрежденным.

The King with Anubis, Tomb of Haremhab,  by the Metropolitan Museum of Art
The King with Anubis, Tomb of Haremhab, by the Metropolitan Museum of Art

Есть еще Сехем, жизненная сила, ментальные и магические способности. Шуит, тень, которая может отделиться от человека и существовать отдельно. И Рен, имя, обозначение личности. Безымянный не может предстать перед богами, поскольку не может существовать человека без имени. Уничтожение имени приравнивалось к проклятью. Именно по этому обозначения имен некоторых фараонов скалывали с обелисков или замазывали краской, чтобы не только вычеркнуть их из истории, но и лишить возможности предстать перед судом.

Даже самому бедному египтянину устраивали какую-то церемонию, поскольку считалось, что если усопшего не похоронить должным образом, душа вернется в виде призрака , чтобы преследовать живых.

Чем выше был социальный статус умершего, тем сложнее и качественнее проводили все ритуалы для сохранения аспектов его личности для загробного мира.

Процесс мумификации

После смерти египетских фараонов обычно мумифицировали и хоронили в тщательно продуманных гробницах. Так же часто поступали с придворными и чиновниками, а иногда и с простыми людьми. Однако процесс этот был дорогостоящим.

«Отец истории» Геродот в V веке до н.э. описал процесс бальзамирования, то есть подготовки останков к захоронению. Он выделил три разных способа, в зависимости от достатка и социального статуса усопшего.

-21

Разница состояла в том, извлекаются ли внутренности, и в веществах, которые заливали в полости тела: от смеси благовоний до сока редьки.

Процесс мумификации по высшему разряду занимал семьдесят дней. Специальные жрецы обрабатывали и заворачивали тело. Помимо знания правильных ритуалов на разных этапах, жрецам также необходимо было знание анатомии. Первым шагом в этом процессе было удаление всех внутренних органов, которые могли быстро разлагаться. Мозг удаляли, осторожно вводя через ноздри специальные инструменты с крючками. Это была деликатная операция, так как легко можно было изуродовать лицо. Мозг не считался чем-то ценным и нужным для тела.

-22

Затем бальзамировщики удаляли органы брюшной полости и грудной клетки через разрез на левой стороне живота. На месте оставляли только сердце, считая его центром бытия и разума человека. Остальные органы сохранялись отдельно, желудок, печень, легкие и кишечник помещали в специальные баночки, которые сегодня называются канопами. Их хоронили вместе с мумией. В более поздних мумиях органы обрабатывали, заворачивали и возвращали внутрь тела. Несмотря на это, канопы продолжали оставаться частью погребального ритуала.

-23

Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь очищали ее растертыми благовониями. Наконец, наполняли тело чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями и зашивали.

Затем бальзамировщики удаляли всю влагу с тела. Для этого тело на 70 дней клали в натронный щелок. Это разновидность соли, обладающая отличными впитывающими свойствами. Когда тело полностью высыхало, бальзамировщики омывали его. Чтобы мумия еще больше походила на первоначальный облик человека, впалые участки тела заполняли льняной тканью и другими материалами, а также добавляли искусственные глаза.

Далее началось обвязывание. На каждую мумию требовались сотни метров полотна. Жрецы тщательно обматывали тело длинными полосами полотна, иногда даже каждый палец по отдельности, прежде чем обернуть всю руку или ногу. Чтобы уберечь умерших от несчастий, среди бинтов клали амулеты, а на некоторых льняных полосках писали молитвы и магические слова. Часто жрецы помещали маску лица человека между слоями головных повязок. В несколько этапов форму обмазывали смолой. Наконец, жрецы заворачивали последнюю ткань или саван и закрепляли льняными полосками. Мумия была готова.

-24

Сборник текстов и заклинаний, которые читали при бальзамировании и клали в гробницу покойного, известен нам как «Книга мертвых». Это название неверное передает общий смысл текстов. Скорее это была «Книга жизни», подсказки для умершего, как быстрее и безопаснее попасть в мир Тростникового Поля.

Пока жрецы готовили тело, рабочие и мастера заканчивали оформление места погребения. Подготовка могилы обычно начиналась задолго до смерти знатного человека. В гробницу следовало поместить многое, что понадобится ему в загробном мире. Мебель и статуэтки, настенные росписи религиозных или повседневных сцен, изображения еды. Благодаря ритуалу эти подобия, изображения и списки станут настоящими, когда понадобятся в следующей жизни.

Egyptian funerary figurines louvre
Egyptian funerary figurines louvre

Во время похорон жрецы совершали особые обряды у входа в гробницу. Самая важная часть церемонии называлась «Открывание рта». Эта церемония еще раз подчеркивает важность физического тела, поскольку она проводилась для того, чтобы оживить труп для дальнейшего использования душой. Священник читал заклинания, касаясь церемониальным лезвием рта трупа (чтобы он снова мог дышать, есть и пить), а также рук и ног, чтобы он мог двигаться в гробнице.

-26

Мумию клали в гроб или саркофаг, помещали саркофаг в погребальную камеру и запечатывали вход. Гроб для мумии традиционно называется «саркофаг». С древнегреческого слово переводится как «пожиратель плоти» и совсем не передает древнеегипетского смысла. По-египетски этот гроб назывался «нэб анх», то есть «владыка жизни». Благодаря нанесенным на него изображениям саркофаг создавал особое пространство для мумии, которая должна была преобразиться в вечное тело.

-27

После того, как могила была запечатана, скорбящие праздновали новую жизнь усопшего пиршеством, обычно прямо у могилы. Считалось, что душа усопшего только начинает следующий этап своего вечного путешествия.

-28

Мумии животных

Египтяне мумифицировали не только людей, но и животных, не делая между ними особой разницы.

Egyptian mummies of animals in the British Museum.
Egyptian mummies of animals in the British Museum.

Существовало несколько разновидностей мумий животных. Первая – домашние питомцы, например мумии кошек. Вторая – приношения в гробницу; это готовые к употреблению в пищу куски говядины и тушки птицы. Третья – мумии священных животных, которыми больше всего славился Египет. Они почитались как живые воплощения Ба, то есть сущности, мощи божества. Особенно популярен был культ быка Аписа в Мемфисе. У священных быков ранних династий было собственное кладбище.

-30

На мумии священных соколов нередко помещались небольшие гипсовые раскрашенные маски, потому что сокол – воплощение бога Гора, первого фараона. В более поздних династиях мумифицировали также бабуинов и крокодилов.

Такая сложная практика захоронения может навести на мысль, что египтяне были озабочены мыслями о смерти, а вся древняя цивилизация строилась вокруг гробниц и мумий. Но наоборот, они так тщательно продумывали процесс похорон из-за большой любви к жизни. Они не могли придумать жизни лучше, чем настоящая, и хотели быть уверены, что жизнь продолжится и после смерти.

The Death of the Pharaoh’s Firstborn Son by Alma Tadema
The Death of the Pharaoh’s Firstborn Son by Alma Tadema

Жизнь мумий сегодня

После окончания своей древней истории Египет надолго потерял независимость. Он был частью Римской империи, Византии, Арабского халифата, затем Османской империи, а в начале XX века стал протекторатом Британии. Независимым государством он стал уже в середине века. Конечно, современная Арабская Республика Египет имеет мало общего со теми древними царствами: сменился и язык, и религия, и народы.

Но мумии остались. В средние века мумии считали целебным средством, растирали в порошок и пили, как лекарство. По слухам, мумии продавали «на вес» и использовали как топливо для паровозов. В Викторианской Англии мумий боялись и наделяли способностью к проклятьям. Про это мы поговорим в следующий раз.

Examen d'une momie - Une prêtresse d'Ammon, Paul Philippoteaux
Examen d'une momie - Une prêtresse d'Ammon, Paul Philippoteaux

Первый научный отчет об исследовании мумифицированных тел древних египтян был сделан фармацевтом экспедиции Наполеона в 1798 году.

В первой трети XIX в. в европейских музеях и частных коллекциях появилось большое количество египетских артефактов. Обилие материала и повышенный интерес общества к Египту дали толчок к систематическому изучению мумий. В течении XIX века производились многочисленные разворачивания и вскрытия мумий, в том числе публичные.

The last mummy in Britain to be unwrapped in 1898 under scientific conditions, at Manchester University, led by Dr Murray (3rd left), the first Egyptologist and her deputy Winnifred Crompton (Image: © Hulton-Deutsch Collection/CORBIS/Corbis via Getty Images)
The last mummy in Britain to be unwrapped in 1898 under scientific conditions, at Manchester University, led by Dr Murray (3rd left), the first Egyptologist and her deputy Winnifred Crompton (Image: © Hulton-Deutsch Collection/CORBIS/Corbis via Getty Images)

Сегодня развитие рентгенологии позволяет делать снимки мумий, не разрушая внешние оболочки. Эксперты узнают больше о болезнях, от которых страдали египтяне, и их лечении. Изучение костей позволяет больше узнать о продолжительности и особенностях жизни. По форме черепов фараонов можно сделать выводы о родственных связях правителе разных династий и иногда – о причинах их смерти.

SAN DIEGO (April 27, 2011) Tori Randall, Ph.D., curator for the Department of Physical Anthropology at the San Diego Museum of Man, prepares a 550-year old Peruvian child mummy for a CT scan at Naval Medical Center San Diego. (U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 3rd Class Samantha A. Lewis/Released)
SAN DIEGO (April 27, 2011) Tori Randall, Ph.D., curator for the Department of Physical Anthropology at the San Diego Museum of Man, prepares a 550-year old Peruvian child mummy for a CT scan at Naval Medical Center San Diego. (U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 3rd Class Samantha A. Lewis/Released)

Современные исследования мумий в наши дни дают много новой достоверной информации о возрасте умершего, строении его скелета, прижизненных или посмертных травмах, болезнях, о процессе бальзамирования. С конца XX века проводятся анализ ДНК и молекулярные исследования. Сейчас к методам исследования добавилась компьютерная томография. Она дала возможность как бы увидеть мумии изнутри, проникнуть сквозь пеленание, не разрушая его.

-35

С другой стороны, возникает немало вопросов этического характера. По воле судьбы и торговцев древностями мумии оказались вдали от своих погребений. А ведь по представлениям древних египтян они должны были вечно пребывать в темноте погребальных камер. Как далеко может простираться любознательность современного человека в отношении умерших людей? Могут ли мумии храниться и выставляться в музеях наравне с другими объектами? Наверное, пока мы не знаем ответа на этот вопрос.

-36

Впрочем, еще недавно люди были уверены, что все гробницы фараонов охраняют ожившие мумии и страшные проклятья. О том, как образ мумий поменялся в культуре, и как мумия стала чудовищем, мы поговорим в следующий раз.

An illustration of the mummy from "Lot No. 249" by Martin van Maële.
An illustration of the mummy from "Lot No. 249" by Martin van Maële.

Заключение

Как вы думаете, что бы сказали древние фараоны, узнав, что их будут выставлять в музеях? Напишите в комментариях. А на сегодня это все.

Канал «Феи / Роботы / Пришельцы» можно читать на Дзен, в Телеграмеи ВКонтакте. Аудиоверсия подкаста доступна на сервисах Яндекс.Музыка, Apple Podcasts, Google Podcasts и в подкастах ВКонтакте. Видео-версию смотрите на канале YouTube.

Поддержать канал можно на сервисе Boosty по ссылке в описании.

Оставляйте комментарии и ставьте оценки. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые выпуски. Скоро увидимся!