Почему святыня называется Игнач-Крест?
Василий Ян в своём романе «Батый» в главе семнадцатой «остановка у Игнач-Креста» пишет : « ...здесь мы должны остановиться и повернуть назад. Видишь этот большой деревянный Крест? Здесь уже погибло немало путников от руки разбойника Игнача...».
Давайте по порядку...
Самым известным потомком Великого хана Чингисхана- считается Батый. (Про великого хана мы писали здесь). Каждому из четырёх сыновей Чингисхан выделил по улусу. Это территория нынешнего Казахстана. Улус Джучи ( отца Батыя) нужно было ещё завоевать. Решение о походе на русские, польские и венгерские земли, а также в Центральную Азию, против Китая и не поддававшейся в течение многих лет монголам Кореи было принято на курултае наследников Чингизхана, состоявшемся в конце 1235 г. в Талан-дабэ. Поход возглавил старший из живших сыновей Джучи, первенца Чингизхана, Бату (Батый русских источников).
Что известно о Батые:
- Расширил территории империи, которую построил Чингисхан.
- Превратил русские княжества в данников Орде.
Известно ли когда Батый родился или умер? Нет!
Известно как Батый выглядел? Нет!
Есть описание внешности Батыя, которое оставил нам Гильом Рубрук (посланец французского короля Людовика IX)
По росту, он похож на господина Жана де Бомона ( кто такой Жан де Бомон и какого он роста?)
Лицо Батыя было тогда покрыто красноватыми пятнами. - вот такая характеристика.
В русских источника- Батый жестокий, коварный человек.
Персидский историк XIII века пишет о Батые - "Исчислить дары его и измерить великодушие и щедрость его".
В 1236 году монголы начали Западный поход, в Монголии его именовали Кипчакским походом, поскольку интересовали, по мнению исследователей, монголов половецкая степь - Дешт-и-Кипчак, которая тянулась от Венгрии до Иртыша. В феврале–марте 1236 г. монгольская конница двинулась на запад.
Русь монголы завоевали по дороге.
Слухи про Армию Батыя:
В ряде исторических и литературных сочинений отечественных авторов конца XX в. высказывалась мысль, что монгольские ханы под водительством Батыя сумели завоевать русские княжества, имея всего лишь 4–6 тыс. войска. Подсчёты эти основывались на известии персидского историка Фазлаллаха ибн Абу-л-Хейра Рашид-ад-Дина.
Другие сравнивают посланное в 1220 г. на запад Чингиз-ханом войско под командованием Субэдэй-багатура и Джебэ-нойона, опустошившее Северный Иран, государства и народы Кавказа, разгромившее половцев и нанёсшее поражение соединённому русско-половецкому войску в 1223 г. на р. Калке, которое состояло из 30 тыс. всадников. Армия во главе с Батыем, двинувшиеся на запад в 1236 г., несомненно, должны были иметь в своём распоряжении более многочисленные силы. Рассказывая о движении армии Батыя на запад, он сообщил, что её авангард возглавил Шибан, под началом которого находились 10 тыс. воинов, а в распоряжении Менгу-хана и его брата Бучека их было более 20 тыс.
Давайте вспомним хронологию событий:
1237 - Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингоревичу Рязанскому , требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном.
Шесть дней сопротивлялась Рязань, но была захвачена и разрушена.
Владимирский великий князь Юрий Всеволодович откликнулся на просьбу о помощи рязанцам. К сожалению, войска собирались долго. Соединились русские рати только под Коломной, где 1 января 1238 года состоялась битва. Владимирские войска, которыми руководил сын Юрия Всеволод, были разбиты. В этой битве погибли рязанский князь Роман и младший сын Чингисхана Кулькан.
После наступила очередь Коломны и Москвы.
Пользуясь численным и техническим перевесом, татары разбили русское войско. Князь Всеволод Юрьевич, сын великого князя, бежал во Владимир, «а москвичи к Москве» . «Взяша Москву татарове, и воеводу убиша Филипа Нянка за правоверную хрестьянскую веру, а князя Володимера яша руками, сына Юрьева, а люди избиша от старьца и до сущаго младенца; а град и церкви святыя огневи предаша, и манастыри вси и села пожгоша и много именья вземше отъидоша»
М.Н. Тихомиров. Древняя Москва. XII-XV вв
В феврале 1238 года монголы подошли к Владимиру. Осада города продолжалась четыре дня. Во главе обороны стали его сыновья Всеволод и Мстислав. Первоначально они предполагали встретить врага на подступах к Владимиру, но потом решили дать отпор на городских стенах. В городе оставалась семья Юрия Всеволодовича.
Монголы предложили защитникам сдать город без боя. Князья отказались, тогда монголы прилюдно казнили младшего сына великого князя Владимира, взятого в плен при разгроме небольшой в ту пору Москвы. Одновременно неприятель двинулся к Суздалю и взял его штурмом. Городские окрестности и монастыри были разорены.Ни ополченцы, ни княжеские воины не смогли защитить город. Владимир пал, великокняжеская семья, бояре и простые жители попытались укрыться в соборной церкви, но она была сожжена вместе со всеми укрывшимися в ней людьми.
После этого монголы разделились. Одна часть двинулась на северо-запад, осадила Торжок.
Битва на реке Сить
1238 год - сражение между войском по предводительством великого князя владимирского Юрия Всеволодовича и монголов под предводительством Бурундая, темника Батыя отделившегося во Владимире от Батыя сумел спустя месяц выставить в битве на реке Сить не менее 10 тысяч воинов.
Общая численность русского войска, собравшегося на Сити, оценивается историками в пределах 10–15 тысяч человек. Но половину этого войска составляли ополченцы, вооруженные рогатинами и топорами и, естественно, значительно уступающие по своим боевым качествам монгольским воинам.
Великий князь стоял лагерем на притоке реки Мологи, Сити, ждал помощи и мог надеяться на серьезные подкрепления. Однако войск из Киева и Новгорода князь так и не дождался.
4 февраля 1238 года, за день до взятия Батыем города Торжок, отряды Бурундая (по разным оценкам, от 10 до 40 тысяч человек) сумели скрытно подойти к русским. Сторожевой русский полк слишком поздно обнаружил их.
Ударив по русским войскам одновременно с нескольких направлений, монголы не дали построиться им в боевой порядок и отрезали все пути к отступлению. Но те, даже окруженные со всех сторон, оказали яростное сопротивление и почти все полегли в бою.
Но эта победа далась монголам тяжелой ценой: в живых их осталось только три-четыре тысячи человек, среди которых было много раненых.
Разгром русских войск на реке Сити описан во многих источниках: в Суздальской, Новгородской, Ипатьевской летописях, и везде говорится о неожиданном ударе монгольских войск. Атака была столь неожиданная и быстрая, что владимировцы не успели «поставить полки». Новгородская летопись описывает сражение так: «Князь же Юрьи посла Дорожа въ просокы въ 3-хъ 1000-хъ; и прибѣжа Дорожь, и рече: «а уже, княже, обишли нас около». И нача князь полкъ ставити около себе, и се внезапу Татарове приспѣша; князь же не успѣвъ ничтоже, побѣже; и бы на рѣцѣ Сити, и постигоша и, и животъ свои сконча ту. Богъ же вѣсть, како скончася: много бо глаголють о немь инии.»
Большую роль в разгроме русских войск сыграла и беспечность Юрия Всеволодовича который: «и не имѣющоу сторожии. изъѣханъ бьюсь̑ безаконьнъıмъ Боурондаема». То есть, владимирский князь не озаботился даже выставить охранение и в результате чего потерял голову, в прямом смысле этого слова. Есть версия что после гибели Юрия Всеволодовича, Бурундай лично отрезал ее и послал в подарок Батыю. Подтверждение этому находится в Суздальской летописи, описывающая похороны великого князя: «тогда же принесоша голову великаго кнѧзѧ Геѡргиӕ. и вложиша ю в гроб̑. к своѥму тѣлу»
Не доходя ста километров до Новгорода, монголы остановились и двинулись на юг, разоряя попутно города и села.
Ну вот и подошли мы к Игнач - кресту.
Деревянные и каменные кресты ставились на перекрестках важных дорог, а также на поворотах рек или перед опасными порогами. Крестами обозначали и границы участков. От обычных намогильных такие кресты, получившие название памятных, отличались формой и большими размерами.
Но само слово «крест» может обозначать не только сам предмет, а и перекресток дорог.
О местоположении Игнач Креста содержится информация в летописи: находился он на Селигерском пути в 100 верстах от Великого Новгорода
Варианты местоположения:
- Район деревень Полометь и Великий Двор, расположенных недалеко от села Яжелбицы Валдайского района Новгородской области. Эта версия находит подтверждение и в переписной оброчной книге Деревской пятины 1495 года, где подробно описываются владения нового московского собственника Андрея Рудного. В ней упоминается сельцо Великий Двор с озером Великое у «Игнатцова Кръста». Посмотреть на карте
- Игнач Крест находится в районе современной деревни Залучье Осташковского района Тверской области, где раньше стоял новгородский укрепленный городок Березовец и где до сих пор высится Березовское городище. В 8 километрах к северо-западу от Залучья находится деревня Игнашовка. Предполагается, что здесь могла проходить и одна из веток Селигерского пути.
- Игнач Крест находился рядом с деревней Игнатицы Старорусского района Новгородской области, которая стоит на берегу реки Полы. Расстояние отсюда до Новгорода составляет 120 современных верст. В древности там проходил путь от озера Селигер по реке Поле к Новгороду и Русе
- историк Сергей Соловьев. По его мнению, Игнач Крест – это древнее урочище, на месте которого возник уже упомянутый нами поселок Крестцы Новгородской области. Но эта версия вызвала серьезные возражения: во-первых, Крестцы находятся в стороне от Селигерского пути, а во-вторых, расстояние от них до Новгорода – менее 80 верст.
Но мы склоняемся к версии №1 - Игнач-Крест мог располагаться буквально в восьмистах метрах к северо-западу от деревни Полометь, на берегу одноимённой реки. Здесь, неподалёку от озера Глухое, когда-то пролегал Яжелбицкий путь - один из маршрутов древнего Селигерского пути. Расстояние от этого пункта до Новгорода по прямой равно 102 км, практически же 100 верстам.
Место холмистое, возвышенное, поросшее сосняком. Хорошо просматривается величественное творение природы - огромная гряда Алаунских гор с рукотворным каменным навершием - Крестом-символом христианства, земной тверди и несгибаемого мужества русских людей.
Сам Игнач-Крест, предполагаемое местонахождение которого определено на территории Валдайского национального парка, исследователи предлагают рассматривать как придорожный. Его назначением было указывать путнику место поворота с дороги из Новгорода на Демянскую дорогу, а также с дороги, ведущей от реки Полометь, на большую новгородскую дорогу, которая шла мимо «Игнач-Креста» к деревням Старое Рахино, Усть-Волма, Рындино, по левому и правому берегам Мсты к Новгороду.
В писцовой книге XV века указывалось имение московского служивого человека Андрея Руднова «...а у того поместья озеро у игнатцева кръеста».
В пределах этого земельного массива, - пишет В.П. Янин, - имеется только два озера - озеро Великое писцовой книги и другое, поменьше, между деревнями Сомёнка и Полометь, и ныне называемое Глухим. Только с ним возможно связывать топоним писцовой книги «Озеро у Игнитцова Кръеста».
Почему же монгольское войско повернуло назад?
Почему это решение он принял у Игнач Креста, пройдя уже две трети расстояния от Торжка до Новгорода?
Есть объяснения военного характера. Прежде всего снижение боеспособности монгольской армии, вызванное усталостью войск (как людей, так и лошадей), находящихся в походе уже пятый месяц, и понесенными людскими потерями. Недолгое сопротивление оказали только три города: Рязань, Москва и Владимир. Дальше уже было сложнее - пять дней потребовалось им на взятие городов Переславля и Твери, а на осаду небольшого Торжка, где и населения-то было не более тысячи человек, – целых две недели.
А многолюдный Новгород (свыше 30 тысяч жителей) был способен выставить и значительное ополчение.
Какие версии?
1. Новгородцы откупились от Батыя. Еще со времен Чингисхана монголы не подвергали разорению и грабежу города, изъявившие свою покорность. Такие города получали название «гобалык» – «добрый город», и с них взимали довольно умеренную контрибуцию. Но, к сожалению, эта версия не имеет никаких документальных доказательств
2. А как Вам такая версия? Батый не совершал похода на Новгород и у Игнач Креста не бывал. Двухнедельное сопротивление небольшого Торжка крайне разозлило Батыя. Ворвавшись в Торжок, озлобленные монголы стали поголовно вырезать все его население. Но части жителей все же удалось вырваться. Они начали отходить в сторону Новгорода,Селигерским путем, надеясь найти защиту за его стенами. В погоню за ними хан Батый послал отряд. Пришлось новоторам (а именно так называли себя жители Торжка) отходить с боями, теряя в них своих товарищей. Пройдя более половины пути до Новгорода, последние из защитников Торжка сложили свои головы у Игнач Креста. А монгольский отряд, выполнив свою задачу, вернулся от Игнач Креста к основным своим силам
Подтверждение этой версии автор ( Владимир Матвеев) предлагает найти, например, в Львовской летописи, если прочитать описание взятия Торжка: «Безбожники же татары шед взяша Торжок, марта 5, на средокрестной неделе, люди все изсекоша, а за прочими людьми гнашеся от Торжку Сересийским путем до Игнача-Креста, секучи люди, яко траву, толико не доидоша за 100 верст до Новагорода».