Фильм «Яд для фей» (1986) – это не просто шедевр мрачного кино, но и отправная точка для картин, в которых дети являются как объектом, так и субъектом ужаса. Уже позже во многом под воздействием этой ленты возникли «Отражающая кожа», «Подарок Стефании», «Бумажный дом», «Страна приливов», «Комната бабочек» и т.д.
«Яд для фей» стал последним проектом гениального мексиканского режиссера Карлоса Энрике Табоада, который уже своей первой известной лентой «Даже ветер от страха воет» оказал воздействие на весь мировой кинематограф (по крайней мере, в сумрачной его части).
На сей раз было решено исследовать природу детской жестокости, причем, выйти за пределы т.н. «страшных сказок» и попытаться перенести их в действительность. То есть была предпринята попытка дать вполне рациональное объяснение тому, что могло бы показаться мистически пугающим.
И опять площадкой для действия становится женская гимназия, хотя теперь внимание сосредоточено не на старшеклассницах, а на учащихся средних классов, то есть особенности их поведения нельзя объяснить «гормональным взрывом». Обе главные героини: Флавия и Вероника – кажутся вполне обычным девочками.
Впрочем, в действие введена некая поведенческая особенность, а именно, манипуляции – то самое качество, к которому в классическом нуаре нередко прибегают femme fatale. Черты подобного персонажа явно угадываются в манерах белокурой Вероники. Хотя она сама толком не понимает, что и зачем делает.
Скорее всего, она завидует новенькой, которая появляется на пороге школы в нарядном розовом платье. Нельзя сказать, что это конфликт нищего и имущего. Это завить «относительно богатого» по отношению к «более богатому». Опять же Вероника воспитывается парализованной бабкой и немолодой няней, а у Флавии - полная семья.
Что показательно, родители Флавии атеисты: не раз в ходе бесед они подчеркивают, что не верят во всякого рода религиозные и мистические «моменты жизни». В то же самое время Виктория вдохновляется сказаниями, которые доносит до неё няня.
Именно от неё она узнает о «существовании» ведьм, а потому решает использовать этот сюжет для игры. Забава кажется поначалу невинной, однако расчетливая девочка обретает всё большую и большую власть над своей новой подругой. И это ей нравится, что предпочитает использовать в собственных, почти что-то корыстных целях.
Весьма интересно, что Табоада в этом фильме использовал прием, который позже многократно воспроизводился в т.н. «подростковом нуаре», а именно, сокращение присутствия взрослых в сценарном действии. Если, например, в том же самом «Кирпиче» их нет как таковых, то в «Яде для фей» они в прямом смысле слова обезличены. Вы не видите взрослых лиц. Как правило, только руки.
Обезличенные взрослые полагают, что у девочек «причудливая игра». Хотя на самом деле по мере развития оной невольные подруги приближаются к трагедии. Здесь нечаянно вспоминается один из главных принципов-ассоциаций айкидо. Гибкая ветка под давлением снега «скидывает» его и распрямляется. Однако что произойдет, когда девочки будут уверены, что одна из них - ведьма?