Найти в Дзене
Наташа Александрова

Мастер и Маргарита. Ещё раз про Левия Матвея ... Часть вторая. Приглашение на казнь. Иов многострадальный и Иосиф Аримафейский

Левий, попав наконец в Ершалаим, узнает новость - Иешуа приговорен: он будет распят вместе с двумя разбойниками.

Часть 1 здесь

Когда Иешуа ведут на казнь, Левий бежит за ним в толпе любопытных, пытаясь хоть как-нибудь дать знать о себе.

И тут ему в голову приходит простая и, как ему кажется, гениальная мысль - вскочить в повозку с осужденными и ударить Иешуа ножом в спину, чтобы избавить его от страданий.

Но где раздобыть нож? Левий бегом возвратился в город, стащил длинный нож в хлебной лавке и догнал процессию, но было уже поздно - все подошли к подножию холма.

Даже для непосвященного человека отличия от Евангелия просто бьют в глаза: во-первых, все апостолы, кроме Иоанна, бежали и скрывались от римских солдат и иудейских священников.

Осужденных не везли в повозке - они шли сами и несли свои кресты (отсюда известный фразеологизм), а Иисус был так слаб, что не мог нести крест, поэтому римляне заставили сделать это некоего Симона.

В романе мастера всем троим осужденным вешают табличку "Разбойник и мятежник", в Евангелии от Иоанна написано, что над головой Иисуса была надпись - Иисус Назорей, Царь Иудейский.

Никто из апостолов не собирался убивать Христа - они даже не могли о подобном и думать, даже если не до конца понимали промыслительный смысл казни учителя (отличий, конечно, очень много, но не они являются целью статьи - о некоторых ещё будет упомянуто в ходе рассказа).

-2

Глава "Казнь" насыщена аллюзиями и реминисценциями, на которые, к сожалению, мало кто обращает внимание. Переклички с классическими произведениями русской литературы и библейскими мотивами ещё раз напоминают о сложной художественной системе книги Булгакова.

Удар ножом в спину заставляет вспомнить один из самых известных русских романов: "Такой злодей; хоть бы в сердце ударил — ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в спину… самый разбойничий удар!» Из взволнованной речи Максим Максимыча (не забудем, что это опытный воин, давно воюющий на Кавказе и знающий об ударах ножом многое) мы понимаем, что удар в спину усугубляет страдания человека, а не спасает от них, поэтому Левий, даже если бы он сумел воплотить свой план в жизнь, только доставил бы Иешуа лишние мучения.

-3

А вот как выглядит этот разбойник, убивший Бэлу:" ... смуглая рожа, оборванный, грязный как всегда». Похож, похож ...

Более того, план Левия удивительным образом перекликается с убийством, которое позже совершили люди Афрания, исполняя приказ Пилата:

И в тот же миг за спиной у Иуды взлетел нож, как молния, и ударил влюбленного под лопатку ... Передний человек поймал Иуду на свой нож и по рукоять всадил его в сердце Иуды.
-4

Тема ножа звучит в романе постоянно, а некоторые параллели просто приводят в замешательство. Сравните, например, описание любви мастера и Маргариты с убийством Иуды: "Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож! "

В обоих описаниях присутствуют три ключевых образа - нож, молния, убийца.

И это, безусловно, не может быть простым совпадением. Удар в спину ножом упоминается и в сцене бала у сатаны:

Из камина подряд один за другим вывалились, лопаясь и распадаясь, три гроба, затем кто-то в черной мантии, которого следующий выбежавший из черной пасти ударил в спину ножом. Внизу послышался сдавленный крик.

Понятно, что в Древнем мире, да и позже тоже, нож - это традиционное орудие убийства. Но для Булгакова "тема ножа" и особенно удара ножом в спину (учтем и переносное значение выражения) была очень важна в личностном плане.

Татьяна Поздняева в книге "Воланд и Маргарита" приводит отрывки из письма Булгакова:

В письме к П. С. Попову от 19 марта 1932 года снятие со сцены пьесы «Кабала святош» Булгаков назвал «ударом финского ножа». «Это вот что: на Фонтанке среди бела дня меня ударили сзади финским ножом при молчаливо стоящей публике».
И далее: «Когда сто лет назад командора нашего ордена писателей пристрелили, на теле его нашли тяжкую пистолетную рану. Когда через сто лет будут раздевать одного из потомков перед отправкой в дальний путь, найдут несколько шрамов от финских ножей. И все на спине. Меняется оружие!» Удар ножом в спину для Булгакова – подлый, разбойничий, вероломный удар.

Но посмотрим, как Левий ведет себя во время казни. Он конечно же страдает и чувствует себя виноватым, в этом нет никаких сомнений. Однако обратимся к деталям. Левий устроился с другой стороны холма - здесь были многочисленные провалы, щели и расщелины. Они ведут, как правило, в таинственные глубины земли, мифологически - в царство мертвых.

-5

В одной из таких расщелин пыталось жить больное дерево. Булгаков называет его фиговым деревом - это смоковница, или инжир. С этим деревом связаны две известные библейские притчи, которые непонятны без специальных комментариев - это притчи о бесплодной и проклятой Иисусом смоковнице.

Смысл притч разъясняется толкователями евангелия, которые сравнивают бесплодную смоковницу с Израилем времен Христа:

Когда Господь подошел к дереву, только оно, в отличие от прочих смоковниц, было покрыто листьями. Так и среди всех народов древнего мира только израильтяне имели богооткровенную религию, Закон и пророков – то есть знали, какой плод ждет от них Господь. Израиль должен был плодоносить, должен был узнать в Иисусе своего долгожданного Мессию.

Но жители Израиля упорствовали в своих заблуждениях, поэтому, проклиная смоковницу, Иисус осуждал тех, кто не хочет понять и принять Новый закон, который дает Бог избранному народу.

-6

Под этим фиговым деревом и примостился Левий Матвей - намек на то, что учение Иешуа им не понято и вследствие этого не принято должным образом, да и сам Иешуа не является Мессией. Место, где прилепилось дерево, характеризуется так - " проклятая небом безводная земля", что, конечно же, заставляет вспомнить пушкинский анчар. Но это не единственное напоминание в данном эпизоде о Пушкине.

Он то вздыхал <...> то в невыносимой муке поднимал глаза в небо, следя за тремя стервятниками, давно уже плававшими в вышине большими кругами в предчувствии скорого пира, то вперял безнадежный взор в желтую землю и видел на ней полуразрушенный собачий череп и бегающих вокруг него ящериц.

Пушкинский пророк, томимый духовной жаждой, получает от Бога дар всевидения и всеведения:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

-7

Зеркальный пророк Левий видит в небе не ангелов, а стервятников, а глядя в землю, - не "дольней лозы прозябанье", а лоза и виноградник - это символы Христа, Бога и христианства, а собачий череп и ящериц. Традиционно считается, что в Лысой горе (др. названия - Лобное место, Голгофа), на которой совершилось распятие Спасителя, похоронен череп Адама - название Голгофа восходит к словам "череп","голова", но Левий Матвей видит только символы сатаны.

Образ ящерицы в Библии наделен особой символикой, отличной от таковой во многих языческих культах, где ящерица олицетворяет мудрость, терпение, энергию, умение приспосабливаться и выживать в любых обстоятельствах (вспомним произведения Бажова). В Библии она несет иные смыслы и тесно связана с предательством Иуды. Символика ящерицы - изменчивость (измена), лицемерное поведение, предательство, коварство, вероломство. Кроме того, в христианстве символика ящерицы подобна символике змеи, крокодила, дракона.

Левию открыт только низший мир, границы которого он не в силах преодолеть из-за своих недостатков: узости мышления, фанатизма, гордыни, горячности, ожесточенности, что приводит к одному из самых тяжелых грехов.

-8

Мучения Левия настолько велики, что он сначала проклинает себя, а потом и Бога. Он словно обезумел - кричал, рычал, бесновался.

— Я ошибался! — кричал совсем охрипший Левий, — ты бог зла! Или твои глаза совсем закрыл дым из курильниц храма, а уши твои перестали что-либо слышать, кроме трубных звуков священников? Ты не всемогущий бог. Ты черный бог. Проклинаю тебя, бог разбойников, их покровитель и душа!

Богохульство в христианстве - один из самых страшных грехов и прощается только после полного раскаяния, но раскаяния со стороны Левия не было, поэтому грех его остался непрощенным.

Первым восставшим против Бога был Люцифер - падший ангел, сатана, извечный враг Бога, создатель и повелитель зла. Причина бунта - гордыня ангела, который решил сам стать Богом.

Бунт против Бога - одна из тем классической литературы. Гете, Байрон, Пушкин , Лермонтов, Достоевский - список имен можно продолжить...

Но романтический демон Байрона и Лермонтова отличался от классического повелителя зла. Это дух сомнения, вопрошания, познания...

Подобный бунтарь, если так можно выразиться, тоже имел свой прообраз в Библии. Это многострадальный Иов. Испытываемый Богом, он был лишен богатства, детей, здоровья. Нет, Иов не роптал, не бунтовал в привычном для нас смысле слова. Он лишь обратился к Господу с просьбой свидетельствовать о невиновности его. Другими словами, он жаждал справедливости - ведь Иов считал, что ни в чем не виноват, и не понимал, за что он столь жестоко наказан.

-9

Из жития святого многострадального Иова в пересказе святителя Димитрия Ростовского:

Действительно Бог явился Иову в бурном вихре и укорил его за намерение требовать отчета в делах мироправления. Вседержитель указал Иову, что для человека весьма много непостижимого в явлениях и творениях даже одной видимой, окружающей его природы; а после этого – желание проникнуть в тайны судеб Божиих и объяснять, почему Он поступает с людьми так, а не иначе, – такое желание представляет собою уже дерзкую самонадеянность.

Книга Иова в Библии - это сложное философское произведение. Более того, Святые Отцы Древней церкви рассматривали Иова как прообраз Христа, безвинно пострадавшего за грехи людей.

Бунт Левия тоже восходит к желанию восстановить справедливость - ведь, по его мнению, Иешуа ни в чем не виноват.

Левий не понимает смысла его казни, считает её вопиющей несправедливостью - Иешуа никому не причинил зла, за что же он страдает?

Но не только это сближает героев. Оба проклинают себя и день, когда родились.

-10
Он проклинал себя, выкликая бессмысленные слова, рычал и плевался, поносил своего отца и мать, породивших на свет глупца.

А это из книги Иова:

Глава 3
1 После того открыл Иов уста свои и проклял день свой.
2 И начал Иов и сказал:
3 погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!
4 День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет!
5 Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя!
6 Ночь та,- да обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев!

Обоим героям Бог дает ответ - Иову он является в виде вихря, Левию - в виде грозы.

-11

После смерти осужденных Левий снимает тела с крестов, солдаты увозят мертвые тела и хоронят в глубокой яме. Ни о каком воскресении речь не идет.

В Евангелии тело Иисуса Христа хоронит Иосиф Аримафейский неподалеку от места казни в скальной могиле, которую заваливает камнем.

Во время казни Левий делает кое-какие записи - о них в части третьей - Левий, Пилат и Воланд.

#образование #культура #булгаков #школьная литература #классическаялитература #мастеримаргарита #библейскиепритчи