Посвятил его поэт уже 62-летней на тот момент баронессе Амалии фон Крюденер, любовь к которой пронёс через всю свою жизнь. 67-летний поэт встретил её спустя 40 лет разлуки.
Они познакомились в Мюнхене, будучи в то время практически детьми. Нетитулованный дворянин, 19-летний секретарь русского посольства Фёдор Тютчев (или Теодор Тютчефф, как называли его на немецкий манер).
И Баронесса Амалия Лерхенфельд ( такое имя носила очаровательная девушка до замужества) и ей было всего 14 лет! Юная аристократка поразила будущего знаменитого российского поэта своей утончённой красотой.
Фёдор Иванович был очарован и сражён. И даже, как считают историки, пытался просить руки юной баронессы, хотя никаких свидетельств этому не сохранилось. Однако у родителей Амалии были другие планы: молодой поэт был совершенно непривлекательной партией для семьи Лерхенфельд. Юной красавице приготовили весьма выгодную партию: её выдали замуж за «старого и неприятного» секретаря русской дипломатической миссии барона Александра Крюденера. Амалия выплакала все слезы, пыталась убедить, упросить отца не рушить её жизнь, но тот, впервые в жизни, оказался неумолим, напротив, считая, что весьма хорошо постарался устроить будущее своей любимицы.
Влюблённый Тютчев был раздавлен новостью о неминуемой разлуке со своей музой. Он немедленно тайно вызвал барона на дуэль. Но счастливый жених отказался, зацепившись за какой-то незначительный момент, нарушающий дуэльный кодекс.
… Вот так судьба развела юных влюблённых, что было не такой уж и редкостью в те времена. Тютчев женился на Элеоноре Петерсон, а Амалия стала женой барона Крюденера.
«И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и с замком, и с тобой».
Такие строки он напишет позже, посвятив их баронессе: об этом свидетельствует письмо второй жены Тютчева Эрнестины к своей падчерице, дочери Тютчева от первого брака Дарье Фёдоровне. Написано оно было уже после смерти и поэта, и самой Амалии: «…Я получила почту с сообщением моего брата о смерти графини Амалии Адлерберг... Меня никогда не связывала дружба с гр. Амалией, но она — одна из самых старинных моих знакомых, моя память всё ещё видит её красивой и стройной, как нимфа... И вот эта младая фея, воспетая папá в одном из самых свежих и восхитительных его стихотворений в ту пору, когда он и сам был молод, - и вот она перешла на другой берег, где уже больше не старятся…».
PS. Последняя встреча Фёдора Ивановича и Амалии произошла в марте 1873 года, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась любовь его юности. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слёзы. Он долго смотрел на неё, не произнося от волнения ни слова…
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло...