О подвиге крейсера «Варяг» в силу ряда обстоятельств узнал весь мир. Менее известна широкой публике судьба ряда кораблей, принявших бой в гораздо более трагической ситуации.
«Новик»
Один из самых известных кораблей Первой Тихоокеанской эскадры «Новик» был построен в Германии и по внешнему виду представлял значительно увеличенный в размерах миноносец. «Новик» успешно участвовал практически во всех значительных морских боях у Порт-Артура.
После боя в Жёлтом море 28 июля 1904 года «Новик», в отличие от большинства других кораблей русской эскадры, вернувшихся в Порт-Артур, предпринял попытку прорыва во Владивосток вокруг Японии. Однако во время перехода русский корабль был замечен с японского маяка. Зашедший для получения угля в пост Корсаков на Сахалине «Новик» был блокирован японскими крейсерами, а изношенные машины не позволяли дать полный ход. 7 августа 1904 года в бою с более мощным крейсером «Цусима» (вес бортового залпа 210 кг против 88 кг у «Новика») русский крейсер заставил противника отойти, но и сам получил серьёзные повреждения. После подхода к месту боя крейсера «Читосе» русский корабль был затоплен в заливе Анива.
«Светлана»
Бронепалубный крейсер 1-го класса «Светлана» изначально строился во Франции как вооружённая яхта великого князя Алексея Александровича. Судно отличалось шикарной отделкой внутренних помещений. Участие корабля в боевых действиях не предполагалось.
С началом Русско-японской войны крейсер был включён в состав Второй Тихоокеанской эскадры и совершил тяжёлый переход с Балтики на Дальний Восток. В первый день Цусимского сражения 14 мая 1905 года крейсер получил значительную пробоину в носовой части, а скорость упала до 10 узлов. Утром 15 мая «Светлана», на которой из-за сильного крена могли действовать только два кормовых 152-мм орудия и подходили к концу снаряды, приняла бой с японскими лёгкими крейсерами «Отова» и «Нийтака».
Согласно японскому официальному описанию боевых действий на море, в результате попадания двух снарядов со «Светланы» в крейсер «Отова» японцы потеряли 5 человек убитыми и 23 ранеными. Когда закончились снаряды и бой превратился в расстрел, русский крейсер был затоплен экипажем. Мстя за отчаянное сопротивление экипажу русского корабля, крейсер «Отова» прошёл через находившуюся в воде группу русских моряков, сминая корпусом и винтами людей. Всего со «Светланой» в Цусимском бою погибли 167 русских матросов и офицеров.
«Рюрик»
Броненосный крейсер «Рюрик» стал первенцем в серии из трёх броненосных крейсеров — истребителей торговли: «Рюрик» — «Россия» — «Громобой». Все корабли отличались хорошей мореходностью и были предназначены для длительного автономного нахождения на коммуникациях противника.
В период Русско-японской войны все три корабля вместе с крейсером «Богатырь» составили знаменитый Владивостокский отряд крейсеров, известный как «эскадра-невидимка». В начале войны «Рюрик» успешно действовал на японских коммуникациях, уничтожая военные транспорты и торговые суда. В бою 1 августа 1904 года в Корейском проливе (у Фузана) получил значительные повреждения от огня броненосных крейсеров противника, а затем был атакован двумя японскими бронепалубными крейсерами «Нанива» и «Такачихо». Потерявший практически всю артиллерию, корабль в течение часа вёл неравный бой и был затоплен после того, как все средства сопротивления были исчерпаны вплоть до попытки тарана и применения торпед.
«Дмитрий Донской»
Во время Русско-японской войны старый тихоходный броненосный крейсер был включён в состав Второй Тихоокеанской эскадры. Крейсер имел хорошую броневую защиту и перед походом был перевооружён новой артиллерией. Во время Цусимского боя 14 мая 1905 г. старый крейсер мало интересовал японцев, серьёзных повреждений не получил и продолжил самостоятельное следование во Владивосток. Но вечером 15 мая «Дмитрий Донской» был настигнут японской эскадрой из шести бронепалубных крейсеров и четырёх миноносцев. На предложение о сдаче с «Дмитрия Донского» открыли огонь.
Ведя бой на оба борта, русский крейсер вынудил корабли противника отказаться от преследования (был повреждён флагманский «Нанива»), но и сам получил серьёзные повреждения. До Владивостока оставалось всего около 300 миль, но пройти их было уже невозможно. Ночью 16 мая команда затопила крейсер у острова Дажелет.