Найти тему
AR.MOSCOW

Утерянные памятники архитектуры: Московское круговое депо

Друзья, мы продолжаем рассказывать об утраченных памятниках московской архитектуры, и сегодня речь об уникальном здании - единственном круговом депо в Москве, входящем в ансамбль зданий Николаевского (Ленинградского) вокзала на Комсомольской площади.

В 1843 году началось строительство третьей по счёту железной дороги в Российской империи, связавшей старую и новую столицы государства, Петербург и Москву. Большинство промежуточных станций, павильонов и вспомогательных сооружений Николаевской железной дороги (ныне – Октябрьской) были построены по типовым проектам, поэтому она является единым историческим и архитектурным ансамблем.

Вся дорога от Санкт-Петербурга до Москвы была разделена на 8 тяговых плеч, на границах каждого тягового плеча строилось депо, всего на линии было построено девять «круглых зданий для хранения локомотивной машины». Сами здания депо проектировались выдающимися архитекторами того времени Константином Тоном и Рудольфом Желязевичем.

Внутренний вид паровозного здания
Внутренний вид паровозного здания

В Москве депо располагалось не на ровной площадке, а на высоком берегу Красного пруда. Чтобы разместить здание, часть пруда пришлось засыпать, а в типовой проект внести изменения.

Типовая схема паровозного депо
Типовая схема паровозного депо

Корпус для механических мастерских и устройств водоснабжения паровозов отделили от основного объёма депо и построили его на той части территории, где сейчас располагается вагонный участок. Вынос мастерских за пределы депо привёл к необходимости строить водонапорную башню.

Круглое депо и водонапорная башня в Москве, акварель Р. А. Желязевича
Круглое депо и водонапорная башня в Москве, акварель Р. А. Желязевича

Депо выстроено из кирпича в стиле эклектика. Архитектура башни необычна – сверху она имеет лишний ярус с арочными окнами.

-5

Вместе, депо и башня составляли единый архитектурный ансамбль со множеством общих деталей – сдвоенными арочными окнами на фасадах, фигурными кирпичными карнизами. Завершала этот выразительный архитектурный комплекс часовая башня на здании вокзала. Ансамбль строили «на века», формой зданий и декоративными элементами в украшении фасада он напоминает какую то древнюю крепость с пантеоном. Несомненно, это настоящее произведение градостроительного искусства.

Паровозное депо и Водонапорная башня Николаевской железной дороги, 1860-е гг.
Паровозное депо и Водонапорная башня Николаевской железной дороги, 1860-е гг.

Московское депо представляло собой круглое в плане здание с внешним диаметром 64 м, разделённое на 22 сектора (стойла) длиной 15 м. Две секции были сквозными и использовались для въезда паровозов. Остальные 20 были тупиковыми и служили для ремонта и обслуживания стоящих в них локомотивных машин.

Внутри круглого паровозного депо
Внутри круглого паровозного депо

У других локомотивных депо на Николаевской железной дороге было по 18 стойл, так как еще 2 сектора использовались для въезда в корпус мастерских. Перегородки имели широкие арочные проходы, соединявшие стойла между собой. Все стойла перекрывались кирпичными сводами с трубами для отвода паровозного дыма. Во внутреннем дворе здания находился поворотный круг, служивший для разворачивания паровозов и направления их в нужное стойло или на выезд из депо.

Поворотный круг депо в Малой Вишере, которое находится в плачевном состоянии, 
фото Анна Огороднийчук
Поворотный круг депо в Малой Вишере, которое находится в плачевном состоянии, фото Анна Огороднийчук

В первые 20 лет работы депо поворотный круг был деревянным, позже его заменили металлическим. Для защиты круга от дождя и снега над внутренним двором был устроен лёгкий металлический купол с фонарём наверху для освещения и вентиляции. Диаметр купола составлял 32 метра.

В конце 1860-х годов, в связи с увеличением мощности и габаритов локомотивов, все круглые депо Николаевской железной дороги были модернизированы. Паровозные стойла удлинили на 3,2 м за счет наружной пристройки в виде третьей концентрической стены.

-9

В последующие годы московской круговое депо неоднократно перестраивалось: были демонтированы купол и поворотный механизм, надстроен 3-й этаж, большинство арок и сводов разобраны и заменены на плоские перекрытия, в ограждающих стенах пробиты дополнительные проёмы, срублен кирпичный декор. А в августе 2011 РЖД и вовсе объявили о сносе депо в связи со строительством IV главного пути. Благодаря усилиям активистов железнодорожники все-таки отказалась от полного сноса здания, но разработали проект “реставрации”.

Снос ценных элементов Кругового депо в Москве. Фото: РИА Новости
Снос ценных элементов Кругового депо в Москве. Фото: РИА Новости

В результате “ремонта”  организацией ООО «Эпоха Возрождения» оказались демонтированы 9 из 22 секций депо, а исторический облик здания утрачен.

Здание после реставрации
Здание после реставрации
Нынешний вид водонапорной башни, фото Денис Ромодин
Нынешний вид водонапорной башни, фото Денис Ромодин

Из девяти круговых депо Николаевской железной дороги  (Любань, Клин, Тверь, Санкт-Петербург, Москва, Малая Вишера, Бологое, Окуловка, Спирово) в нормальном состоянии сохранилось только три - в Санкт-Петербурге, Твери и на станции Окуловка, остальные сильно разрушены.

Станция Окуловка, 1864 год
Станция Окуловка, 1864 год

В 2018 году, после реконструкции, в здании Московского кругового депо открылась цветочная ярмарка. С 2019 года в нем располагается книжный клуб "Депо".

Книжный клуб Депо
Книжный клуб Депо
Внутри клуба угадываются очертания одного из уцелевших стойл
Внутри клуба угадываются очертания одного из уцелевших стойл

Номинально, здание не утрачено, несмотря на угрозу сноса, но все-таки после реконструкции оно стало другим и утратило дух того времени, когда было создано.

Ставьте 👍, если понравилась статья, и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм, где мы рассказываем о памятниках архитектуры, истории и технологиях дополненной реальности.

Читайте также:

#armos #история #архитектура #москва #круговоедепо