Найти тему

Северодвинск -колыбель атомного подводного флота России

Сегодня исполняется 84 года Северодвинску! История города-корабелов напрямую связана с основанием завода №402 (в настоящее время "Севмаш", входит в ОСК).

Северодвинск - побережье Белого моря острова Ягры / ОСК
Северодвинск - побережье Белого моря острова Ягры / ОСК

В марте 1936 года Правительственная комиссия определила площадку для строительства новой, самой мощной верфи – территорию в районе Никольского устья реки Северная Двина.

Посёлок судострой - территория будущего предприятия / Северодвинский краеведческий музей
Посёлок судострой - территория будущего предприятия / Северодвинский краеведческий музей

Единственным капитальным строением на болотистом берегу залива был заброшенный Николо-Корельский монастырь – каменные строения XVII века.

Завод №402 (в настоящее время Севмаш, входит в ОСК) / Севмаш
Завод №402 (в настоящее время Севмаш, входит в ОСК) / Севмаш

Первые бригады строителей прибыли в Никольское устье на пароходе "Иван Каляев" в июле 1936 года.

Пароход "Иван Каляев" относился к типу "Михаил Криличевский" - их постройка велась на заводе "Красное Сормово" (входит в ОСК) с 1909 по 1911 годы. Сегодня сохранилось только одно судно данного типа - "Н.В. Гоголь", входящий в состав флотилии Центра судоремонта "Звёздочка" (входит в ОСК).
Пароход "Иван Каляев" и первостроители / Северодвинский краеведческий музей
Пароход "Иван Каляев" и первостроители / Северодвинский краеведческий музей

Быстрыми темпами началось строительство эллингов завода, жилых домов и социальных объектов. Рабочий поселок получил название Судострой. В 1938 году его преобразовали в город Молотовск, а с 1957 года - Северодвинск.

Цех №50 завода №402 (в настоящее время Севмаш, входит в ОСК) / Севмаш
Цех №50 завода №402 (в настоящее время Севмаш, входит в ОСК) / Севмаш

В 1939 году на заводе заложили первый корабль – линкор "Советская Белоруссия", но в годы Великой Отечественной войны кораблестроительную программу приостановили.

Постройка Больших охотников проекта 122 / Севмаш
Постройка Больших охотников проекта 122 / Севмаш

Из 40 тысяч жителей города 17 тысяч 517 человек ушли на фронт. Предприятие обеспечивало боеспособность кораблей Северного флота и ремонт иностранных транспортов, участвующих в Северных конвоях.

Вывод корабля из эллинга завода №402 (в настоящее время Севмаш, входит в ОСК) / Севмаш
Вывод корабля из эллинга завода №402 (в настоящее время Севмаш, входит в ОСК) / Севмаш

В первые послевоенные годы завод продолжил строительство кораблей для ВМФ СССР. Основным профилем предприятия стала постройка подводных лодок.

В 1955 году заводу поручили важное государственное задание – создание первой отечественной подлодки с ядерной энергетической установкой.

Атомная подлодка К-3 "Ленинский комсомол" / Севмаш
Атомная подлодка К-3 "Ленинский комсомол" / Севмаш

Атомная подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол" была успешно передана в опытную эксплуатацию в 1958 году, а Северодвинск стал центром атомного подводного кораблестроения страны.

Выход на испытания атомной подводной лодки четвертого поколения / Севмаш
Выход на испытания атомной подводной лодки четвертого поколения / Севмаш

В настоящее время Северодвинск продолжает нести почетное звание города кораблестроителей - здесь расположены крупнейшие предприятия Объединённой судостроительной корпорации: ПО "Севмаш", ЦС "Звёздочка", СПО "Арктика", НИПТБ "Онега" и построено 137 атомных подлодок – больше, чем на любой другой верфи мира!

Выход на испытания атомной подводной лодки четвертого поколения / ОСК
Выход на испытания атомной подводной лодки четвертого поколения / ОСК

Поздравляем с Днем города и желаем отличного праздничного настроения. Северодвинцам есть чем гордиться!