Найти в Дзене

Величайшие русские писатели второй половины двадцатого века. Авторы, которые были достойны двух Нобелей, но не получили ни одного.

Оглавление

Всем доброго дня! Есть довольно популярное мнение о том, что русская литература очень сильно просела, начиная где-то с 1925 года. Это мнение не лишено основы, так как из прозы и поэзии второй половины двадцатых годов мы можем вспомнить очень мало значимых имен. Исаак Бабель, Ильф и Петров, еще несколько значимых авторов, вот, пожалуй, и все. Конечно еще были живы многие писатели Серебряного века, однако их творчество уже находилось на излете и того рассвета, что был в десятых годах (и в первой половине двадцатых) ни у кого уже не было.

В тридцатых и сороковых же литературу просто задушили. Те немногие, кто еще сохранял мысль и свободу, пытались сделать хоть что-то, однако в печать им пробиться не удавалось, а голод брал свое. Конечно же и в эти темные времена можно вспомнить "Реквием" и многие блистательные рассказы Зощенко, однако в большей своей мере литература задыхалась. Однако начиная с шестидесятых мы увидели такой литературный взрыв, который может сравниться разве что с Серебряным веком. Именно о писателях-прозаиках из шестидесятых-семидесятых годов я и хотел бы с вами поговорить.

Аркадий и Борис Стругацкие.

Эти авторы имеют огромную популярность, так как практически любое их произведение захватывает с первых страниц даже очень неопытного читателя. Чтобы залпом одолеть все их творчество не нужно обладать ни особым умом, ни хотя-бы школьными литературными знаниями, ни терпением.

Братья Стругацкие относились к своему читателю очень уважительно и старались сделать любое свое произведение таким, чтобы оторваться от него было просто физически невозможно. Однако за великолепным умением строить сюжет и фабулу скрывается абсолютно потрясающая мощь Великих прозаиков, поднимавших важнейшие темы. Острые вопросы к советскому проекту, тяжелые размышления о историческом развитии человека и его ответственности за совершенные поступки, блестящие характеристики героев и чуть ли не пророческие слова о серой морали... Все это и многое-многое другое сделали Братья Стругацкие.

-2

Юрий Домбровский.

Пожалуй, это самый сильный русский писатель со времен Л.Н. Толстого. Никто и никогда из русских авторов не имел даже приблизительно столько силы и жизни в себе, сколько их имел Юрий Осипович.

Находясь при смерти, отправленный в лагерный лазарет в Алма-Ату в 1944 году, он написал один из самых жизнеутверждающих романов о... допросах, пытках, захвате страны ("Обезьяна приходит за своим черепом"). Он видел свет там, где даже у самых сильных ломался хребет, он, пройдя десятилетие сталинских лагерей смог сохранить абсолютную веру в искусство и человека в искусстве. Посмотрите на его стихотворение "Апокриф":

Даже в пекле надежда заводится,
Если в адские вхожа края.
Матерь Божия, Богородица,
Непорочная Дева моя!

Она ходит по кругу прокля́тому,
Вся надламываясь от тяго́т,
И без выборов каждому пятому
Ручку маленькую подаёт.

А под сводами чёрными, низкими,
Где земная кончается тварь,
Потрясает пудовыми списками
Ошарашенный секретарь.

И кричит он, трясясь от безсилия,
Поднимая ладони свои:
— Прочитайте Вы, Дева, фамилии,
Посмотрите хотя бы статьи!

Вы увидите, сколько уводится
Неугодного Небу зверья —
Вы не правы, моя Богородица,
Непорочная Дева моя!

Но идут, но идут сутки целые
В распахнувшиеся ворота́
Закопчённые, обгорелые,
Не прощающие ни черта́!

Через небо глухое и старое,
Через пальмовые сады
Пробегают, как волки поджарые,
Их расстроенные ряды.

И глядят серафимы печальные,
Золотые прищурив глаза,
Как открыты им двери хрустальные
В трансцендентные небеса;

Как крича, напирая и гикая,
До воло́с в планетарной пыли,
Исчезает в них скорбью великая
Умудрённая сволочь земли.

И глядя́, как кричит, как колотится
Оголтевшее это зверьё,
Я кричу:
— Ты права, Богородица!
Да прославится имя Твоё!
1940 год.

Можете ли вы мне назвать еще хотя бы одного поэта/прозаика, прошедшего подобные круги ада, который смог бы настолько грубо и чисто верить? Нет? Вот и я не могу.... Это был Человек, у которого по оголенному белому хребту текла кровь, а он стоял и смотрел на чистое небо, веря, что человек все же может сохранить свою свободу и свою честь.

-3

Виктор Астафьев.

Пожалуй, самый значимый автор-фронтовик. Всю жизнь он писал безумно красивую и живую деревенскую прозу, изредка перемешивая ее такими военными повестями, как "Пастух и пастушка"... Всю жизнь он провел, вспоминая тот ужас, который пережил, и в 1992 году опубликовал то, что шокировало наверное каждого, кто читал хотя бы несколько строк из этого романа... Он написал "Прокляты и убиты"... Книгу, которую в руки-то взять страшно....

Василь Быков кратко сказал об этом произведении так:

"Книга потрясла меня".

А Ю.И. Алабовский - доктор медицинских наук и ветеран Второй Мировой Войны - также коротко и однозначно заявил:

«Разбередили Вы мне всю душу. Прочитал в „Новом мире“ о „Яме“…Всё так, как было. И если у кого-то возникнет хоть капля недоверия к написанному — готов подтвердить это сам».
-4

Я не назвал сегодня ни Фазиля Искандера, ни Василия Аксенова, ни Юрия Трифонова, ни всем известного Бродского, ни Булата Окуджава, ни Чингиза Айтматова, ни Александра Твардовского, ни многих других великолепных прозаиков и поэтов второй половины двадцатого века. Давайте же будем помнить и читать их, и тогда, быть может уже сегодня, появиться новое поколение мастеров подобного уровня...

Мы живем в мире, где абсолютные бездарности печатаются огромными тиражами, а это значит, что эти тиражи раскупают. Более того, в этом же самом мире мало кто помнит имена Синявского или того же Домбровского... Молодым талантливым писателям не дают возможности пробиться в крупные журналы и издательства, так как там все заполонили авторы даже не мягкой, а туалетной обложки. Без большого количества понимающего и интересующегося читателя не будет и новых великих авторов. Как бы банально это не звучало... Это так.