Вы бывали в Петропавловской крепости? А спорим, прошли мимо музея керамики? Зря, очень зря! В Петропавловской крепости много различных музейных экспозиций, в которых можно провести целый день, но я рекомендую включить в список Керамарх, музей архитектурной художественной керамики.
Во-первых, это красиво) Правда! Экспозиции здорово оформлены. В каждом зале своя цветовая гамма, потрясающие печи и изразцы. Во-вторых, интересно и познавательно. А в-третьих, малолюдно. Все в основном идут смотреть исторические экспозиции.
Первый зал в сине-белой гамме. Здесь представлены вазы, печи и печные изразцы.
Вообще печи занимают почетное место в экспозиции всего музея. Ведь кафельные печи были предметом роскоши. В этом зале представлены печи эпохи русского классицизма. К сожалению, имена их авторов и производителей установить невозможно, так как клейма производители изразцов стали ставить на своих изделиях лишь при Николае I.
Вот разнообразные печные изразцы и облицовочные плитки. Квадратик в правом нижнем углу, например, из Летнего дворца Петра I. Красиво же? Также есть плитки из Голландии.
Потрясающей красоты печи представлены в зале с желтыми стенами: белая с позолотой, зеленая, синяя. По форме печи тоже отличаются. Есть круглые и квадратные. Рядом расположены образцы из различных доходных домов Петербурга, а также информация о заводе-изготовителе. Например, известный завод "Або" из города Турку, Финляндия, изготавливал изразцы на весь Петербург.
Посмотрите на эту печь. Это же произведение искусства, а не просто утилитарная вещь! Листайте галерею, там фото поближе.
Какова красота! На первой фотографии ниже - декоративные панно, исполненные по проекту архитектора М. Е. Месмахера и предположительно происходят из дворца великого князя Михаила Михайловича. В галерее еще несколько прекрасных изразцов.
От этих печей тоже невозможно оторвать взгляд. Вот например, современная реплика каминной печи конца 19-начала 20 века производства гончарно-изразцового кафельного завода из Вильнюса.
И еще одна сине-желтая красавица. Какие великолепные орнаменты!
Ну а дальше еще круче, ведь наступила эпоха модерна! Стиль, в основе которого лежат природные мотивы, поэтому зал оформлен в изумрудно-зеленом цвете.
Во главе стоит волшебная (у меня уже не хватает эпитетов) голубая печь с кувшинками. Какие линии, какие переплетения! Листайте галерею, там много деталей.
Проект этого камина разработан Пааво Уотилой, финским архитектором и дизайнером, работавшем в Выборге. Он тесно сотрудничал с Ракколаниокским гончарным заводом, выполняя для него проекты печей и каминов.
Стиль модерн один из самых узнаваемых, его легко можно определить по органическим формам, изогнутым линиям, орнаментам и символизму. Посмотрите на этот милый орнамент с березкой или на орнамент с сосновыми деревьями, веточками и шишками (в галерее):
Вот еще одна зеленая печь с природными мотивами. Декоративный элемент в центре напоминает узор пера павлина, а по углам будто плетеные из прутьев колонны.
Поиск новых форм в искусстве привел к расцвету художественной архитектурной керамики, которой стали оформлять интерьеры и фасады зданий. Нередко для этого привлекались известные художники. Вот например панно "Поклонение старине" по эскизу А. Я. Головина: это уменьшенное повторение одного из майоликовых панно, созданных на гончарном заводе "Абрамцево" в Москве для фасадов гостиницы "Метрополь".
Или декоративные панно с фасада особняка Э. Э. Бремме на 12 линии Васильевского острова, которые были установлены на лицевом фасаде. Демонтированы в 1971 году.
Про модерн можно говорить еще долго, поэтому продолжу в следующей статье. Напишите в комментариях, интересна ли вам эта тема?
Будет еще много красивых фото!
Любой комментарий в поддержку канала приветствуется!
Спасибо за внимание, до встречи в музеях!
Часть 2:
#керамика #изразцы #музеипетербурга #музеиивыставки #музеироссии #музеиивотэтовотвсе