Найти в Дзене
Тайны искусства

Непропорциональное тело и манящая красота на картине «Большая одалиска» Жана Энгра

Большая одалиска, Жана Огюста Доминика Энгра
Большая одалиска, Жана Огюста Доминика Энгра

Потребуется некоторое время, чтобы глаза полностью привыкли к чарующему миру, открывающемуся на этой исключительной картине.

Если оставить в стороне беспокойство о вуайеризме, который подразумевает нагота одалиски, трудно не восхититься обстановкой: роскошный диван, веер из павлиньих перьев, мерцающий голубой занавес, который висит справа и колышется, поблёскивая в мягком свете, уравновешиваемый светящейся желтой тканью в левом нижнем углу, измятой сотней складок.

Или курительная трубка, прислоненная к горелке для благовоний, которая выпуска в воздух струйки богатого аромата, указывая на целую область удовольствий, потакания слабостям и отказа от мирских забот.

Деталь картины Большая одалиска, Жана Огюста Доминика Энгра
Деталь картины Большая одалиска, Жана Огюста Доминика Энгра

Мы попали в покои одалиски, женщины-рабыни из турецкого гарема. Одалиска - это горничная, которая работала в уединенных жилых помещениях, используемых женами и наложницами в доме османского султана.

Придуманный мир, предложенный нам французским художником Жаном Огюстом Домиником Энгром, можно назвать пьянящим, увлекательным, манящим и в меру опасным, а если одним словом, то "экзотическим".

Здесь очень приватная обстановка. Художник добился этого ощущения, разместив на переднем плане стильные голубые и люминесцентные золотые цвета на густом чернильном фоне. Все поверхности перед нами написаны с удивительной осязаемостью, возможно, не совсем реалистичной - но плавной, притягательной, без трения, глянцевой.

Деталь картины Большая одалиска, Жана Огюста Доминика Энгра
Деталь картины Большая одалиска, Жана Огюста Доминика Энгра

Многие комментаторы, включая самых первых зрителей, увидевших картину, когда она впервые была представлена в Париже на Салоне 1819 года, обратили внимание на невозможную форму женского тела. Чем больше вы смотрите, тем больше вы это видите. У неё слишком длинный позвоночник (по некоторым оценкам, у нее целых четыре дополнительных позвонка), у неё непропорционально вытянутая правая рука.

Но имеет ли эти анатомические неточности значение? На самом деле, я думаю, они играют важную роль в общей структуре картины. Обратите внимание, например, как изогнутая линия ее носа идеально сочетается с опущенным плечом и вытянутой рукой.

Деталь картины Большая одалиска, Жана Огюста Доминика Энгра
Деталь картины Большая одалиска, Жана Огюста Доминика Энгра

Или обратите внимание на треугольную форму ее спины, созданную особым положением плеч. Эти анатомические манипуляции были сделаны намеренно, и они призваны помочь подтолкнуть изображение к чему-то более исключительному, более совершенному, даже немного нереальному.

Энгр был далеко не первым художником в истории искусства, который преувеличивал анатомические пропорции для достижения определенного эффекта. Движение позднего Возрождения, известное как маньеризм, часто характеризуется преувеличение качеств красоты и гармонии, что часто приводило к созданию композиций, в которых асимметрия и причудливые искажения были обычным явлением.

Между двумя стилями

Как вписать такую картину, как "Большая одалиска", в историю искусства? Как понять ее смысл?

Написанная в 1814 году, картина находится на стыке двух традиций. Это была эпоха неоклассицизма, когда художники, особенно французские, стремились создать произведения, возрождающие многие темы древнегреческого и римского искусства: акцент делался на равновесии, гармонии и благородной строгости.

Энгр был учеником художника-неоклассициста Жака-Луи Давида, который 14 годами ранее написал портрет французской светской львицы мадам Рекамье - картину, которая послужила прямым источником вдохновения для Энгра.

Портрет мадам Рекамье, Жак Луи Давид
Портрет мадам Рекамье, Жак Луи Давид

Обратите внимание, что обе картины имеют одну и ту же основную позу: вытянутые ноги, левый локоть, опирающийся на подушки, вытянутая правая рука, повернутая голова и взгляд через правое плечо.

В картине Давида также присутствует ощущение ясности и отстраненности - возможно, сегодня для описания мы бы использовали слово "минимализм".

Большая одалиска, Жана Огюста Доминика Энгра
Большая одалиска, Жана Огюста Доминика Энгра

Картина Энгра несет в себе многие из тех же черт неоклассицизма: поверхность спокойная и прохладная, линии четкие, тени идеальные, а также невероятное внимание к тону кожи женщины и текстуре тканей, которые свисают и обвивают все вокруг нее. Все эти аспекты, кажется, создают некую безупречность картины, которая в равной степени является исследованием баланса и грации, а также изображением обнаженной женщины.

Однако в этой картине есть и нечто другое. Как бы много Энгр ни взял у Давида, его "Одалиска" также отходит от неоклассицизма и направляется в сторону зарождающейся формы искусства: романтизму.

Романтический ориентализм

Романтизм был своего рода ответом на рациональное мышление эпохи неоклассицизма, которое несло в себе неявное торжество последовательного порядка.

Это было время в истории Европы, когда все больше художников и писателей выезжали за пределы своих стран, часто на территории, где колониальные державы установили свое имперское владычество. В то время как английские художники XIX века отправились в колониальный форпост Индии, французские художники исследовали Северную Африку, особенно Египет, Алжир и Марокко.

В 1809 году французское правительство опубликовало "Description de l'Égypte" (1809-22), двадцатичетырехтомный обзор архитектуры, памятников, населения и животного мира Египта - труд, оказавший глубокое влияние на французское декоративное искусство и архитектуру того периода.

Молитва в Каире, Жан-Леон Жером
Молитва в Каире, Жан-Леон Жером

Эта подкатегория романтизма стала известна как "ориентализм".

В 19 веке и, возможно, до сегодняшнего дня, чувство "экзотики" в людях, пейзажах и архитектуре Ближнего Востока и Северной Африки завораживало художников. Во Франции такие художники, как Эжен Делакруа, Жан-Леон Жером и Теодор Шассерио, были особенно очарованы им.

Деталь картины Большая одалиска, Жана Огюста Доминика Энгра
Деталь картины Большая одалиска, Жана Огюста Доминика Энгра

Картины Энгра были написаны в духе востоковедения. Интересно отметить, что художник никогда не ездил в Османскую Турцию или вообще на Восток, но его воображение разгорелось от образов, которые породила энергия ориентализма.

Картина была заказана королевой Каролиной Мюрат, королевой Неаполя, а также сестрой Наполеона Бонапарта. Она была написана в Риме, где Энгр жил после окончания стипендии в Академии Франции.

Сегодня картина висит в Лувре в Париже. И неизменно остается объектом поклонения красоте.
***

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь и ставьте лайк. Поддержите мой канал, используя форму ниже:

#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство