Дом. Это слово звучало как "дом" ещё в праиндоевропейском языке. Только представьте, - вас случайно переносит во времени на шесть тысяч лет назад, вас находит бородатый человек, одетый в шерстяную накидку, ведет к небольшому деревянному сооружению и говорит:
"Ке мейнос дом!"
В этот момент вы вовремя вспоминаете, что русский язык относится к группе сатем, значит, чтобы понять первое слово, нужно поменять [к] на [c], и тогда получается [се]. Вот вы всё и поняли, он сказал "Се (это) мой дом".
Скорее всего, это слово "дом" получилось из глагольной формы *dem, что значит "строить, сооружать", а значит это слово появилось для обозначения жилищ, построенных руками человека, а не каких-нибудь пещер. Ну, никто и не говорил, что праиндоевропейцы жили в пещерах. Они себя не в палеолите нашли.
Конечно же, вокруг такого древнего и важного понятия как "дом", накопилось огромное количество примет и мифов.
Дом для древнего человека был маленьким кусочком контролируемого, защищенного мира, в противовес хаосу страшного "снаружи".
Особо важными были границы этого мира - порог дома, окна, дверь, углы, подпол, чердак, печь, печная труба. Они разделяли "здесь" и "там", причем к "там" относился весь внешний мир в широком смысле, включая и потусторонний.
Главной границей, конечно, являлся основной вход и выход - дверь. Она надёжно закрывала семью и от живых, и от мертвых. В фольклоре закрытую изнутри дверь нельзя открыть снаружи. Не может ни одна сущность зайти в дом без приглашения хозяина.
Однако в определённом случае нужно было открыть все двери и окна, снять все замки, чтобы позволить потустороннему проникнуть в дом - во время родов. С одной стороны это должно было облегчить появление ребёнка чисто физически, по переносу свойства, а с другой - через открытые двери дом впускал в себя новую жизнь из потустороннего бытия.
Где дверь, там и порог - важная символическая граница между мирами. На пороге нельзя было сидеть. Более того, именно здесь жили души предков, охраняющих жильё. Вплоть до XIX века кое-где именно под порогом хоронили умерших некрещёными младенцев - чтобы каждый, кто переступает порог, крестил их (пересекая линию порога, человек как бы образует с ним крест).
До сих пор мы стараемся не здороваться, не прощаться, не подавать руки через порог, правда?
Подметая, нужно было мести не к порогу, а от порога, чтобы не вымести из дома богатство. По этой же причине мусор вообще нельзя было выметать за порог - его сжигали в печи, внутри дома. Отсюда поговорка - "не выносить сор из избы".
Когда из дома выносили гроб, ударяли им о порог - так умерший прощался со своим домом.
Для защиты дома в порог или в дверной косяк могли вставить веточку крапивы, осины или другого растения, положить на пол колющий предмет - например, нож или топор.
И, наконец, третья граница - это окно. Окно служило дверью в потустороннем, зеркально отраженном мире. Когда в доме умирал человек, открывали окно и ставили блюдце с водой, чтобы душа могла ополоснуться и улететь. На Масленицу первый блин ставили на слуховое окно, чтобы поделиться с предками.
В народных песнях смерть может влететь в дом через окно птицей, и до сих пор считается, что если птица залетит в окно - это сулит смерть кого-то из семьи.