Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Это искусство? Рассказываем историю «писсуара» Марселя Дюшана

Марсель Дюшан рассуждал так: раньше художник брал холст или глыбу мрамора и тем самым загонял себя в рамки. Ведь ясно как день, что на холсте нужно рисовать картину, а из мрамора делают скульптуры. Но что будет, если художник — пусть даже и в порыве хулиганства, как это случилось с Дюшаном — возьмет какой-нибудь готовый предмет, но не будет использовать его по назначению, а подпишет своим именем и отнесет в музей? Будет ли это настоящим произведением искусства?

Сказано — сделано. Дюшан приобрел обычный писсуар, принес в свою мастерскую, перевернул фаянсовое изделие в нерабочее положение и сбоку написал: «Р. Матт 1917». Назвал свою нехитрую работу «Фонтан» и отнес на выставку. Там «Фонтан» сочли за насмешку над организаторами и не включили в экспозицию.

commons.wikimedia.org
commons.wikimedia.org

Но Дюшан добился своего! Во-первых, о «Фонтане» заговорили решительно все. Причем заговорили с умным видом, пытаясь найти в обычном писсуаре высокий смысл. А во-вторых, своей выходкой Дюшан совершил настоящую революцию: оказывается, художнику вовсе не обязательно часами корпеть над произведением. Можно показать все, что угодно, подписать своим именем — и это будет иметь значение, потому что художник назвал этот предмет искусством.

Смеялся ли Дюшан над организаторами той выставки? Безусловно, да! Он был дадаистом, а художники объединения «Дада» были циничными шутниками. Дадаизм стал искусством отрицания: Первая мировая убедила художников, что жизнь не имеет смысла, раз ее можно уничтожить таким жестоким способом.

А что остается делать в таком состоянии? Только хохотать и хулиганить — от бессилия и тотального разочарования. Чем художники в то время и занялись. Дадаисты были против логики — и воспевали случайность и хаос. Они не хотели оставлять после себя красивые произведения искусства — и переворачивали с ног на голову все, что считалось искусством до этого. Поэтому самыми популярными техниками у дадаистов стали коллаж и реди-мейд. В первом случае из кусочков некогда существующей вещи можно было собрать что-то свое, а во втором и вовсе брали готовые предметы и выдавали их за новые произведения искусства. В обоих случаях получалась бессмыслица, которую многие принимали за чистую монету.

Отрывок из книги Анастасии Постригай «Как понимать искусство: арт-прогулка по стилям и эпохам»

Искусствовед Анастасия Постригай – лектор-искусствовед, который не станет донимать сложными терминами и скучной теорией, но заставит влюбиться в искусство всех – от мала до велика.

Её книги для детей и взрослых мягко погружают в историю мирового искусства, знакомят с выдающимися шедеврами и мастерами разных эпох в озорном игровом формате. Вы научитесь понимать живопись, архитектуру и скульптуру с нуля, не хуже любого эксперта, а еще сможете создать собственные мини-шедевры.

Познавательный арт-марафон этой книги стартует от образцов первобытного искусства и финиширует искусством XX века. А яркие иллюстрации, нетривиальные факты и творческие задания неизменно будут сопровождать вас в этом путешествии!

Купить книгу Анастасии Постригай «Как понимать искусство: арт-прогулка по стилям и эпохам» можно по ссылке: https://go.ast.ru/a003exa

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:

О чем рассказывает нам знаменитая картина «Поцелуй» Густава Климта?

Почему Густавом Климтом восхищались и презирали одновременно? Рассказывает искусствовед