Найти тему
Navygaming Channel

Вооружение крейсера «Богатырь» – артиллерия «универсального» корабля /Часть 1.- Главный калибр

Наша очередная статья посвящена русскому кораблю и его артиллерийскому вооружению, да и разве может быть иная тема накануне Дня ВМФ России? Ведь так?

Выбор артиллерии для боевого корабля всегда довольно сложная задача, решение которой зависит и от уровня развития технологий и существующих артиллерийских систем, и от традиций, принятых на флоте. К примеру, в свое время британские корабли вооружались 234-мм и 190-мм орудиями, немецкие – 210-мм и 240-мм пушками, французы ставили на свои крейсера и броненосцы 164-мм и 138-мм орудия, которые практически больше нигде не использовались. На русском флоте к концу ХIХ века также сформировались свои предпочтения, согласно которым крейсера, как правило, вооружались 203-мм, 152-мм, 120-мм и 75-мм орудиями.

Броненосный крейсер «Владимир Мономах» после перевооружения,
1902 год
Броненосный крейсер «Владимир Мономах» после перевооружения, 1902 год

Подходы к использованию постепенно также менялись с развитием и совершенствованием артиллерийских систем, постепенно на флоте шла замена тяжелых орудий на более скорострельные, средних калибров. К примеру, можно вспомнить, что броненосные крейсера «Владимир Мономах» и «Дмитрий Донской», в свое время получившие 203-мм/30 и 152-мм/28 орудия, во время модернизации в конце 90-х годов ХIХ века получили орудия меньшего калибра, но более скорострельные – 5-152-мм/45, 6-120-мм/45 и 6-152-мм/45, 10-120-мм/45 соответственно.

Момент проектирования и строительства «богатырей» стал периодом переосмысления возможностей и назначения среднекалиберной артиллерии, и в результате, как мы знаем, выбор остановился на 152-мм орудиях. Хотя всерьез обсуждался вопрос и о 229-мм, и о 203-мм орудиях, интересно, что в свое время «океанский» броненосный крейсер «Владимир Мономах» планировали вооружить только большим количеством 107-мм орудий, а «истребители торговли» – крейсера типа «Диана» могли получить 203-мм пушки. Но затем возобладали более продуманные предложения, хотя сейчас они не так и очевидны.

Бронепалубный крейсер «Богатырь» с 152-мм орудиями главного калибра
Бронепалубный крейсер «Богатырь» с 152-мм орудиями главного калибра

Итак, состав вооружения первого и последующих крейсеров типа «Богатырь», определенный разработанной МТК в 1898 году «Программой для проектирования крейсера до 6000 т водоизмещения», включал: 12-152-мм/45 скорострельных орудий, 12-75-мм/50 орудий, 6-47-мм (еще 2 орудия для шлюпок) и 2-37-мм. Артиллерия была расположена следующим образом – 152-мм пушки: 4 – в двухорудийных башнях на носу и корме крейсера, 4 – в казематах, 4 – в легких и компактных палубных установках на верхней палубе корабля; 75-мм и 47-мм – также на верхней палубе, в надстройках и в носовых и кормовых казематах (небронированных). Познакомимся поближе с этими орудиями.

Башни русских крейсеров не были в диковинку - шведский броненосный крейсер «Фульгия» с башенными 152-мм
орудиями
Башни русских крейсеров не были в диковинку - шведский броненосный крейсер «Фульгия» с башенными 152-мм орудиями

Одними из первых 152-мм орудий для кораблей российского флота стали пушки, изготовленные Обуховским сталелитейным заводом (ОСЗ) в 1868 году. За пару десятилетий для Российского Императорского флота было разработано и принято на вооружение несколько образцов орудий такого калибра: 6,03-дюймовая пушка обр.1867 года, 6-дюймовая пушка обр.1867 года, 152-мм/28 пушка обр.1877 года, 152-мм/35 пушка обр. 1877 года. Однако к началу ХХ века эти орудия уже сильно устарели, требовались новые образцы для новых кораблей, и по традиции – обратились к зарубежному опыту.

152-мм/45 пушка Канэ на палубной установке
152-мм/45 пушка Канэ на палубной установке

В начале 1891 года во Франции русским была показана 152-мм/45 патронная пу­шка системы Канэ, которая при стрельбе продемонстрировала высокую ско­рострельность – 10 выстрелов в минуту. Это произвело должное впечатление на комиссию, однако было принято решение не заказывать орудия за границей, а развернуть их производство в России. В августе 1891 года был заключен соответствующий договор, и у французской фирмы были приобретены все необходимые чертежи. Производство новых орудий было развернуто также на ОСЗ, а в последующем и на Пермском заводе. Так на русском флоте появились орудия с «французскими» корнями и названием – «Канэ». Причем специально отметим, что 152-мм/45 пушки Канэ стали первыми в России патронными орудиями среднего калибра, и если первоначально их заряжание было унитарным, то затем перешли к раздельному.

Согласно справочнику А. Широкорада: «…152/45-мм пушки первого образца состояли из трубы, ко­жуха и муфты. Длина ствола 6 858 мм. Кожух скреплял ствол на длине 3 200 мм. Длина нарезной части 5 349 мм. Первые партии орудий имели постоянную крутизну нарезов в 30 клб, а последующие – переменную крутизну от 71,95 клб в начале до 29,89 клб к дулу. Число нарезов 38, глубина нарезов 1,00 мм. Затвор поршневой, весом 120-126 кг. Вес ствола с затвором 5 815-6 290 кг… ». В ходе русско-японской войны было зафиксировано несколько случаев разрыва дульной части орудий, и их конструкцию изменили. В последующем пушки стали изготовлять скрепленными до дула (труба, три скрепляющих цилиндра, кожух, казенник, два кольца), изменился внешний вид пушки, что привело к необходимости изменения и станков.

-5

Для 152-мм/45 орудий разработали два снаряда по 41,4 кг: бронебойный (длина 2,8 клб, 1,23 кг мелинита) и фугасный стальной снаряд (длина 3 клб, 2,713 кг тротила). Эти снаряды иногда называли «старого чертежа». Интересно, что часто «в целях экономии» отливали сна­ряды из обыкновенного чугуна длиной 3,25 клб с весом ВВ 1,365 кг черного пороха и ударной трубкой обр. 1884 года (в фугасном и бронебойном использовались взрыватели).

После русско-японской войны разработали и приняли на вооружение фугасные снаряды обр. 1907 года весом 41,46 кг, дли­ной 3,2 клб, с 3,7 кг тротила. В 1915-1916 годах этот снаряд модернизировали, увеличив до 49,76 кг вес и до 4,1 клб длину. Следующим стал фугасный снаряд обр.1915 года, который весил 41,46 кг, имел длину 4,1 клб, вес ВВ – 5,8 кг тротила. В 30-е годы среди боеприпасов для этих орудий появился еще один фугасный снаряд обр.1928 года весом 51,06 кг, длиной 4,9 клб с 3,1 кг ВВ. Кроме того, для 152-мм/45 орудий в свое время были разработаны сегментный снаряд (41,8 кг), шрапнель (41,46 кг), осветительный снаряд, ныряющий снаряд( 48,1 кг).

Заряд для всех основных снарядов был единый – заряд бездымного поро­ха весом 11,5-12 кг (для ныряющего снаряда –1,2 кг).

-6

Однако орудие состоит не только из одного ствола и снарядов, во многом его эффективное использование зависит от простоты и надежного станка. При приобретении документации на пушку были получены и рабочие чертежи для орудийных 152-мм/45 установок Канэ на центральном шты­ре, по которым на Обуховском сталелитейном заводе наладили производство.

У кормовой башни 152-мм орудий крейсера «Олег»
У кормовой башни 152-мм орудий крейсера «Олег»

Орудийный станок для орудий с кожухом имел подъемный механизм с зуб­чатой дугой, обеспечивающий угол вертикальной наводки от -6° до .+20°, угол ГН – 360°. Тормоз отката гид­равлический, веретенного типа, накатник пружинный. Вес качающейся части артиллерийской установки – 8 300 кг, вес щита – 991 кг. Общий вес станка без орудия 6 290 кг, с орудием - 14 690 кг. В 1916 году на Балтийском заводе некоторые станки Канэ были переделаны для угла возвышения 25 градусов. Отметим, что такие станки не отличались особой надежностью, особенно их подъемный механизм с зубчатой дугой, зубья которой крошились, не выдерживая нагрузки на углах возвышения близких к предельному.

Для 152-мм/45 орудий, скрепленных до дула, Металлический завод специально спроектировал другой станок на центральном штыре и с подъем­ным винтовым механизмом. Данная конструкция обеспечивала угол ВН от -6° до +25° при скорости ВН – 3 град/сек, угол горизонтального наведения –360° при ско­рости ГН – 5 град/с. Тормоз отката вере­тенного типа, накатник пружинный. Щит башнеподобный, толщиной 76 мм, весом 3 440 кг. Вес качающейся части 9 170 кг. Вес станка без орудия 9 992 кг, с орудием – 16 240 кг. Скорострельность – 7 выстр./мин. Расчет – 10 человек.

Кормовая башня главного калибра крейсера «Олег»
Кормовая башня главного калибра крейсера «Олег»

Особенностью артиллерии главного калибра крейсеров типа «Богатырь» было размещение четырех орудий в башнях. До этого 152-мм орудия в башнях размещались, как правило, на броненосцах русского флота («Ростислав», «Цесаревич», типа «Петропавловск», «Бородино»). В башнях размещались станки Канэ на центральном шты­ре с демонтированным поворотным механизмом: вертикальное наведение только ручное, горизонтальная наводка от электромотора или вручную. Толщина вертикальной брони 152 мм, вес установки без брони и орудий – 49 810 кг.

Для крейсеров типа «Богатырь» двухорудийные башенные установки были изготовлены Металлическим заводом. Вся артиллерийская «башенная система» вращалась на конических катках. Башня центри­ровалась системой вертикальных катков, а также особой цап­фой (нижним штыром). Башни имели электрические приводы наведения с так называемым пунктированием, был и ручной привод – на нижней площадке находились штурвалы, соединенные с редуктором, угол ВН от -6° до +20°. Досылка снарядов (ручная) производилась в пределах углов заряжания (от -3° до +3°).

Матросы крейсера у бортового 152-мм орудия
Матросы крейсера у бортового 152-мм орудия

Управление огнем было централизованным, из боевой рубки с помощью приборов Гейслера и дальномеров Люжаля-Мякишева. Уже в ходе Первой мировой войны в Англии закупили внутрибазовые дальномеры Барра и Струда. Приборы Геслера включали в себя много механизмов различного назначения.

-10

Все приборы можно подразделить на «дающие» (в которые вводились данные) и принимающие (которые выдавали некоторые данные). «Дающие» располагались в дальномерной рубке; имели шкалу на 140 делений, соответствовавших делениям орудийных прицелов (т.е. 1 деление – 1/1000 дистанции). Эти приборы позволяли установить дистанцию 30-50 кбт с точностью до полкабельтова, от 50 до 75 кбт – 1 кабельтов и от 75 до 150 кбт – 5 кабельтовых. Оператор, определив дальность при помощи дальномера, устанавливал соответствующее значение вручную. Принимающие приборы располагались в боевой рубке и центральном посту, имели абсолютно такой же циферблат, как и «дающие». Как только оператор «дающего» прибора задавал некое значение, оно тут же отражалось на циферблате принимающего прибора.

Бронепалубный крейсер 1 ранга "Богатырь"
Бронепалубный крейсер 1 ранга "Богатырь"

Если 152-мм орудия для крейсера «Богатырь» считались главным калибром, то, по замыслу его создателей, противоминным калибром считались 75-мм орудия, которые предназначались для отражения атак вражеских миноносцев на крейсер и охраняемые им корабли.

Однако об этих системах, а также о пушках других калибров, которые несли корабли данного типа в русском флоте мы расскажем в следующей статье.

Окончание следует....

Источники: Friedman, N. U.S. Naval Weapons of World War one: Guns, Torpedoes, Mines, and ASW Weapons of All Nations. An Illustrated
Directory. Annapolis: Naval Institute Press, 1985.; Гармашев, А.А.Чертежи кораблей российского флота. Крейсер 1 ранга «Богатырь» /А.А.Гармашев. – СПб.: Частный военно-исторический архив.- 2003.- 30 с.; Заблоцкий, В.П. Вся богатырская рать (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»).Часть
1/В.П.Заблоцкий//Морская коллекция, № 3(доп) – 2010. – 32 с.; Заблоцкий, В.П. Вся богатырская рать (Бронепалубные крейсера типа «Богатырь»).Часть
2/В.П.Заблоцкий//Морская коллекция, № 1 (доп) – 2011. – 32 с.; Крестьянинов, В.Я. Крейсера российского императорского флота. 1856-1917 годы. Часть 1 /В.Я. Крестьянинов. – СПб.: Галея-Принт, 2009.- 212 с.; Лапшин, Р.В. Крейсер «Коминтерн» /Р.В.Лапшин, М.Э.Морозов// Морская кампания.- № 4(41).- 2011.- С.24-43.; Лисицын, Ф.В. Крейсера Первой мировой: уникальная энциклопедия /Ф.Лисицын. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2015.- 448 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Богатырь». Серия «Корабли отечества № 7, 1995 / Р.М.Мельников. – СПб.: Гангут, 1995. – 32 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Богатырь». Серия «Стапель № 6, 2009 / Р.М.Мельников. – СПб.:
ЛеКо, 2009. – 72 с.; Мельников, Р.М. Крейсер «Очаков». Серия
«Замечательные корабли/ Р.М.Мельников. – Ленинград: Судостроение, 1986. – 256 с.; Хромов, В.В. Крейсер «Олег» /В.В.Хромов // Морская коллекция, № 1 (82) – 2006. – 32 с.; Широкорад, А.В. Корабельная артиллерия российского флота 1867-1922 года /А.В.Широкорад // Морская коллекция, № 2 (14) – 1997.– 32 с.