Найти тему
Лунная программа

Кто написал Евангелия?

Оглавление

Казалось бы, странный вопрос. Кто написал Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна? Если вы спросите батюшку, он вам скажет, что Евангелия написали соответственно апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн. И посмотрит укоризненно. Мол что за нелепый вопрос.

Если мы захотим найти ответ на этот вопрос где-нибудь на православном сайте, нам расскажут, что Евангелия от Матфея и Иоанна написали апостолы от 12-ти, а Евангелия от Марка и Луки - апостолы от 70-ти.

А если откроем труды библеистов, то узнаем, что апостолы авторами Евангелий ... не были!

Для справки: "апостолы от двенадцати" - собственно те самые апостолы, которые апостолы. То есть непосредственно 12 учеников Иисуса. "Апостолы от семидесяти" - это как бы второй набор на миссионерскую деятельность ("После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою". Лука, 10:1)

Посмотрим, что пишут об авторстве Евангелий:

1 уровень

Евангелия написали апостолы: Матфей, Марк, Лука, Иоанн

Сайт"Азбуки веры": "Матфей, Марк, Лука и Иоанн также названы авторами и апостолами. Но там соавтором назвали еще Бога: "Нередко приходится слышать: «Автор Евангелия Матфей» или «автор Евангелия Марк» и т. д. Однако говорить так не совсем корректно. Священное Писание – результат синергийного (совместного) действия Бога и человека, в случае Евангелия — Бога и апостолов Матфея, Марка, Луки, Иоанна. При составлении Книг Священного Писания человек не являлся пассивным орудием Бога (обезличенным инструментом, действуя наподобии медиума), но был сотрудником, соучастником всеблагого Божественного действия. Вдохновляя священнописателей, Бог не нарушал их свободы, не блокировал разум, не насиловал волю, не лишал их рассудка. Возводя их в вышеестественное благодатное состояния, Он открывал им те истины, те требования Своей святой воли, которые считал нужным открыть, а они осознанно и свободно облекали их в ту или иную литературную форму."

2 уровень

Евангелия написали апостолы: Матфей, Марк, Иоанн и спутник апостола Павла - Лука

А вот что написано на сайте Сергиева Посада:

"Ответ лежит на поверхности. Вернее, в самих названиях: от Марка, от Иоанна, от Луки, от Матфея. Осталось понять, кто были эти люди и почему именно их авторство признает Церковь. Книга о земной жизни Иисуса Христа,Его страданиях, смерти и воскресении. Православная Церковь признаёт четыре Евангелия: от Марка, Иоанна, Матфея и Луки. Именно они входят в состав Библии."

И пишут непосредственно о авторах:

  • Кто такой Матфей? Один из двенадцати апостолов, он написал своё Евангелие по просьбе остальных апостолов приблизительно в 41-50 гг. До того, как стать апостолом, он был сборщиком налогов. Он смог написать текст сначала на древнеарамейском (разговорном языке иудеев того времени), а затем перевёл его на древнегреческий. Евангелие от Матфея — первое из четырёх Евангелий.
  • Кто такой Марк? Апостол от семидесяти, после Вознесения Христа стал ближайшим учеником апостола Петра. Написал своё Евангелие около 62-63 года и был убит язычниками. Его Евангелие — самое короткое, написано по просьбе римских христиан.
  • Кто такой Лука? Врач, спутник апостола Павла в его проповеднических путешествиях. Адресат Евангелия — некий чиновник Феофил, который, вероятно, был меценатом Антиохийской христианской общины. Текст написан в строгом хронологическом порядке. Лука внёс в своё Евангелие множество притч.
  • Кто такой Иоанн? Один из двенадцати апостолов. Единственный из учеников Христа умер своей смертью. Своё Евангелие он написал позже всех: в конце I века эфесские христиане обратились к апостолу Иоанну с просьбой утвердить достоверность первых трёх Евангелий, которые Иоанн существенно дополнил.

На этом же сайте центра православной церкви в России дается хронология. Она совпадает с расположением Евангелий внутри Нового Завета:

Евангелие от Матфея. Автор апостол Матфей. Время написания 41-50 годы

Евангелие от Марка. Автор Марк. Апостол от 70-ти. Время написания 62-62 годы

Евангелие от Луки. Автор Лука. Врач, спутник апостола Павла. Время написания не указано

Евангелие от Иоанна. Автор апостол Иоанн. Время написания конец первого века

Обратили внимание - если в тексте "для народа" (1-й уровень) Лука - апостол, то на сайте Сергиева Посада (2-й уровень) он уже перестал быть апостолом, а стал просто спутником апостола Павла!

Но все равно. Никаких сомнений в авторстве указанных лиц нет. И хронологический порядок написания Евангелий точно такой, в каком они расположены в Новом Завете. Хотя не о хронологии идет речь, поэтому об этом просто упомянем.

3 уровень

Это уже серьезный уровень. И источник возьмем серьезный. Это... Православная Энциклопедия. Скажу сразу. Это действительно очень серьезное издание. У меня есть все вышедшие тома в электронном виде (больше 60-ти). Но можно воспользоваться и онлайн версией.

Вот так выглядит это монументальное издание:

Православная энциклопедия
Православная энциклопедия

В Вике читаем: "филолог и историк Александр Кравецкий отмечал в 2017 году: «„Православная энциклопедия“ — это один из крупнейших гуманитарных проектов постсоветского времени. Притом каждая статья издания — это не компиляция. В эпоху информационных технологий сделать компиляционный справочник — дело нехитрое. Здесь же — огромная исследовательская работа по истории и культуре России <…> Научный уровень этого издания и его вклад в культуру очень высок, и государство это поддерживает. Если бы государство при помощи госзакупок или какими-то иными формами снабжало все редакции средств массовой информации „Православной энциклопедией“, „Словарем русских писателей“, „Большой российской энциклопедией“ и другими нормальными справочниками, мир бы точно стал лучше. И количество бессмысленностей, которые мы читаем в СМИ, стало бы немного меньше»

Она получила высшее в России одобрение - самого Патриарха Кирилла!: "Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла". И редактирует эту энциклопедию лично Патриарх (там так написано)

Итак, энциклопедию представил, теперь прочитаем, что там написано про авторов Евангелий.

Евангелие от Матфея:

"В 1-м Евангелии не содержатся прямые указания на авторство текста, однако уже в свидетельстве Папия Иерапольского, известном по изложению Евсевия Кесарийского, автором данного Евангелия назван М., один из 12 апостолов. Эта атрибуция, как правило, отвергается современными исследователями на основании датировки Евангелия от Матфея временем после разрушения Иерусалимского храма. Однако в этом случае временной промежуток между предполагаемым написанием текста и нач. II в., к которому относится предание об авторстве М., очень незначителен. По мнению У. Луца, признание авторства М., ученика из круга 12 апостолов, приводит к еще бо́льшим трудностям, ибо требует объяснения, зачем очевидцу жизни Иисуса было следовать за текстом евангелиста Марка. ...." Резюме - "может Матфей, а может и нет"

Евангелие от Марка:

"В Евангелии от Марка евангелист нигде не называет себя и не говорит о себе как о свидетеле описываемых событий. Делались попытки отождествить М. с юношей, о к-ром идет речь в Мк 14. 51-52 (особенно после публикации «Тайного Евангелия от Марка», в к-ром действует богатый юноша, похожий одновременно на Лазаря из Евангелия от Иоанна и на Иоанна Марка из кн. Деяния св. апостолов). ...Даже если предание о том, что евангелист М. был учеником ап. Петра, является легендарным, само Евангелие от Марка действительно претендует на то, чтобы быть Евангелием, излагающим свидетельство ап. Петра. При этом отсутствие возвышенных описаний апостола может указывать на то, что на момент составления текста он был еще жив или его широкое почитание в Церкви еще не началось." Резюме - "может быть Марк, а может и нет"

Евангелие от Луки:

"Совокупность имеющихся свидетельств позволяет заключить, что автор Евангелия от Луки и кн. Деяния св. апостолов имел эллинистическое образование, хорошие познания в евр. традиции (эти 2 фактора могут указывать на то, что он был прозелитом или «боящимся Бога»), с большой вероятностью был спутником ап. Павла, знавшим и достаточно свободно переосмыслявшим его богословие. По мнению Геккеля и Покорны, этот автор относился к числу ученых представителей школы Павла наряду с теми учениками апостола, к-рые дополнили паулинистический корпус"

Евангелие от Иоанна:

"Если четвертое Евангелие написал И. Б., то уникальный материал этого Евангелия заставляет предположить кроме уже сказанного присутствие И. Б. среди учеников Христа: во время чуда в Кане Галилейской (Ин 2. 1-11), в Капернауме после чуда в Кане (Ин 2. 12), на Пасхе в Иерусалиме (Ин 2. 17), затем, после беседы с Никодимом о рождении свыше, в Иудее (Ин 3. 22) и в Самарии (Ин 4. 8, 27, 31-33), на проповеди Христа в Капернауме (Ин 6. 22-25), при исцелении слепорожденного (Ин 9. 2), на пути в Вифанию перед воскрешением Лазаря (Ин 11. 7-16), во время проповеди «в стране близ пустыни, в городе, называемом Ефраим» (Ин 11. 54), при умовении ног ученикам (Ин 13. 5), а также когда происходит уверение ап. Фомы (Ин 20. 26-28). Кроме того, И. Б. принадлежит единственное свидетельство о том, что Крещение совершали ученики Иисуса Христа (Ин 4. 2),- можно предположить, что и он сам был в их числе (Ин 4. 1-2)." (вопрос авторства утонул в многослови)

4 уровень

Справочники, энциклопедии, введения в Новый Завет

Burkett D. "An introduction to the New Testament and the origins of Christianity" 2012
Burkett D. "An introduction to the New Testament and the origins of Christianity" 2012

Марк - "В Евангелии от Марка не указано, кто его написал, как оно возникло или из каких источников оно было взято. Поэтому мы зависим от церковной традиции и исторического анализа для реконструкции его происхождения. Были предложены две основные теории относительно происхождения этого Евангелия. Проповедь Петра. Согласно самой ранней традиции о Евангелии, некто по имени Марк написал его на основе того, что он услышал от Петра, одного из ближайших учеников Иисуса. Эта традиция исходит от Папия, епископа Иераполиса, жившего в первой половине второго века... Согласно этой традиции, Евангелие было основано на проповеди Петра, записанной так, как ее запомнил Марк. Этот Марк, вероятно, был бы “Марком”, который несколько раз упоминается в Новом Завете как сотрудник апостола Павла (Деяния 12:12; 13:5,13; 15:37; Кол 4:10; Фил 24; 2 Тим 4:11). Он также упоминается один раз в связи с Петром (1 Пет 5:13). Большинство критически настроенных ученых не согласны с утверждением Папия о том, что Евангелие было основано на проповеди Петра. Такое утверждение, вероятно, возникло из желания церкви связать свои писания с какой-нибудь авторитетной фигурой, близкой к Иисусу, такой как Петр. В ранней церкви как протоортодоксальные, так и гностики приписывали свои писания апостолам и другим авторитетным фигурам, чтобы оправдать свое утверждение о том, что у них есть истинное учение. В начале двадцатого века критики формы выдвинули теорию о том, что Евангелие от Марка было составлено из различных источников, таких как сборники историй о чудесах, противоречивых историй, притч, повествования о страстях и других традиций, которые передавались из уст в уста в ранней церкви. Согласно этой точке зрения, неизвестный Евангелист (которого мы будем продолжать называть Марком) был первым, кто собрал различные независимые единицы традиции и соединил их в хронологических рамках, написав введение и выводы для традиций. Таким образом, Евангелист создал связное повествование из отдельных традиций. Большинство ученых сегодня придерживаются этой теории. Однако ученые расходятся во мнениях относительно того, в какой степени Марк переписал имеющуюся у него традицию. В то время как некоторые считают, что Марк передал традицию по существу в том виде, в каком он ее нашел, другие считают, что он переписал материал, чтобы представить новые идеи, которые противоречили предыдущей традиции."

Матфей - "В начале истории церкви возникло мнение, что первое Евангелие в каноне было написано Матфеем, одним из двенадцати апостолов Иисуса и очевидцем его служения. Большинство ученых сомневаются в этой традиции, прежде всего потому, что автор опирается на ряд более ранних источников. Это верно независимо от того, принимаете ли вы гипотезу о двух документах или более сложную теорию. Кажется маловероятным, что свидетелю служения Иисуса, такому как апостол Матфей, нужно было бы полагаться на других в получении информации об этом. Другая традиция также ссылается на Матфея как на автора, но, похоже, не говорит о Евангелии от Матфея в том виде, в каком оно у нас есть. Примерно в 14 году н.э. Папий, епископ Иераполиса, писал: "Матфей собрал изречения на еврейском диалекте, и каждый человек переводил их так, как мог. (ЕВСЕВИЙ, ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ 3.29.16) Здесь Папий описывает произведение, написанное на иврите (или арамейском), в то время как Матфей написан на греческом языке и, по-видимому, не является переводом семитского Евангелия. Таким образом, если Матфей действительно написал такое произведение, то это было не Евангелие, которое теперь носит его имя. Само Евангелие не делает никаких заявлений относительно того, кто его написал. Поэтому современная наука вынуждена оставлять автора анонимным. Однако для удобства мы продолжаем называть автора “Матфей”. Мы также используем термин “Первый Евангелист”, потому что это Евангелие стоит первым в каноне. При написании своего Евангелия Матфей опирался на три первоисточника: материал, которым поделился Лука (Q), материал, уникальный для Матфея (M), и материал, которым поделился Марк. Эти источники представляют, по крайней мере, три отличительные еврейско-христианские общины, в которых сформировался материал. Мы рассмотрим каждый из этих источников и его сообщество отдельно, а затем посмотрим, как Матфей объединил этот материал в новый продукт - Евангелие от Матфея.

Лука - "Один и тот же человек написал Евангелие от Луки и книгу под названием “Деяния Апостолов”. Каждая книга начинается с предисловия, адресованного кому-то по имени “Феофил”, а предисловие в Деяниях отсылает к предыдущему тому (Луки 1:1-4; Деяния 1:1-2). Вместе Евангелие от Луки и Деяния составляют около 28 процентов Нового Завета, что является крупнейшим вкладом одного автора. Поскольку в Деяниях Луки нигде явно не указан его автор, мы полагаемся на внутренние свидетельства из самой литературы и на церковную традицию в поисках ключей к его личности. Внутренние свидетельства дают две подсказки. Во-первых, автор, вероятно, был хорошо образован, поскольку его греческий стиль и лексика являются самыми литературными в Новом Завете. Во-вторых, автор косвенно утверждает, что путешествовал с апостолом Павлом. В некоторых разделах Деяний, повествующих о путешествиях Павла, повествование переходит от третьего лица “они” к первому лицу “мы” (Деяния 16:9-18; 20:5-21:18; 27:1-28:16). Эти разделы “мы”, по-видимому, подразумевают, что автор участвовал в описываемых событиях. Некоторые ученые, однако, предполагают, что автор использовал дневник какого-то другого человека в качестве источника в этих разделах. Согласно церковной традиции, датируемой концом второго века, автором был “Лука”, который трижды упоминается в посланиях, приписываемых Павлу (Филем 24; Кол 4:14; 2 Тим 4:11). В Послании к Колоссянам 4:10-14 говорится, что Лука был язычником, а в стихе 14 он назван “Лука, возлюбленный врач”. Однако ничто в Евангелии от Луки-Деяниях не указывает на то, что автор обладал какими-либо специальными знаниями в области медицины. Многие ученые отвергают традицию, согласно которой автором был Лука или что он был спутником Павла в путешествии, потому что информация в Евангелии от Луки - Деяния не всегда согласуется с тем, что мы находим в посланиях Павла. Если бы автор был близок к Полу, мы бы ожидали, что информация согласуется. Другие ученые, однако, по-прежнему принимают традиционную идентификацию автора как Луки. Мы будем использовать имя “Лука” для обозначения автора Деяний от Луки, не подразумевая, что это традиционное отождествление является правильным."

Иоанн - "...По нескольким причинам большинство современных ученых сомневаются в том, что Евангелие было написано апостолом Иоанном. Нет никаких свидетельств того, что апостол Иоанн жил в Эфесе, и есть некоторые свидетельства того, что он этого не делал. Когда Игнатий, епископ Антиохии, писал церкви в Эфесе во времена Траяна, он не упоминал об Иоанне, хотя и упоминал о гораздо более раннем пребывании апостола Павла в Эфесе. Это упущение наводит на мысль, что Иоанн там не жил. Другие традиции предполагают, что апостол Иоанн принял мученическую смерть до написания Евангелия от Марка около 70 года н.э. (Марк 10:39). Мысль Четвертого Евангелия претерпела большую степень богословского развития, чем мысль трех других, что делает маловероятным, что его написал очевидец служения Иисуса. Если Любимый Ученик был настоящим учеником Иисуса, традиции, начатые им, должны были претерпеть развитие, прежде чем быть включенными в Евангелие. Поэтому большинство ученых рассматривают Евангелие как анонимное произведение, сохраняя для удобства имя “Иоанн” или просто называя автора “Четвертым Евангелистом”, а Евангелие - ”Четвертым Евангелием".

Итог:

1. уровень. Авторы Евангелий те самые апостолы, что были с Иисусом

2. уровень. Авторы Евангелий апостолы, что были с Иисусом: два из двенадцати, два из 70-ти.

3. уровень. Все не так просто, но примем как есть.

4. уровень. Авторы Евангелий не те самые апостолы, что были с Иисусом (но бабушкам об этом знать не обязательно!)

PS

У Барта Эрмана (популяризатора истории раннего христианства) есть прекрасный эпизод. который указывает на существование нескольких уровней знания. От упрощенного и искаженного знания для широкой массы прихожан, до научного уровня, с которым богословы не желают делиться с массами:

"Одна из самых удивительных и озадачивающих особенностей христианства (его основных течений) заключается в следующем: семинаристы, изучавшие Библию с помощью историко-критического метода, как будто напрочь забывают его, едва сделавшись священниками. Их учат критически относиться к Писанию, они узнают о расхождениях и противоречиях в нем, выявляют всевозможные исторические ошибки и неточности, осознают, как трудно определить, существовал ли на самом деле Моисей, что в действительности говорил и делал Иисус, ... Студенты усваивают все эти сведения, но с самого начала церковного служения будто бы откладывают их на дальнюю полку. ... Священники в целом нехотя делятся с прихожанами сведениями о Библии, полученными в семинарии."

"Я прекрасно помню, как впервые понял это. В то время я только начинал преподавать в Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл и по-прежнему был христианином. Пастор Пресвитерианской церкви в Северной Каролине попросил меня в течение четырех недель прочесть цикл лекций об «историческом Иисусе». Я согласился. На лекциях я рассказывал, почему у историков возникают затруднения при попытке пользоваться каноническими евангелиями как историческими источниками — в них не только слишком много расхождений, они написаны через десятилетия после эпохи Иисуса неизвестными авторами, до которых подробности его жизни дошли в виде устных преданий, в значительной мере подвергшихся изменениям. Кроме того, я объяснял, как ученые разрабатывали методы реконструкции событий жизни Иисуса, и закончил цикл подробным изложением всех известных о нем фактов. В моих словах не было ровным счетом ничего нового — только обычные учебные материалы, по которым ведется преподавание в семинариях на протяжении пятидесяти лет. Все эти материалы я изучил, пока сам обучался в Принстонской семинарии."

"После лекций ко мне подошла милая пожилая дама и с досадой спросила: «Почему никогда прежде я этого не слышала?» Ее неприятно поразили не мои слова, а то, что пастор ни о чем подобном не упоминал. Помню, я перевел взгляд на пастора, беседовавшего с парой прихожан в другом конце зала для собраний, и сам задался тем же вопросом: почему пастор ничего не объяснял моей собеседнице? Он ведь тоже учился в Принстонской богословской семинарии по той же программе, значит, владел тем же материалом, он преподавал в церковной школе для взрослых уже более пяти лет. Почему же он не поделился с прихожанами своими знаниями о Библии и историческом Иисусе? Безусловно, они имели право на эту информацию. Может быть, он считал, что его паства «не готова» воспринять ее? Такое покровительственное отношение встречается, к сожалению, слишком часто. Опасался лишних трудностей и проблем? Боялся, что исторические сведения разрушат веру его прихожан? Или думал, что церковные власти вряд ли одобрят распространение подобных знаний? Неужели эти власти требовали от него строго религиозного подхода к Библии во всех проповедях и наставлениях? И он опасался лишиться работы? Ответы на все эти вопросы я так и не узнал." (Эрман Б.М. "Иисус, прерванное Слово Как на самом деле зарождалось христианство")

Святое Писание
Святое Писание