Юрий Кукин – известный советский поэт, бард, музыкант, один из самых популярных исполнителей авторских песен 1960-1970-х годов. К сожалению, в наше время его творчество отошло в тень, однако многие представители старшего поколения помнят его проникновенные стихи о романтике путешествий в неизведанные просторы нашей необъятной страны. Его песня «А я еду за туманом» стала негласным гимном геологов – настолько точно и ярко автор передал в ней настроения шестидесятников – молодежи, которая искренно, на голом энтузиазме и без всякой задней мысли устремилась в Сибирь, Дальний Восток и другие отдаленные уголки нашей страны, чтобы строить БАМ или коллекционировать образцы геологических пород.
Кукин уловил романтический порыв людей своего времени, которые ехали «за мечтами, за туманом и за запахом тайги». Однако за его простыми оптимистичными строчками угадывается глухая внутренняя тоска человека, которую он тщетно пытался заглушить и от которой изо всех сил старался убежать. Кукин прямо об этом говорит в другом стихотворении: «Лучше я возьму ружье и убегу, от себя убегу». В этой не очень популярной песне автор более откровенен: оказывается, его герой не бежал за романтикой тайги, а сбегал от хандры и внутренней духовной пустоты, которую, однако, так и не смогли заполнить никакие туманы и запахи тайги.
В зрелом возрасте Кукин напишет: «И от себя не убежать, и остается… жить как жил». В этой незамысловатой, но глубокой песне звучит мысль о том, что, прежде всего, нужно жить в мире с самим собой, быть интересным себе и окружающим. А для этого вовсе не нужно бежать в тайгу – Кукин сам это признал следующими словами: «Какой… резон, когда не держат тормоза?».
Песни позднего Кукина подводят слушателя к мысли, что в жизни любого человека есть свои мечты без поездок в тайгу. Тем не менее, он запомнился именно как поэт тайги, геологических и рабочих экспедиций в труднодоступные районы Советского Союза. Себя Кукин называл «последним романтиком», и это отчасти правда. Ни Б. Окуджава, ни А. Галич, ни Ю. Визбор, ни даже феноменальный В. Высоцкий не смогли подняться на уровень такой простой и тонкой лирики, которая звучит во всех песнях Кукина. Язык его стихотворений чрезвычайно прост, а местами – даже неуклюж, рисунок рифмы неровен, однако в этом и заключается его прелесть и свежесть, которая не теряется с годами.