Найти тему
Digit.Club

Российские операторы связи перестанут раздавать бесплатные сим-карты

Российские операторы отказываются от раздачи бесплатных sim-карт. Теперь участники рынка фокусируются на качестве абонентской базы и развитии потребления телекоммуникационных услуг. Свою роль в смене стратегии оказал и рост затрат на чипы для sim-карт.

Бесплатные sim-карты перестанут раздавать налево и направо
Бесплатные sim-карты перестанут раздавать налево и направо

Невозможность органического роста абонентской базы и увеличение себестоимости производства sim-карт, вызванный дефицитом чипов, вынудили российских операторов сократить до минимума раздачу подарочных sim-карт. Долгое время «бонусные» или «бесплатные» sim-карты дарились при заключении контракта на оказание услуг связи или при покупке электроники в розничных сетях. По мнению некоторых экспертов, частичный отказ от реализации подобных схем рассматривался уже давно. При этом не исключено, что к прежней практике операторы могут вернуться в любое время для улучшения статистических показателей.

По оценкам экспертов, себестоимость sim-карт за последние шесть месяцев выросла примерно в 2,5 раза. Причём цены выросли ещё в период пандемии, а теперь ситуация только усугубилась. Если раньше покупались карты зарубежных, таких как Gemalto, Giesecke + Devrient и GigSky, то теперь логистика закупок усложняется, что ведёт к росту себестоимости и дефициту.

Так, в «Билайне» в рамках новой стратегии с июля начали сокращать использование таких маркетинговых инструментов, как как «сэмплинг», именуемую в народе «бесплатной раздачей». «На современном рынке в принципе немного новых абонентов. Речь идёт уже не о десятках миллионов новых пользователей ежегодно, а о существенно меньшем числе. В первую очередь это дети, доросшие до собственного телефона, граждан других стран и абонентах, переходящих от других операторов», - говорит Светлана Кирсанова, вице-президент компании «Вымпелком» (работает под брендом «Билайн»).

В МегаФоне также сокращают использование схемы «раздачи» sim-карт. Правда, это зависит от конкретного региона. В некоторых из них распространение подарочных sim-карт ещё продолжается, но в меньших количествах. В то же время в МТС сообщают о концентрации усилий на поддержании лояльности уже существующих клиентов. В компании заявили, что работают над стимулированием спроса на услуги. Прилагаемые усилия, в свою очередь, должны увеличить показатель доходности с одного абонента.

Операторы фокусируются на развитии потребления телеком услуг
Операторы фокусируются на развитии потребления телеком услуг

По мнению экспертов, сейчас операторы не готовы тратить много средств на привлечение новых абонентов. Тем не менее они могут вернуться к прежней практике раздачи в любое время, если понадобится искусственно нарастить абонентскую базу для привлечения инвесторов. По некоторым оценкам, в 2021 году на подарочные SIM-карты приходилось 10-20% всего объёма реализации.