Найти тему

Тупики генеалогии при поисках в метрических книгах

Исходная ситуация: в конце XIX или начале XX века в некой деревне/селе/посаде Центральной России проживал мужчина, но в метрических книгах нет никаких записей о его рождении. Следовательно, нет возможности узнать об его родителях и исследовать данную предковую линию.

Какие могут быть возможных пути преодоления данного генеалогического тупика?

1) Исследуемая персона могла и не родится в данной деревне. Он мог быть и отставным солдатом. Понятно, что в таком случае искать здесь его родителей бесполезно. Правда, иногда в метрических книгах всё-же писали нечто типа "отставной барабанщик Вильманстрандского полка" или "временно-отпускной рядовой 94 Енисейского полка". Но через несколько лет проживания в одной местности, подобные записи могли измениться на банальную "крестьянин".

2) Поскольку многие крестьяне не имели фамилий чуть ли не до 1917 года, то в метриках чаще писали имя и отчество. В бюрократических традициях XIX века к их точному воспроизведению относились довольно свободно. Как я уже писал в статье О встречающихся в метриках разночтениях в фамилия и именах Марфу могли записать Марией, а Алексея Александром. Мне встретился случай, когда в метриках человек был Илларионом, а в последующих документах он уже Лаврентий. Видимо, Лавр и Ларион для начала XX века виделись формами одного имени. Точность же даты рождения могла составлять чуть ли не плюс-минус 10 лет.

3) Обычно исследователи производят генеалогические поиски по метрикам российской греко-кафолической церкви. Но нет никакого запрета искать и по метрикам других деноминаций и конфессий. Быть старообрядцем, католиком, лютеранином или, даже, мусульманином не возбранялось на территории Российской империи. Понятно, что мусульманину было бы несколько проблематично жить, например, в Новгородской губернии, но и представителей различных христианских конфессий было не так уж и мало — было полно немецких, эстонских, латышских колоний. Перейти из католичества в православное вероисповедания можно в любом месте и в любое время, а потом и переселиться куда угодно, где о его прошлом никто и не узнает.

Фрагмент этнографической карты Санкт-Петербургской губернии Петра Кёппена с указанием немецких колоний (закрашенные территории с цифрой 7). Источник —  http://www.etomesto.ru/map-peterburg_ethno-1849/
Фрагмент этнографической карты Санкт-Петербургской губернии Петра Кёппена с указанием немецких колоний (закрашенные территории с цифрой 7). Источник — http://www.etomesto.ru/map-peterburg_ethno-1849/

4) Самый простой случай — крестьяне не всегда пользовались услугами приходской церкви. В некоторых случаях их имена можно встретить в метриках соседних церквей. Конечно, в таком случае придётся пересматривать целые стопки архивных документов. Никто не говорит, что генеалогические исследования — лёгкое хобби.

Конечно, в генеалогических тупик могут завести и совсем прозаические вещи — плохая сохранность архивных документов. Об этом, в частности, написано в публикации Архивы раскрывают тайны: о подготовке ценных материалов к эвакуации.