Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Впечатления о путешествии в вагоне 2 класса через Дикий Запад зимой 1868/69 гг.

Оглавление

В честь своего профессионального праздника, делюсь с вами впечатлениями английского путешественника, которому довелось проехать на поезде по первой Трансатлантической ж.д. из Окленда в Калифорнии через Скалистые горы и Великие равнины в Омаху, штат Небраска.

О вагонах поезда

Поглядывая из окна поезда, я начинаю обращать внимание на наш экипаж это - настоящий американский железнодорожный вагон. У него длинный кузов с проходом посередине. С каждой стороны этого прохода расположены сиденья для двух человек, лицом к к паровозу. Однако, поскольку спинки сидений могут вращаться, компания из четырех человек может сидеть как в английском вагоне, лицом друг к другу. В каждом конце вагона находится печь и бачок с фильтром для холодной воды. Дверь в каждом конце вагона ведет на переходную площадку, что позволяет проводнику пройти через поезд из одного конца в другой.

Кстати, эти перемещения проводника-кондуктора - довольно неприятная вещь. Он приходит шесть или семь раз в течение суток, часто ночью, возможно, в то время, когда вы пытаетесь урвать несколько минут сна, и вы обнаруживаете, что вас дергают за плечо, и на вас направлен хмурый взгляд проводника и требуют предъявить билет. Этого, однако, можно избежать, прикрепив к шляпе маленькую карточку, которую выдает кондуктор, чтобы при осмотре сразу понять, законный ли у него пассажир или нет.

Я не путешествовал на одном из "вагонов-салонов Серебряного дворца Пульмана", хотя я осмотрел их и восхитился их многочисленными удобствами. Днем в них просторно, есть достаточно места для прогулок, игры в карты или шахматы на столиках, предусмотренных для этой цели. В ночное время двойной ряд удобных спальных мест занавешивается шторой, чтобы сделать их максимально уединенными, и остается только узкий проход по центру вагона. В конце вагона есть удобства для умывания, холодная вода и всегда горячая печка.

О ночевке в вагоне

Ночевка в спальном вагоне стоит около трех или четырех долларов за ночь. Я избежал этих расходов и придумал очень хорошую штуку в своем вагоне второго класса. К счастью, посадка в вагоне была не полной, и я, используя четыре сиденья или две скамьи, повернув одну из спинок сидений кругом и расположив нижние части сидений вдоль вагона, организовал довольно хорошее спальное место на ночь. Но если бы вагон был полон, и пассажиры были вынуждены сидеть в течение шести дней путешествия, я думаю, что к тому времени, как мы достигли Омахи, это стало бы почти невыносимым.

...Согревшись у печки, я, как и прежде, устроил свою самодельную кушетку между сиденьями, но был разбужен кондуктором, который забрал у меня все подушки, которых я набрал больше положенного, так что остаток ночи мне пришлось провести, дремля на ящике в конце вагона....

Кадр из х/ф "Мертвец", 1995 г.
Кадр из х/ф "Мертвец", 1995 г.

О пассажирах

В моем вагоне было несколько довольно неприятных попутчиков - компания неопрятных китайцев, курящих очень плохой табак, и другие курящие джентльмены, которые сделали вагон второго класса своим пристанищем. Если бы не сильный сквозняк, которым нас одаривал время от времени кондуктор при проходе через поезд, то атмосфера была бы через чур неприятного характера...

...Многие пассажиры поезда, которых мы привезли из Сан-Франциско или подобрали по дороге, сошли в Сакраменто, и я был очень рад заметить, что среди них были китайцы, которые в дальнейшем избавили нас от их неприятного запаха...

...В Огдене (Юта) я столкнулся с совершенно новым типом американского общества железнодорожных пассажиров. Одним из моих попутчиков был врач-шарлатан, который намеревался поселиться в первом попавшемся населенном пункте со стороны железной дороги, чтобы получить несколько "проклятых медяков". Полковник и капрал американской армии возвращались домой с какого-то поста на Дальнем Западе, где они должны были следить за порядком среди индейцев. Было несколько молодых коммивояжеров, несколько счастливчиков, возвращавшихся с серебряных приисков Айдахо, стюард одного из тихоокеанских почтовых пароходов.

О питании

В половине шестого мы остановились на чай в Альте, в 207 милях от Сан-Франциско, на высоте 3600 футов над уровнем моря. Здесь я хорошо поел за доллар - это был мой первый перекус с момента отъезда из Фриско. Если бы я знал о коротких остановках и редкости расположения мест для отдыха по пути следования, я бы, конечно, обеспечил себя набитой до верху корзиной для ланча, но теперь уже слишком поздно. После двадцатиминутной остановки прозвенел большой колокол, и мы снова сели о вагонам.

...Проводник, проходя через вагон, сообщает нам, что скоро мы будем в Гумбольдте, где будет двадцатиминутная остановка на завтрак. Я узнаю, что мы уже в 422 милях от начала нашего пути... Поезд прибывает в Гумбольдт в семь утра. Спустившись, я обнаруживаю большую, хорошо оборудованную комнату для перекуса, с накрытыми столами, на которых расставлен заманчивый ассортимент из горячего чая и кофе, бекона, стейков, яиц и других съестных припасов. Полагаю, что в этом заведении Гумбольдта я более, чем щедро, получил за свой полновесный доллар - "обычный скромный перекус", по выражению проводника.

...Перед отъездом из Шайенна я вложился в стейк из бизона, чтобы есть его в промежутках между приемами пищи. Бизонятина довольно жесткая и соленая, — что - то вроде говядины по- гамбургски, но приправленная голодом и с аппетитом, обостренным холодом и морозом этих высокогорных областей, мой жаренный бизон оказался полезным и питательным.

Об опасности ночных прогулок по полустанкам

Проехав станцию Траксби (Калифорния), я свернулся калачиком на своей скамейке, завернулся в плед и задремал. Меня разбудила остановка поезда на станции Эно, я встряхнулся и вышел осмотреться. Когда я сошел с поезда, то чуть не упал - платформа была покрыта льдом из-за сильного мороза.

Об индейцах

У Баттл-Маунт (Невада), названной так из-за произошедшей здесь несколько лет назад свирепой схватки между индейцами и белыми поселенцами - равнины начинают сужаться, а горы снова подступают к дороге. Здесь я впервые увидел индейцев шошони - коренных обитателей этой страны: их лица были раскрашены в красный цвет, а жесткие, черные волосы свисали до плеч. Их скво (женщины), которые несли своих папузов (детей) в платках, перекинутых через спину, шли рядом с поездом и выпрашивали деньги у пассажиров.

Индейцы казались людьми очень низкого типа - ни на минуту не сравнить их с великолепными маори Новой Зеландии. Единственное оставшееся прекрасное племя индейцев, как говорят, это сиу, и они быстро вымирают. В борьбе рас за жизнь у дикарей нет ни малейшего шанса, когда они вступают в контакт с теми, кого называют "цивилизованными" людьми. Если их не уничтожают наши болезни или наше питье, то их уничтожает наше оружие.

О маленьких городках при станциях

Элко - "не такое уж большое место"(фраза из путеводителя), хотя я не удивлюсь, если здесь его называют "городом". В основном он состоит из лачуг, которые в Виктории (Австралия) назвали бы хибарами - постройки, сооруженные из дерева и брезента, некоторые из них, более крупные, имеют надписи "Салун", "Столовая", "Аптека", "Малярная лавка" и т.д., если судить по количеству людей, посещающих питейные заведения, это место можно назвать процветающим.

...В Ларами-Сити мы останавливаемся на завтрак. Обычно здесь "Городом" называют выстроенные в линию лачуги. Я заметил, что автор "Трансконтинентального путеводителя" впадает почти в экстаз, когда описывает великолепие этих "городов", которые, когда мы подъезжаем к ним, оказываются не более чем скоплениями сараев. Поэтому я не был готов ожидать слишком многого от города Ларами...

Источник - A boy's voyage round the world: including a residence in Victoria, and a journey by rail across North America/edited by Samuel Smiles, 1871.