Рабочий лист разработан для повторения изученного в 5 классе по теме "Глагол". Можно использовать на уроке обобщающего повторения в 5 классе, или для актуализации знаний в 6-ом, или для летних занятий с учениками, которые хотят подтянуть свои знания.
Рабочий лист построен так, чтобы ученики могли вспомнить теорию (часть теории дается в готвом виде, часть - с пропусками) и выполнить практические задания на повторение и закрепление.
Учитель может использовать материал по своему усмотрению - полностью или частично.
I. Общие сведения.
Вспомните все, что вы знаете о глаголе. Что положите в грузовик?
II. Вид глагола.
Вспомните, как определить вид глагола. Заполните таблицу.
Упражнение 1
Распределите глаголы в два столбика: глаголы совершенного и несовершенного вида.
Снять, идти, заплакать, трясти, наказать, информировать, помечтать, существовать, дирижировать, размечтаться, класть, тосковать, положить, брать, начать, раскричаться, петь, испечь, солгать, упрекнуть, присниться, наточить, испугать, молчать, бледнеть, хитрить, закопать, оторвать.
Несовершенный вид / Совершенный вид
Упражнение 2
Выберите правильную форму. Если возможны варианты, укажите лучший из них. Определите вид глаголов.
1) Я хочу каждый день _______________________ (узнавать - узнать) больше.
2) Мне сначала надо ________________ (сдавать - сдать) экзамен, а потом __________________(заходить - зайти) в библиотеку.
3) Такое простое задание можно ____________________________ (делать - сделать) за десять минут.
4) Здесь можно _____________________ (отдыхать - отдохнуть ) всё лето.
5) Ему надо было немедленно ______________________________ (отчитываться -отчитаться) перед преподавателем.
6) Нужно как можно чаще _______________________ (ходить - сходить) в библиотеку.
7) Вчера мне пришлось _________________________________ (переписывать - переписать) работу и ___________________ (отдавать - отдать) её преподавателю.
8) Он любит ________________________(ходить - сходить) в Эрмитаж и ________________________ (читать - почитать) книги по искусству.
9) Секретарь может _______________________ (оформлять - оформить) визу за три дня.
10) Хотя бы ради родителей он обязательно должен ___________________________ (заканчивать - закончить) университет и _________________________ (получать - получить) диплом.
11) Невозможно______________________________ (посылать - послать) письмо по электронной почте, если компьютер не работает.
12) Друзья посоветовали мне _________________________(покупать - купить) эту книгу.
III. Спряжение глагола.
Чтобы определить спряжение глагола, необходимо:
1. Проверить, ударное у него окончание или нет. Для этого надо поставить глагол в форму настоящего или будущего времени 3 лица (он что делает?).
- Если окончание ударное, то спряжение определяем по нему:
-ем (ём), - ешь (ёшь), -ет (-ёт), -ете (ёте), -ут (ют) – 1 спряжение;
- им, -ишь, - ите, -ит, -ат (ят) – 2 спряжение.
Например: лить – льЁт – 1 спр., спать – спИт – 2 спряжение.
- Если окончание безударное, то проверяем, исключение это или нет.
Глаголы-исключения:
1 спр. – брить, стелить, зиждиться, зыбиться.
2 спр. – гнать, дышать, держать, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть.
терпеть, вертеть, зависеть, смотреть.
Если глагол НЕ исключение, то ставим его в неопределенную форму и смотрим, на что оканчивается. Дополните таблицу.
Спряжение глагола нам нужно знать для того, чтобы правильно писать _____________________
Упражнение 3
Выпишите из текста глаголы. Определите их спряжения. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
Только на повороте увидел я, как мчится паровоз, а впереди, около рельсов, стоят жёлтые столбики. Вот-вот налетит паровоз на столбик. И вдруг столбик кат…тся в степь. Это суслики. Они свою храбрость показыва..т. Огромное железное чудовище несётся на суслика, а он стоит, лапки прижал к груди и не шевел…тся.
Упражнение 4
Определите спряжение всех глаголов. Вставьте в окончания гласные там, где нужно. Расставьте запятые.
Гон__т всадник коня держ__тся за поводья смотр__т вперед вид__т: пустыня стел__тся перед ним. Сидит он на коне уверенно, хотя и дыш__т тяжело. Ненавид__т всадник эти пустыни а делать нечего – ехать надо. Слыш__т: тишина вокруг, только конь верт__т головой то в одну, то в другую сторону. Завис__т от него человек. Терп__т конь вместе с ним пыль жару жажду. Обид__шь коня – сам об этом пожале__шь.
IV. Непостоянные признаки глагола.
Непостоянный признак глагола – время: _____________, _______________ и ________________ .
Проведите наблюдение над глаголами разного времени и сделайте вывод, как они изменяются. Впишите недостающую информацию в таблицу.
Надо знать:
1. У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) нет непостоянных признаков.
2. От глаголов совершенного вида нельзя образовать форму настоящего времени.
3. У глаголов будущего времени есть две формы: у глаголов совершенного вида – простая (нарисует, прочитаем) и у глаголов несовершенного вида – сложная (буду рисовать, будем читать).
4. Большинство глаголов прошедшего времени образуются при помощи суффикса -л- (рисовать – рисовал, прочитать – прочитала).
Упражнение 5
Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева. Найдите и выпишите глаголы, распределив их по колонкам таблицы.
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет!
Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать,
Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца все претерпел.
Прошедшее время / Настоящее время / Будущее время / Инфинитив
Упражнение 6
Образуйте от данных глаголов формы прошедшего, настоящего и будущего времени. Помните, что формы настоящего времени у глаголов совершенного вида нет.
Глагол в н.ф. / Прошедшее время / Настоящее время / Будущее время
Красить
Раскрасить
Снять
Снимать
Подхватить
Подхватывать
Махать
Помахать
Убрать
Убирать
V. Правописание гласной перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.
Понаблюдайте за образованием глаголов прошедшего времени. Обратите внимание на гласную, которая пишется в инфинитиве перед -ТЬ и в прошедшем времени перед -Л-. Сделайте вывод и вставьте пропуски в правило.
Правило
В глаголах ________________ времени перед суффиксом _________ пишется та же гласная, что перед __________ в ______________ .
Упражнение 7
От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы прошедшего времени единственного числа. Выделите суффикс перед -ть и -л-.
Образец: Видеть – видел, видела, видело.
Слышать - ________________________________________________________________________
обидеть - _________________________________________________________________________
клеить - __________________________________________________________________________
двинуть - _________________________________________________________________________
лаять - ____________________________________________________________________________
затеять - __________________________________________________________________________
надеяться - _______________________________________________________________________
верить - ___________________________________________________________________________
кашлять - _________________________________________________________________________
выдержать - ______________________________________________________________________
Упражнение 8
Вставьте пропущенные буквы.
Завис__л, повес__ла, постро__ла, грез__ли о счастье, закашл__ли, высме__ли, разве__лось, замасл__лась, зате__ли ссору, эконом__ла, занавес__ли, ненавид__л, много знач__ла, сосредоточ__лась, слыш__ла, высуш__ла, отча__лся, сброс__ли сверху, обид__лась, леле__ли надежду.
Файл для распечатки и ответы к заданиям можно скачать здесь.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.