Найти в Дзене
Петр Власов

1МВ: Российский Черноморский флот. Миноносцы и эсминцы

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Что касается класса миноносных кораблей, то количество миноносцев и эсминцев в составе Черноморского флота в период 1-й мировой войны в разных исследованиях указывается разное. Если же обратиться к поименному списку корабельного состава, то можно утверждать, что к началу боевых действий на Черном море русский флот в этом районе имел 7 миноносцев и 17 эсминцев (из них только 4 новых). Причем все миноносцы, как утратившие боевую ценность, уже в 1915 г были переоборудованы в тральщики, и исключены из разряда миноносных кораблей. Девять устаревших эсминцев типа «Заветный» лишь в начальный период войны привлекались к набеговым операциям, а затем перешли к конвойной службе и обеспечению действий подводных лодок. От начала же и до конца войны миноносные функции выполняли только четыре «угольных» эсминца типа «Лейтенант Шестаков» и четыре новейших «нефтяника» типа «Дерзкий», к которым в 1915 году присоединились еще пять только что построенных «нефтяников» второй серии «Дерзких». В 1917 компанию черноморских эсминцев пополнили четыре новейших эсминца «ушаковской серии». Таким образом, общее число реально выполнявших миноносные функции кораблей в Черноморском флоте во время Первой мировой войны составило 22 единицы, из которых 13 были новейшими скоростными турбинными эсминцами, работавшими не на угле, а на нефти. В боевых походах войны черноморцы потеряли только 3 устаревших «угольных» эсминца (2 в 1916 и 1 в 1917 годах). Но вот вспыхнувшая в России гражданская война стала для этого вида кораблей настоящей катастрофой. Девять черноморских эсминцев в 1918 году по приказу Ленина были потоплены своими же экипажами – чтобы не достались немцам. Еще девять эсминцев были уведены белогвардейцами за границу и впоследствии порезаны на металл. Два эсминца – затонули при штормах во время белой эвакуации. И лишь два из участвовавших в 1-й мировой войне эсминца достались Советскому Черноморскому флоту. В 20-е годы их дополнили три достроенных эсминцев «ушаковской» серии, заложенных еще в ходе войны.

Миноносцы типа «Пернов» (номерные)

3 единицы (из 4-х, один погиб накануне войны)

Водоизмещение от 130 до 170 т. Размеры 42x4,5x2 м. Двигатель паровой на угле (2000 л.с.), скорость 24 уз. Вооружение 2х37-мм пушки, 2x380-мм торпедных  аппарата. Экипаж 25 человек.
Водоизмещение от 130 до 170 т. Размеры 42x4,5x2 м. Двигатель паровой на угле (2000 л.с.), скорость 24 уз. Вооружение 2х37-мм пушки, 2x380-мм торпедных аппарата. Экипаж 25 человек.

Эти миноносцы имели № 270 — 273; они были построены в Николаевском Адмиралтействе в 1894 - 1899 гг. по типу заказанного во Франции миноносца «Пернов». № 272 погиб еще до боев с турецким флотом, в результате столкновения 9.08.1914 с портовым судном «Успех». Остальные три корабля в июле 1915 г. переоборудованы в тральщики Т-5 — Т-7; 29.09.1916 они были переименованы в Т-275 — Т-277. Сданы на слом в 1923 - 1924 гг.

Миноносцы типа «Сокол»

«Строгий», «Сметливый», «Свирепый», «Стремительный»

Водоизмещение 300 т. Размеры 58.14x5.64x1,98 м. Двигатель паровой на угле (3800 л.с.). Скорость 26 узлов. Вооружение 2х75-мм пушки, 2 пулемета, 2х450 мм торпедных аппарата, 12 мин заграждения. Экипаж 62 чел.
Водоизмещение 300 т. Размеры 58.14x5.64x1,98 м. Двигатель паровой на угле (3800 л.с.). Скорость 26 узлов. Вооружение 2х75-мм пушки, 2 пулемета, 2х450 мм торпедных аппарата, 12 мин заграждения. Экипаж 62 чел.

Построены в Петербурге в 1899 - 1902 гг, и осенью 1902 г совершили переход с Балтики на Черное море. К началу 1-й мировой войны миноносцы устарели и износились, теперь они развивали скорость не более 22 — 24 узлов. Тем не менее, эти корабли активно участвовали в боевых действиях. «Строгий» 20.03.1915 таранным ударом повредил немецкую подлодку U-33.

В 1915 - 1916 гг. все миноносцы этого типа были переоборудованы в тральщики. В декабре 1917 г они вошли в состав советского флота. При наступлении немцев в 1918 г «Сметливый» и «Стремительный» ушли в Новороссийск, где были затоплены экипажами (18.06.1918). «Строгий» и «Свирепый» были захвачены немцами, затем – английскими интервентами, и в апреле 1919 переданы ими белогвардейцам. Вошли в состав Морских сил Юга России. В ноябре 1920 в неисправном состоянии брошены Врангелем в Севастополе; захвачены красными, восстановлены и включены в состав РККФ. Переименованы в «Марти» и «Лейтенант Шмидт»; служили в составе Морских сил Черного моря до 1927 —1929 гг.

Эсминцы типа «Заветный»

«Жаркий», «Живой», «Живучий», «Жуткий», «Заветный», «Завидный», «Звонкий», «Зоркий», «Лейтенант Пущин». Все 9 вошли в строй в 1904 – 1907 гг.

Водоизмещение нормальное 410 - 445 т, полное 490 - 515 т. Размеры 64,0x6,4x2,2 м. Двигатель паровой, на угле (6000 л.с.). Скорость 26 узлов. Вооружение 2-75 мм пушки, 4 пулемета, 2 однотрубных 450 мм торпедных аппарата, 18 мин заграждения. Экипаж 72 чел.
Водоизмещение нормальное 410 - 445 т, полное 490 - 515 т. Размеры 64,0x6,4x2,2 м. Двигатель паровой, на угле (6000 л.с.). Скорость 26 узлов. Вооружение 2-75 мм пушки, 4 пулемета, 2 однотрубных 450 мм торпедных аппарата, 18 мин заграждения. Экипаж 72 чел.

Повторяли эсминцы типа «Буйный» Балтийского флота. Отличались от прототипа усиленным корпусом, компоновкой надстроек и внутренних помещений. К моменту начала 1-й мировой войны морально устарели и большой боевой ценности не представляли. Тем не менее, в начальный период войны привлекались к набеговым операциям на побережье Турции и к артиллерийской поддержке приморских флангов армии. Но в 1916 — 1917 гг. использовались уже только для конвойной службы и обеспечения деятельности подводных лодок. «Лейтенант Пущин» погиб 25.02.1916 у Варны, «Живучий» - 12.04.1916 у Севастополя (оба – от подрыва на минах). «Заветный» 18.06.1919 затоплен экипажем по приказу большевиков. «Живой» затонул 15.11.1920 во время шторма у Севастополя. «Жаркий». «Звонкий» и «Зоркий» уведены белогвардейцами в Бизерту. «Завидный» и «Жуткий» брошены Врангелем, но в состав советского флота не вводились и вскоре были сданы на слом (в течение 1923-1924 гг).

Эсминцы типа «Лейтенант Шестаков»

«Лейтенант Шестаков», «Капитан Сакен», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Зацарённый» - все 4 вступили в строй в 1909 г.

Водоизмещение нормальное 635 т, полное 849 т. Размеры 74.1x8,3x2.6 м. Двигатель паровой (на угле)  6.500 л.с. Скорость 25 узлов. Вооружение 2-120 мм, 2-47 мм зенитных пушки, 4 пулемета, 3 однотрубных 450 мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения. Экипаж 94 чел.
Водоизмещение нормальное 635 т, полное 849 т. Размеры 74.1x8,3x2.6 м. Двигатель паровой (на угле) 6.500 л.с. Скорость 25 узлов. Вооружение 2-120 мм, 2-47 мм зенитных пушки, 4 пулемета, 3 однотрубных 450 мм торпедных аппарата, 40 мин заграждения. Экипаж 94 чел.

Эти корабли строились с учетом опыта русско-японской войны; проект был разработан на основе минного крейсера «Всадник». «Черноморцы» отличались от прототипа увеличенными размерами и составом артиллерийского вооружения. В ходе 1-й мировой войны эсминцы этой серии оказывали огневую поддержку сухопутным частям, несли блокадную службу у берегов Турции и Болгарии. В общей сложности эсминцы этого типа уничтожили около 40 парусных судов и небольших пароходов противника. «Лейтенант Зацаренный» затонул 17.6.1917 к юго-востоку от маяка Фидониси после подрыва на мине. «Капитан-лейтенант Баранов» и «Лейтенант Шестаков» 18.6.1918 затоплены экипажами по приказу большевиков у Новороссийска, «Капитан Сакен» белогвардейцы увели в Бизерту, где он был разобран на металл в 1924 г.

Эсминцы типа «Дерзкий»

1-я серия (в строй в 1914): «Беспокойный», «Гневный», «Дерзкий», «Пронзительный»

2-я серия (в строй в 1915): «Счастливый», «Громкий», «Пылкий», «Поспешный», «Быстрый»

Водоизмещение нормальное 1.190 т, полное 1.460 т. Размеры 93.8x9.3x3,2 м (1-я серия); 1.110 т, 1.450 т, размеры 97,9x9,3x3.4 м (2-я серия). Двигатель нефтяной паротурбинный (23.000 – 25.500 л.с.). Скорость 34 узла. Вооружение 3 - 102 мм пушки, 2 пулемета, 5 двухтрубных поворотных 450 мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Экипаж 112 чел.
Водоизмещение нормальное 1.190 т, полное 1.460 т. Размеры 93.8x9.3x3,2 м (1-я серия); 1.110 т, 1.450 т, размеры 97,9x9,3x3.4 м (2-я серия). Двигатель нефтяной паротурбинный (23.000 – 25.500 л.с.). Скорость 34 узла. Вооружение 3 - 102 мм пушки, 2 пулемета, 5 двухтрубных поворотных 450 мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Экипаж 112 чел.

Первые в русском флоте серийные турбинные эсминцы; за прототип был взят «Новик». Заказывая эти корабли, Морской Генштаб стремился компенсировать отсутствие на Черном море современных крейсеров. 2-я серия отличалась от 1-й срезом и формой дымовых труб. Черноморские турбинные эсминцы активно участвовали в боевых действиях. Использовались в основном на торговых коммуникациях и у побережья Турции, занимались минными постановками. В общей сложности турбинные эсминцы типа «Дерзкий» уничтожили свыше 30 турецких парусников, 5 транспортов, буксир и канонерскую лодку.

Одержав за время участия в мировой войне множество побед без потерь со своей стороны, черноморские турбинные эсминцы нашли свой конец в годы гражданской войны. Так, «Пронзительный» и «Громкий» были затоплены 17.06.1918 по приказу большевиков у Новороссийска своими же экипажами. «Беспокойный», «Гневный» и «Дерзкий», оставшиеся в Севастополе, так же, как и эсминцы 2-й серии «Счастливый», «Пылкий» и «Поспешный», в 1919 были уведены английскими интервентами в турецкий порт Измир. При этом погиб «Счастливый», который 24.10.1919 затонул при буксировке во время шторма в Эгейском море. Остальные эсминцы были возвращены белогвардейцам, но в ноябре 1920 г. Врангелю пришлось уводить эти корабли в Бизерту, где их в 1924 г разобрали на металл. При этом отступлении поврежденный «Быстрый» был брошен врангелевцами в Севастополе; после окончания Гражданской войны он вошел в состав советского флота под названием «Фрунзе», и погиб в годы Великой Отечественной войны. Это произошло 8.7.1941 у Тендровской косы: «Фрунзе» подвергся атаке 9-ти пикировщиков Ju.87, получил попадания 5 бомб и затонул (погибло 50 человек экипажа).

Эсминцы «ушаковской» серии

«Фидониси», «Керчь», «Гаджибей», «Калиакрия» - вступили в строй в 1917 г. После окончания войны в строй вступили: «Цериго», «Занте» («Незаможник»), «Корфу» («Петровский»), «Левкас» («Шаумян»)

Водоизмещение нормальное 1.326 т, полное 1.580 т. Размеры 92,5x9.1x3.2 м. Двигатель нефтяной паротурбинный (29.000 л.с.). Скорость 33 узла. Вооружение 4 - 102 мм пушки, 2 - 57 мм зенитки, 4 пулемета, 4 трехтрубных поворотных 450 мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Экипаж 136 чел.
Водоизмещение нормальное 1.326 т, полное 1.580 т. Размеры 92,5x9.1x3.2 м. Двигатель нефтяной паротурбинный (29.000 л.с.). Скорость 33 узла. Вооружение 4 - 102 мм пушки, 2 - 57 мм зенитки, 4 пулемета, 4 трехтрубных поворотных 450 мм торпедных аппарата, 80 мин заграждения. Экипаж 136 чел.

Эсминцы «ушаковской» серии были заказаны сразу после начала 1-й мировой войны. По конструкции повторяли эсминцы типа «Дерзкий»; отличались от них наличием турбинных приводов вспомогательных механизмов, усиленным артиллерийским вооружением и новыми трехтрубными торпедными аппаратами. Корабли были названы в память побед, одержанных русским флотом под командованием Ф.Ф.Ушакова, и потому известны как «ушаковская» серия. Из 8 заложенных кораблей в строй в 1917 успели вступить только 4 эсминца. Они привлекались для несения дозорной службы и конвоирования линейных кораблей. Но боевая служба «ушаковцев» была недолгой: 18-19 июня 1918 г «Керчь», «Фидониси». «Калиакрия» и «Гаджибей» были затоплены экипажами по приказу В.И.Ленина у Новороссийска и Туапсе. Неукомплектованный «Цериго» белогвардейцы увели в Бизерту, где его разобрали на металл в начале 30-х гг. Оставшиеся на Черном море «Занте», «Корфу» и «Левкас» были достроены в 20-е гг.; они вошли в строй Красного флота под названиями «Незаможник», «Петровский» и «Шаумян». Затопленный у Новороссийска эсминец «Калиакрия» в 1925 г. был поднят, восстановлен и переименован в «Дзержинский». Все 4 оставшихся эсминца принимали участие в Великой Отечественной войне. «Шаумян» (бывший «Левкас») погиб 3.04.1942: из-за штурманской ошибки выскочил на камни, и вскоре был полностью разрушен немецкими авиабомбами и штормами. «Дзержинский» («Калиакрия») 14.05.1942 у Севастополя подорвался на минном заграждении, переломился пополам и затонул (спаслось 27 человек). Остальные «ушаковцы» дожили до конца войны. «Незаможник» (бывший «Занте») был исключен из списков флота в 1949 году, а «Петровский» («Корфу») – в 1956.

Еще во время 1-й мировой войны адмиралы Морского Генштаба оценили эсминцы «ушаковской» серии как наиболее удачные среди кораблей данного класса. Поэтому в 1916 г. было заказано строительство еще 12 единиц таких эсминцев. Однако из них заложили только три — «Тенедос», «Хиос» и «Самос», которые так и не успели спустить на воду. После Гражданской войны их разобрали на стапелях.

1МВ: Российский Черноморский флот. Состояние и состав

1МВ: Российский Черноморский флот. Линкоры

1МВ: Российский Черноморский флот. Крейсеры и канонерки

1МВ: Российский Черноморский флот. Подводные лодки

Другие статьи по теме «Российский флот в 1МВ»:

1МВ: Российский Балтийский флот – состояние и состав

1МВ. Российский флот: линкоры Балтийского флота

1МВ. Российский флот: крейсеры Балтийского флота

1МВ. Российский флот: эсминцы Балтики (01). «Угольщики»

1МВ. Российский флот: эсминцы Балтики (02). «Нефтянники»

1МВ. Российский флот: подводные лодки Балтики

1МВ. Российский флот: канонерки и «вспомогачи» Балтики

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.