Творческий путь простого парня из Нью-Йорка был коротким и ярким. Впервые его талант увидели стены Нижнего Ист-Сайда: в семнадцать лет он начал рисовать граффити. В двадцать семь его жизнь трагически прервалась. В его работах – эстетика улиц, музыка и социальные проблемы. Абстрактный, примитивный, детский, гипертекстуальный – какой он, Баския?
Начало
Если для вас современное искусство больше, чем черный квадрат Малевича, вы слышали об этом бунтаре из шальных нью-йоркских восьмидесятых. Мать родом из Пуэрто-Рико, у отца гаитянские корни, их сын Жан-Мишель впитал этот колорит, сделал его ярче на улицах Бруклина и Манхеттена.
Он говорил на испанском, французском и английском, много читал и рано начал рисовать. С восемнадцати лет он живет самостоятельно: увлекается граффити, продает на улицах футболки и играет в музыкальной группе в клубах Манхеттена.
Жан-Мишель был частым гостем нью-йоркских музеев и галерей. Они стали его главной школой искусств. Но еще больше дала улица.
Нью-Йорк семидесятых был другим: нищета, безработица, наркотики. Такой контекст формировал будущего знаменитого художника-неоэскпрессиониста. Вместе с другом Аль Диасом они оставляли надписи на стенах рядом с Сохо – и юмористические, и остро-социальные. Но не комментировали и не расшифровывали свои работы, предоставляя зрителям пищу для размышления.
Они подписывали работы SAMO (англ. Same Old – «то же самое») и не признавались, кто стоит за проектом. В 1979 году на граффити SAMO обращает внимание местная пресса, и Жану-Мишелю приходится раскрыть тайну имени. Его признали в мире искусства, и так начался путь к славе.
Расцвет
В 1980 году Баския впервые пригласили участвовать в художественной выставке. Критики оценили творческий подход молодого художника, он получил лестные отзывы и приглашения из галерей по всей стр
Парень рисовал взахлеб, его интересовала сама жизнь, идеи находились в кафе, старых газетах или поп-культуре. Иногда на полотна денег не хватало, и он рисовал на любой поверхности – на открытках, стенах, холодильнике… Баския выбрал для себя детский наивный стиль, за который не брались именитые художники. Он легко смешивал розовый и зеленый, составлял многослойные композиции, рвал формат и не боялся перегрузить картину.
Баския попадает в мейнстрим, его картины раскупаются как горячие пирожки.
Баския, Мадонна и Уорхол
В 1981 году Жану-Мишелю двадцать один. Он молод и популярен, его картины выставляются по всему миру. Однажды на выставку он пришел с красоткой, которой пророчил великое будущее. Это была еще никому не известная Мадонна.
Певица мало рассказывала об их связи, но признавалась, что любила этого глубокого и талантливого юношу. Когда они расстались, Баския потребовал вернуть все картины, которые ей подарил и попросту их уничтожил – закрасил черной краской.
В 1982 году Жан-Мишель познакомился с Энди Уорхолом. Они долго дружили, работали вместе и созванивались каждый день. Сначала их отношения строились как «наставник – ученик», но очень скоро Баския догнал Уорхола, и они творили уже на равных.
Осенью 1985 года в галерее Тони Шафрази проходит их совместная выставка, которая получает негативную оценку критиков. Художники продолжают общаться, но дружеские чувства остывают. Когда умирает Уорхол, Баския сильно переживает.
Через полтора года от передозировки умирает и сам Жан-Мишель Баския. Ему было 27 лет. Он оставил сотни картин и рисунков, которые продаются на ведущих аукционах на сотни миллионов долларов.
Что вы думаете о таком искусстве? Только честно!