Найти тему
Книжный слушатель

Здесь бывал Михаил Булгаков. Десять мест булгаковской Москвы, смотрим и слушаем

Оглавление

«Мостовая была извороченной грудой кубиков. Москву чинили и днем и ночью. Это был душный июль 1922 года». Михаил Булгаков написал эти строчки сто лет назад, в фельетоне для газеты «Накануне». А сказано будто сегодня…

Отрывки из булгаковских произведений, из воспоминаний его современников и других документов эпохи я слушала в бесплатном аудиогиде для пешеходного маршрута, который подготовил Музей Булгакова. Получила в музее листовку с картой маршрута и QR-кодом для скачивания аудиогида – и не откладывая, отправилась на литературную прогулку. Маршрут «Дальше ехать некуда – это Москва» включает 10 адресов, связанных с жизнью и творчеством Михаила Афанасьевича. Останавливалась у каждого адреса, чтобы послушать его описание и соответствующий литературный фрагмент в исполнении актеров Мастерской Брусникина. И еще делала фото для читателей канала «Книжный слушатель», чтобы потом добавить к ним дополнительные сведения.

Настроение для прогулки создалось стихотворением «Двадцатые годы» Леонида Мартынова, которое в начале аудиогида читает актер Игорь Титов. «Помню недвижные лифты в неотопляемых зданьях, и бледноватые шрифты в огненно-пылких изданьях…». Итак, стартуем.

1.	Большая Садовая улица, дом 10
1. Большая Садовая улица, дом 10

1. Большая Садовая улица, дом 10

Здесь писатель поселился, когда приехал в Москву осенью 1921 года (у его сестры была комната в коммуналке на четвертом этаже). В этом же доме расположилась «нехорошая квартира» из романа «Мастер и Маргарита». А сейчас коммуналка стала Музеем Булгакова.

Сохранились шуточные стихи Михаила Афанасьевича о его первом московском жилище, для аудиогида их прочитал Даниил Газизуллин. «Жаль, некоторых удобств нет, например, испорчен ватерклозет…».

Патриаршие пруды
Патриаршие пруды

2. Патриаршие пруды

Пруд и парк вокруг него – одно из главных мест романа «Мастер и Маргарита».

Глядя на воду, слушаю отрывок из воспоминаний третьей жены писателя Елены Булгаковой о таинственных событиях, происходивших здесь в 1929 году (читает Анастасия Великородная).

Малая Бронная улица, дом 3
Малая Бронная улица, дом 3

3. Малая Бронная улица, дом 32

Когда Булгаков писал рассказ «Спиритический сеанс», он, возможно, представлял квартиру своих знакомых, которые жили в этом доме на пятом этаже и однажды вместе с Михаилом Афанасьевичем пытались вызывать духов. Рассказ был опубликован в 1922 году в журнале «Рупор».

Слушая отрывок из рассказа, будьте готовы рассмеяться в самых сатирических местах.

Большая Никитская улица, дом 46
Большая Никитская улица, дом 46

4. Большая Никитская улица, дом 46

Сейчас здесь, в бывшей дворянской усадьбе, находится Музей военной формы. Здание было построено на рубеже xviii и XIX веков, в 1840-е годы его арендовали князья Васильчиковы, у которых бывали Гоголь, Тютчев и другие знаменитости. В 1903 году в главном доме усадьбы открылась женская гимназия, после революции преобразованная в школу №48. В 1920-е годы директором этой школы была Надежда Афанасьевна Земская, сестра Булгакова. Она с мужем и детьми жила в школе на антресолях и летом 1924 года приютила здесь своего брата с его второй женой Любовью Белозерской.

Фрагмент воспоминаний Любови Белозерской озвучила Анастасия Великородная.

Газетный переулок, дом 3
Газетный переулок, дом 3

5. Газетный переулок, дом 3

В этом доме, в квартире литературного критика Евдоксии Никитиной, проходили встречи писательского кружка «Никитинские субботники», где весной 1929 года Булгаков выступил с чтением глав романа «Собачье сердце»

Стоя напротив здания, слушаю озвученный архивный документ: донесение неизвестного осведомителя о выступлении Булгакова и осуждающий отзыв о романе.

Большая Никитская улица, дом 2
Большая Никитская улица, дом 2

6. Большая Никитская улица, дом 2

«Зооинститут на улице Герцена» – так Булгаков называет этот дом в повести «Роковые яйца». Сейчас улица опять поменяла имя, а здание в основном занимает Зоологический музей МГУ.

Писатель приходил в Зооинститут в гости к профессору Северцову, общение с которым и навело на мысль создать сатирическую повесть о научных открытиях.

Начало повести звучит в аудиогиде в исполнении Игоря Титова. Пожалуй, надо послушать повесть целиком, освежить ее восприятие в нынешнем времени.

Тверской бульвар, дом 23
Тверской бульвар, дом 23

7. Тверской бульвар, дом 23

Это Театр имени Пушкина, а до 1949 здесь был Камерный театр под руководством Александра Таирова. В 1928 году Таиров поставил пародийную пьесу Булгакова «Багровый остров», она понравилась публике, но была раскритикована официальной печатью и снята со сцены. Огорченный писатель обратился с письмом в Правительство СССР, его текст можно послушать в аудиогиде.

Тверской бульвар, дом 25
Тверской бульвар, дом 25

8. Тверской бульвар, дом 25

Продолжаем слушать письмо Булгакова в Правительство СССР у следующего здания, где в 1920-1930-х годах располагались советские писательские организации. После своего отчаянного письма Булгаков получил должность режиссера-ассистента в МХАТе.

Сейчас в здании находится Литературный институт имени Горького (кстати, Горький заступался за Булгакова перед властями).

Леонтьевский переулок, дом 6
Леонтьевский переулок, дом 6

9. Леонтьевский переулок, дом 6

Дом-музей Константина Сергеевича Станиславского. Когда Станиславский жил здесь, Булгаков приезжал к нему на читки и домашние репетиции пьес «Дни Турбиных» и «Кабала святош». Приходилось много спорить, чтобы спектакли получились нетривиальными. О таких спорах можно узнать из отрывка воспоминаний Елены Булгаковой.

Большой Гнездиковский переулок, дом 10
Большой Гнездиковский переулок, дом 10

10. Большой Гнездиковский переулок, дом 10

Построенный архитектором Нирнзее в 1912 году, этот десятиэтажный дом долго оставался самым высоким в Москве. Он вмещал не только жилые квартиры, но и многочисленные учреждения, в том числе московское бюро берлинской газеты «Накануне», в которой печатались Булгаков и другие известные советские писатели.

В 1923 году на страницах этой газеты опубликован фельетон «Сорок сороков» об изменениях в нэпмановской Москве. Две главы рассказа посвящены именно Дому Нирнзее, автор забирается на его крышу и осматривает город. Летом 1922 года на крыше был ресторан с открытой площадкой.

Сегодня свободного прохода на крышу нет. Но некоторые подмеченные Булгаковым городские черты сохранились. «Мостовая была извороченной грудой кубиков. Москву чинили и днем и ночью. Это был душный июль 1922 года», – сообщил мне аудиогид в завершение прогулки.

Другие похожие статьи в канале «Книжный слушатель»:

Аудиоспектакли для городских прогулок: голоса в наушниках подскажут маршрут и создадут настроение

С аудиокнигой о Патриархе Тихоне отправляемся по его памятным местам в Москве

#москва #булгаков #книги #литература #путешествия