Решил попробовать запустить ещё один цикл. Для разнообразия. Историческая живопись наряду с портретом, пейзажем и жанровой живописью всегда входила в число наиболее популярных и знаковых художественных жанров. К тому же, её произведениями часто иллюстрируют учебники истории и другие подобные издания. Вот только всегда ли мы понимаем, что за событие изображено на картине и что означают те или иные детали? Давайте разбираться...
Жан-Леон Жером - один из крупнейших художников-академистов XIX века. Кстати, был горячим противником импрессионизма, в связи с чем считался своеобразным символом косности академического искусства. Мастер жанровой и в том числе и исторической живописи. А вот и одна из наиболее знаменитых его картин - "Клеопатра и Цезарь" (10 лет назад приобретена в частную коллекцию в США за 50 тысяч фунтов стерлингов).
Ну и что тут такого? - спросите вы. Ну Клеопатра, ну Цезарь. История вроде как известная и отчасти набившая оскомину. Но обратите внимание на мужчину справа от Клеопатры. У него есть имя. Его зовут Аполлодор и он из Сицилии. А ковёр в его руках известен как историческая ошибка, превратившаяся в легенду. Ведь перед нами первая встреча Цезаря и Клеопатры, произошедшая в сентябре 48 года до н.э.
Цезарь тогда только-только одержал победу в последней в своей жизни Гражданской войне. Его противник, знаменитый полководец Гней Помпей Великий, после поражения в битве при Фарсале бежал в Египет, где его оставлять без присмотра было ну никак нельзя. Так Цезарь во главе одного из легионов оказался в Александрии. И надо же какое совпадение - тут шла своя Гражданская война, причём семейная, поскольку власть делили брат и сестра, они же по совместительству муж и жена (в Египте у царей было принято жениться на сёстрах ради сохранения чистоты царской крови). Ну а поскольку эпоха величия Эллинистического Египта безвозвратно канула в эллинистическую же Лету, все понимали - с римлянами безопаснее дружить.
Первым подсуетился 13-летний Птолемей XIII, точнее его советники. От имени своего царя они преподнесли Цезарю в подарок... голову Помпея. Подарку Цезарь, мягко говоря, не обрадовался. Во-первых, это его враг! Какого фига Птолемей убивает его врагов? Так на всяких египетских царьков никаких врагов не напасёшься. Во-вторых, уж милосердный то Цезарь не стал бы убивать врага и отрубать ему голову. По крайней мере, так он сам себе мысленно льстил. Тем не менее, Цезарь решил остаться в Александрии и разобраться в разборках брата и сестры.
А в это время около царского дворца причалила ничем не примечательная рыбачья лодка, из которого вышел Аполлодор и направился к покоям Цезаря. На спине он нёс мешок, в котором египтяне обычно хранили свою постель... Слушайте, ну вот прям так себе отмазка. Представьте, чтобы сказали сотрудники ФСО, если бы я ночью припёрся в Кремль со своим спальным мешком? Но оставим эту историю на совести Плутарха. В покоях Цезаря Аполлодор вытряхнул из мешка царицу Клеопатру VII (да, да, Клеопатр в Египте тоже нумеровали). Всю ночь бедная царица уговаривала римлянина помочь ей (уверен, что она ему так долго рассказывала про своё трудное детство!) и, наконец, под утро добрый чужеземец согласился. Не буду утомлять вас дальнейшими подробностями. Скажу только, что Птолемей был разбит римскими легионерами и утонул в Ниле, а Клеопатра стала единовластной царицей в Египте.
Так откуда же взялся ковёр? Как это часто бывает, дело в ошибке перевода. Переводя Плутарха на английский язык, переводчик Джон Лэнгборн назвал этот мешок carpet в смысле ковролин, плотная ткань. Но так как carpet - это ещё и собственно ковёр, последующие писатели и художники начали заворачивать бедную Клеопатру в этот самый ковёр. Слава Богу, сама царица до такой экзекуции не дожила.
Читайте в этом цикле: