Найти в Дзене

С малороссийским акцентом. Замечательные картины К. А. Трутовского

«Колядки в Малороссии» (ранее 1864) Государственный Русский музей
«Колядки в Малороссии» (ранее 1864) Государственный Русский музей

Художник Константин Александрович Трутовский отличался необыкновенной работоспособностью. За свою жизнь он создал сотни картин и бессчетное количество рисунков, иллюстрировал произведения Гоголя и Лермонтова. Открытки с его работами выходили огромными тиражами. Но со временем о нем стали забывать.

Хотя картины и иллюстрации Трутовского (1826 - 1893) были хорошо известны современникам, исследовательских работ, посвященных его творчеству, мало. Сохранились  обрывочные сведения, в которых иногда закрадываются ошибки. Родился он в Курске, в доме деда Алексея Ивановича Моисеева. Отец будущего художника был помещиком из Харьковской губернии. Детство прошло в селе Поповка-Семёновка Ахтырского уезда Харьковской губернии.. Начальное образование будущий художник получил в Харькове, в 1839 году продолжил учебу в столице. Закончил Николаевское инженерное училище, затем Инженерную академию. В качестве вольнослушателя посещал классы Императорской Академии художеств. В 1849 году, в связи со смертью матери, Трутовский уезжает из Петербурга. В 1850 году художник переезжает в село Яковлевка Обоянского уезда Курской губернии, женится на Софье Самбурской, племяннице С.Т.Аксакова. После отставки работал он земским чиновником, на досуге писал картины и время от времени приезжал в столицу, участвовал в выставках.

Трутовский не раз сетовал, что мир провинциальных чиновников слишком пошл и тесен для него, а сельские жители были его сердцу куда милее. Художник был убежденным противником крепостного права и искренне приветствовал его отмену. В 1861 году за написанную в Яковлевке картину «Хоровод в Курской губернии» он получил звание академика живописи. Картину приобрел Павел Третьяков и даже повесил ее в своем кабинете. Затем полотно было показано на Всемирной выставке в Лондоне. В 1861 году успевший овдоветь художник женился на внучатой племяннице Александра Грибоедова Ольге Лисицыной. С 1871 года по 1881 год Трутовский служил инспектором Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Это время для художника было, пожалуй, самым плодотворным. Трутовский создал множество картин, иллюстраций, был избран членом Брюссельской и Мюнхенской академий художеств, Бельгийского общества акварелистов. Затем он вернулся в свое имение, где продолжил писать картины. В отличие от многих коллег, Трутовский не стремился к коммерческому успеху и творил для души, поэтому он, например, практически не писал портреты на заказ, что было в то время для многих живописцев основой статьей доходов, и в целом жил очень небогато. Современники вспоминали его как человека доброго, душевного. Может, поэтому и картины у него получались такие же. Давайте на них взглянем.

За картину «Хоровод в Курской губернии» художник получил звание академика.

«Хоровод в Курской губернии» (1860)
«Хоровод в Курской губернии» (1860)
«Сбор на церковь» (1863), Запорожский областной художественный музей
«Сбор на церковь» (1863), Запорожский областной художественный музей
«Пасха в Малороссии»
«Пасха в Малороссии»
«Сценка из украинской жизни» (1860)
«Сценка из украинской жизни» (1860)
«На сеновале» (1872), Тюменский областной музей изобразительных искусств
«На сеновале» (1872), Тюменский областной музей изобразительных искусств
«Приезд учительницы»
«Приезд учительницы»
«Сельская учительница» (1883)
«Сельская учительница» (1883)

Картины на тему сельских учителей писали и другие художники, например, В. Маковский. Надо заметить, что сфера образования была одной из немногих, где могла работать женщина из "благородий" без ущерба для репутации. Поэтому в учительницы шли часто не по призванию, а, скорее, от бедности и безысходности. Для многих горожанок переезд в село давался тяжело. И городских удобств нет, и развлечений не так много. К тому же "ученым девам" часто было не о чем разговаривать с простыми селянами. Найти подходящего жениха тоже было сложнее.

«Городским путникам предлагают фрукты на обочине» (1873)
«Городским путникам предлагают фрукты на обочине» (1873)
«Воскресный день. Игра в карты»
«Воскресный день. Игра в карты»

Благородий художник рисовал намного реже и часто иронично. За это его сравнивали с Федотовым. В 18-19 веке многие дворяне минимум несколько раз в неделю (а некоторые каждый вечер) либо принимали гостей, либо были гостями сами. Для того, чтобы зайти в гости к соседу или приятелю, часто даже приглашения не требовалось. Вечера коротали за разговорами, едой, а самым популярным развлечением были карты. В них играли почти все, не зависимо от пола и возраста. Отличались только ставки. А пока большая часть героев играет, офицер в левой части картины пытается очаровать барышню. Тоже приятное занятие для воскресного вечера.

"Разъезд гостей" (1867)
"Разъезд гостей" (1867)
«Тарас Шевченко с кобзой над Днепром» (1875)
«Тарас Шевченко с кобзой над Днепром» (1875)

Художник Нестеров называл Трутовского Тарасом Шевченко в живописи.

Жанровая сценка (1876)
Жанровая сценка (1876)
Иллюстрация к "Сорочинской ярмарке" Н. В. Гоголя
Иллюстрация к "Сорочинской ярмарке" Н. В. Гоголя
«Базар в провинции» (ранее 1893)  Государственная Третьяковская галерея
«Базар в провинции» (ранее 1893) Государственная Третьяковская галерея
«На кладке»
«На кладке»
«Свадебный выкуп»
«Свадебный выкуп»
«Слепой бандурист»
«Слепой бандурист»
«Сцена у колодца»
«Сцена у колодца»
«Надевают венок» (1893)
«Надевают венок» (1893)
фотопортрет художника
фотопортрет художника

Этот материал также есть на моем канале тут

#история #живопись #искусство #картина #художник