Когда русские либералы говорят об «украинизации», создаётся впечатление, что её «придумал Ленин в восемнадцатом году», что украинизация – это политика, разработанная большевиками для пущего раздробления бывшей Российской Империи и, в конце концов, для успешного геноцида славянского племени. Договариваются иногда до того, что не было бы никакой нужды проводить СВО, если бы Ленин в своё время не создал Украину, что СВО – это своеобразный «ленинский налог» который платит Россия, пока США сотоварищи платят налог путинский.
Но вот незадача. 18 июля 1917 года в газете ”Киевлянин“ (номер 170) издана статья члена Государственной думы В.В. Шульгина «Против насильственной украинизации Южной Руси». Неудобно получается: большевистской власти ещё нет, а украинизация уже есть, причём в таких масштабах, что против неё раздаётся голос одной из лучших газет Российской Империи. Откуда же взялась украинизация? Может быть это то самое другое, на которое нашим либералам наконец-то можно нелицемерно ссылаться? Однако во первых строках статьи Шульгин пишет: «Постановление Временного правительства "об образовании Генерального Секретариата в качестве высшего органа управления краевыми делами на Украине" фактически является созданием в Российской Державе особой области с присвоением ей имени Украины. Это же постановление обозначает, что население этой области будет в государственных актах именоваться украинцами, а язык, которым говорит население, украинским. Одним росчерком пера Временное правительство решило вопрос необычайной важности в жизни каждого жителя Юга России».
Учитывая тот факт, что ни в один из составов Временного Правительства большевики не входили, можно было бы на этом закончить спор с либералами по данному частному вопросу. Но, конечно же, они могут сказать: пусть украинизацию придумали и стали проводить в жизнь не большевики – но ведь большевики её продолжили и вели в течение ряда лет в русле общей политики коренизации. Ведь либеральным коням в вакууме всерьёз кажется, что если ты у власти и правильно оцениваешь некую тенденцию как негативную – то достаточно просто постановить: «Прекратить нельзя продолжить!» и всё будет хорошо. И наш свидетель Шульгин, кстати, тоже говорит о росчерке пера, которым сие пагубное явление якобы было запущено. То, что за любой политикой властей стоят реальные исторические процессы, развивающиеся порой столетиями – процессы, в каждую историческую эпоху направляющие тот или иной политический курс, – это нашим мыслителям в голову не приходит. Да и зачем об этом вспоминать? – слишком уж сложно тогда будет писать истерические тексты о злых большевиках и кровавом Ленине, о святом Николае II и запятнанной исторической русской совести.
Украинизация в том виде, в каком она началась после падения российской монархии, – результат многовековой политики этой монархии, наследие самодержавия. И противостоять центробежным силам, вовсю разбушевавшимся на территории бывшей Российской империи означало обречь население на ещё более кровавую бойню, нежели ту, которую мы видели в Гражданскую Войну. Пусть либералы ставят в вину большевикам и лично Ленину понимание того факта, что крушение Империи неизбежно будет сопровождаться вихрями национализма. Но когда какой-то процесс неизбежен – самой правильной политикой является контролировать и направлять его, чтобы он как можно быстрее рассеял свою разрушительную энергию и причинил как можно меньше вреда. Насколько это удалось советской власти, насколько успешно она управляла стихиями – это уже другой вопрос, требующий тщательного исследования, а не заламывания рук и разрывания рубахи на груди.
Постоянно раздаются слова о том, что украинцы и русские – один народ. Но давайте смотреть правде в глаза: украинская мова – это отдельный язык, хоть и близкородственный русскому. А различие языков – железобетонный аргумент в пользу различия народов, если уж кто-то сомневается, что наши народы различны. Идёт долгий и очевидно трудный процесс рождения государственности на Украине. Это объективный исторический процесс, в насыщенной исторической обстановке последних столетий происходящий болезненно и для Малороссии, и для Великороссии. И процесс этот остановить нельзя, как нельзя остановить эмансипацию взрослеющего ребёнка от своих родителей.
P.S. Кого я называю либералами? В данном конкретном контексте либерал – это хештег, которым можно пометить следующее рассуждение. Есть люди, которые смеются над советским менталитетом, говоря о булгаковских совках-человекособаках, которые хотят всё «взять – и поделить!», не замечая, что сами они хотят всё «взять – и остановить!». Их менталитет строится на политических страшилках, например, о красных, которые якобы запустили процессы, последствия которых Россия сейчас расхлёбывает. Но дело в том, что процессы эти существовали за столетия до красных, и большевики понимали это и работали с ними, а хорошо работали или нет – это уже тема отдельного исследования, которое в вакууме не совершишь.
ТГ-канал Мясорубка на Реверсе
#украинизация #большевики #российская империя #ссср #Ленин #либералы #либерализм #сво #геополитика