Найти тему
Оксана Нарейко

Чегемские водопады, пародром, город мертвых и перевал Актопрак

Чегемское ущелье
Чегемское ущелье

Понравились ли мне Чегемские водопады? Нет. Стоит ли туда ехать? Да! Непонятно? Сейчас объясню.

На Чегемских водопадах я была в далеком детстве, с мамой на экскурсии. Сами водопады в памяти не остались, зато помню, как туристка из группы поднесла мне к носу огромного (помним, что дело происходило лет эдак 40 назад, а у памяти, как и у страха, глаза велики) засушенного паука, я заорала от ужаса и чуть не свалилась в пропасть (поэтическое преувеличение). Все, больше ничего не запомнилось.

- Стыдоба и срамота! Живем рядом, а на водопадах и Голубых озерах не были! - строго сказала я дражайшему супругу, а тут и ему задание пришло узнать все про пародром, что расположен за водопадами, выше по ущелью. Так все счастливо сложилось, мы взяли термосы с чаем и кофе и поехали.

Само Чегемское ущелье невероятно: грозное, тесное, величественное. Оно милостиво терпит людей, копошащихся около реки, разрешает любоваться собой, но сразу видно: если ему сильно надоесть, взбунтуется, покажет, кто хозяин в этом мире. Перед водопадами дорога зловещая, темная, проходит чуть ли не в скалах, испытывает путника на прочность, словно спрашивая, а точно ли ты решил, тверды ли твои намерения? Мы ответили "да" и доехали до водопадов. Вот тут и начались разочарования.

Чегемские водопады
Чегемские водопады

Грозную природу человек не столько испортил, сколько перегрузил своим присутствием. Тут тебе и несколько кафе, и парочка пони, и парочка верблюдов, и лошадка, и бесконечные ряды с носками, жилетами, платками и прочим, не менее бесконечные ряды с медом, сладостями и чаями. И все это мельтешит в глазах, суетится и создает эффект не изысканного восточного базара, а стихийного рынка около автобусной остановки. Стоянка для машин маленькая. Мы ездили в будний день и она была забита, представляю, что там творится в выходные. Мы проехали чуть дальше, припарковались напротив кафе, но тут оттуда выскочила немирная хозяйка и злобно сказала, что стоянка только для клиентов. Я уже было хотела сказать, так давайте мы у вас и пообедаем, но женщина продолжила гневную речь. Мы узнали, что они специально тут стоянку сделали, а такие ушлые как мы, приезжают и стоят почем зря. Желание обедать в этом кафе моментально испарилось, Сережа перегнал машину подальше, а я уже потом поняла злость хозяйки: только мы оказались такими послушными, несколько водителей чхать хотели на ее речи, просто оставляли машины и шли к водопадам. Она в своем праве, не спорю. Но тут важна формулировка: скажи она что-то вроде, как мы рады, что вы приехали, а вот пожалуйста у нас отобедайте, у нас вкусно, то мы бы с радостью, но... Почему я так подробно об этом пишу? За то время, что мы были около водопадов, нам ни разу ни улыбнулись. Ни в кафе, в котором мы обедали (прекрасное месторасположение, над рекой, но к столам прибита клеенка, стулья офисные, местами проржавевшие, тарелки грязные), ни около водопадов, когда мы спросили, куда ведет тропа, вход на которую стоит 50 рэ. Вполне возможно, нам просто не повезло, я допускаю это, но мне подобный "сервис" настроение подпортил. Торгующих слишком много, они стоят вдоль узкой, пыльной дороги и я - фанат дорожных покупок и подобных рыночков, не захотела ничего покупать.

-3
-4

Что касается погулять, посмотреть, на водопадах с этим никак. Вы можете подняться на 2 смотровые площадки (стоимость подъема на одну - 50 рэ) и на этом все. Поэтому советую посмотреть на водопады, если голодны - пообедать, если нет, то сесть в машину и проехать 16 км до пародрома, т.е. флай парка Чегем. Вот где сила, восторг и простор! Дорога грунтовая, хорошая, в одном месте немного сыпется. В любом случае, ехать надо внимательно и аккуратно.

В моей душе, вернее, в моей памяти, живет отважный путешественник-авантюрист-альпинист. Он просыпается крайне редко, обычно приходит во сне, и тогда я вспоминаю, какое это наслаждение - чувствовать каждую мышцу своего тела, послушную, тренированную, вышколенную мышцу, готовую встать на рассвете и идти высоко в гору (не покорять, нет, упаси вас Боже так сказать о любой вершине, они были, есть и будут непокоренными), чтобы потом, когда будешь стоять на вершине, задыхаясь от восторга, в душе появилось четкое осознание смысла жизни. К сожалению, мое нынешнее "я" лениво и предпочитает диван и машину. Но оно помнит те ощущения. На пародроме они проснулись и взбодрились.

- Атмосфера здесь, как в базовом лагере Эвереста, - тихонько сказала я супругу, чтобы не смешить своими словами и изнеженной внешностью закаленных походами и полетами парапланеристов.

- Откуда ты знаешь? - засмеялся Сережа.

Про мое внутреннее альпинистское "я" было долго объяснять, поэтому я ответила:

- Я по телевизору видела.

Атмосфера в этом парке действительно особенная, это надо прочувствовать. Там собираются люди, у которых общая страсть: полет. И горы, конечно. Этими страстями, своим железным здоровьем, они и формируют некий фон, который очень легко почувствовать просто посидев рядом с ними в кафе. Фон был таков, что мне тоже немедленно захотелось в небо.

- 4 тыщи рэ и на гору ножками, - охладил мой пыл дражайший супруг. Если с деньгами я еще и могла бы расстаться (имею право, я 20 лет на море и в отпуске не была), то в гору, с которой и совершаются полеты, пешком я бы не дошла. Потом выяснилось, что вверх, почти до точки взлета, довозят на грузовике, возможно, и денег надо меньше? Я этот вопрос уточню, мне бы хотелось воспарить рядом с орлами и заорать от восторга.

Впрочем, орали уже опытные парапланеристы, а те, кто парил с инструктором, были подозрительно молчаливы. У меня закралось подозрение, не пребывают ли начинающие летчики в состоянии глубокого обморока или же их мучает тошнота? Укачать там может, как мне сказали.

Кроме собственно говоря полетов, в этом парке можно гулять, подниматься на вершины и оттуда строить рожи орлам и парапланеристам.

Хозяйка пародрома. Кадр как из фильма Кустурицы
Хозяйка пародрома. Кадр как из фильма Кустурицы

- Читала в интернете, но не помню, что там было интересного дальше, но было, - сказала я Сереже и мы, попрощавшись с орлами, пугливыми сусликами и удодами, поехали дальше по ущелью.

Интересным оказался город мертвых в селе Эль-Тюбю. Нормальные люди едут к нему из самого села, мы же дорогу не нашли, выехали за село и отважно полезли вверх с так называемой трассы, т.е. грунтовки. В этом городе тоже своя атмосфера. Знаете, какая? Там пустота. Космическая, абсолютная. Я подумала, если бы я пролезла в узкое окошко этого строения, я бы, скорее всего, очутилась в чужом, странном месте, в другом времени и измерении. Пишут, что это человеческие склепы, но мне показалось, в них есть нечто чужое, неземное, притягательное. Там спят некие силы и когда они проснутся... будут ли они добры к нам, людям? Я не знаю. Вы скажете я - фантазерка? Даже спорить не буду, но как вам тот факт, что именно в этом селе - Эль-Тюбю аномально большое количество долгожителей? Там по слухам долго не портятся продукты и шалит электроника. Слухи? Сплетни? Не знаю.

Это действительно город. Эти "дома" огорожены каменными изгородями, от некоторых строений только и остались эти изгороди. Гулять там восхитительно, но будьте осторожны, не разбудите тайным словом тех, кто спит в этих загадочных сооружениях.

Мы почти собрались спускаться, как вдруг увидели большого орла. Он парил над селом, высматривая свой обед.

- Этот и маленькую собачку может утащить.

- Разве что щенка.

Как только мы это сказали, к городу мертвых подъехала машина, из которой выпрыгнул пушистый померанский шпиц. Следом выскочил хозяин и тут же взял шпица на руки. Видел ли он орла или просто решил, что маленькой собачке безопаснее на руках? Я не знаю. В том городе мысли, эмоции передаются легко и быстро.

Мы хотели ехать дальше, уже из любопытства, что же там, в конце ущелья, но дорогу нам перегородила отара овец и мы решили возвращаться, но не по той же дороге, а через перевал Актопрак. Дорога на него начинается почти перед пародромом, указатель на Былым.

О перевале Актопрак я узнала недавно. Он соединяет два ущелья: Чегемское и Баксанское (напомню, мы были в Чегемском, а Баксанское ведет в Приэльбрусье), об этом перевале пишут, что он один из самых красивых на Кавказе. Спортный вопрос, но я, кажется, поняла, почему он наполняет души восторгом и восхищением. Расскажу свою гипотезу, конечно, но чуть позже. Дорога на перевал тоже грунтовая, но уже не такая ровная, как в Чегемском ущелье. Поначалу еще хорошая, но выше в горы она становится сложнее. На легковушке ехать страшновато, была пара мест, когда я боялась, мы не выедем, да и камни очень острые, шины проколоть, как здрасьте. Мы ехали в облаках, погода была пасмурной, горы были затянуты серой мглой, и тем ярче и отчетливей красовались цветы на альпийских лугах. Волшебное сочетание простых, на первых взгляд, цветов. Оно сливалось в рисунок изысканного восточного ковра, щедро накинутого на величавые горы. Мы боялись останавливаться, было уже поздно, в сумерках на горной, незнакомой дороге могло быть опасно (я про ямы и острые камни) и мы мчались вперед, рассуждая, что перевал, конечно, красивый, но не сказать, чтобы уникальный. Только через несколько дней я поняла, почему он так манит людей. Горы там очень приветливые. Они похожи на ласковых овечек, их хочется погладить рукой по пышной зелени, они не довлеют над человеком, это именно те горы, которые наши, которые помогают. Там хорошо гулять, просто выйти из машины и пойти по дороге, насладиться, впитать в себя мощь гор. Попросить их о помощи или загадать желание. Если горы - ваше место силы, ваша стихия, вас услышат. Обязательно.

Мы думали еще съездить в этот же день на Голубые озера, но было уже поздно и мы поехали домой - уставшие, впечатленные и счастливые. Чегемские водопады - это не мое место, мне там не нравится, но это не значит, что там плохо, что там и вам не понравится. Необязательно. Если будет возможность, побывайте, посмотрите, может быть водопады вам нашепчут свои тайны. Но потом обязательно съездите и на пародром, и в город мертвых, а если машина позволит, вернитесь в цивилизацию через перевал Актопрак, полюбуйтесь видами, купите горного меда. Кстати, чуть не забыла! Пасеки в этом году вывезли именно в Чегемское ущелье, а на перевале, уже ближе к селу Былым, мы видели штуки три. Обязательно остановитесь, попробуйте, поговорите, узнайте про мед, на каких цветах пировали пчелы. Я очень люблю разговаривать с пасечниками (в этом году дражайший супруг уже купил себе трехлитровый баллон меда, поэтому мы не останавливались около пасек), рассказывать им про свою аллергию на мед и наблюдать, как Сережа вдумчиво пробует абсолютно все сорта меда (как правило, их не много, два или три, но пробовать по-разному можно, сами понимаете).

В горах другая жизнь. Мне всегда трудно оттуда возвращаться. Горы жесткой щеткой сдирают с меня все волнения и нервы, все плохое. К сожалению, к плохому они относят и толстую шкуру, которой обрастает каждый человек, шкуру, благодаря которой не переживаешь из-за мелочей: грубого слова или неласкового взгляда. Горы растворяют ее в своих реках и ручьях, и в город я возвращаюсь ранимой и хрупкой. Чувства обострены, нервы оголены, волосы покрыты дорожной пылью, руки и лицо обгорели, но в душе покой. И это главное.

Приезжайте. Горы ждут вас.

P.S. в моем телеграм канале https://t.me/oksananareiko вы можете посмотреть видео водопадов, парадрома и немножко цветущего луга на перевале.