Найти тему
Historical Guide

Как архитекторы Константина объединили прошлое, чтобы создать новое видение в самом сердце Рима

Добрый день, в данном цикле статей мы расскажем об Арке Константина в Риме, как она создавалась, в честь кого возведена и расскажем об общем строении древнего Рима.

Арка Константина была освящена в 315 году нашей эры на перекрестке Триумфального пути, неподалеку от Колизеи. Она возведена в честь победы императора Константина (пребывал у власти 306–337 гг. н.э.) над своим соперником Максенцием на Мильвийском мосту за пределами Рима. Большая часть скульптурного декора была взята с памятников более ранним императорам, которые правили во II и, возможно, III вв. н.э.

Арка Константина, Рим, фото - наши дни
Арка Константина, Рим, фото - наши дни

За императора Цезаря Флавия Константина Величайшего, благочестивого блаженного Августа, ибо по вдохновению Божества, величием своего ума, от тирана с одной стороны и от всякой фракции всех с другой стороны сразу, с войском своим отомстил за республику только оружием, Сенат и римский народ (SPQR) посвятили эту арку в знак его триумфов. - Дарственная надпись, Арка Константина, Рим.

Надпись на вершине арки посвящена победе императора над Максенцием. Он окружен скульптурами дакийских солдат, изготовленными для памятника, посвященного победам императора Траяна (годы участия 98–117 гг. н.э.)
Надпись на вершине арки посвящена победе императора над Максенцием. Он окружен скульптурами дакийских солдат, изготовленными для памятника, посвященного победам императора Траяна (годы участия 98–117 гг. н.э.)

Вершина древнеримского генерала или военная карьера императора должна была быть награждена правом пройти парадом по улицам Рима, чтобы отпраздновать свои победы на поле битвы и выставить напоказ военные трофеи в экстравагантном зрелище, известном как триумф. Во время этих грандиозных зрелищ римляне наблюдали, как сенаторы, одетые в блестящие белые тоги с пурпурной отделкой, шли по многолюдным шумным улицам в сопровождении трубачей и множества других музыкантов, быков, которых должны были заколоть для пира, и экзотических животных, пойманных в отдаленных местах. Закованных в кандалы заключенных, многие из которых впоследствии были казнены, волокли по городу, а груды добычи — золота и серебра, мраморных статуй и многого другого — грузили на повозки, запряженные тягловыми животными. Люди вытягивали шеи, когда победоносный полководец проезжал мимо в колеснице с четырьмя лошадьми, увитой лавром - символом победы, со скипетром в пурпурной тунике, украшенной золотой тоге, лавровом венке и золотой короне. За ним следовали его войска, которые в древних источниках описываются как громко поющие и выкрикивающие победные песнопения. Празднование великих военных побед не всегда заканчивалось на этом. Иногда Сенат также голосовал за строительство монументальной арки в честь завоеваний полководца. Когда-то в Риме было 57 триумфальных арок, а по всей империи их было больше. Тем не менее, мало что известно о подавляющем большинстве этих памятников из современных или более поздних источников, и от них не сохранилось никаких остатков. До сих пор сохранилось только три триумфальные арки города, самая большая из которых – Арка Константина.

Арка посвящена победе императора Константина (годы правления 306–337 гг. н.э.) над узурпатором Максенцием (годы правления 306–312 гг. н.э.) на Мильвийском мосту недалеко от Рима 28 октября 312 г. н. э. В течение шести лет эти двое правили как соправители. Эта битва положила конец почти вековой гражданской войне и закрепила за Константином место единоличного правителя Западной Римской империи. Единоличное правление Восточной Империей наступит 12 лет спустя, когда он станет правителем всей империи. Памятник возвышается на 21 метр в высоту и имеет ширину 26 метров, а его украшения представляют собой три столетия имперской истории. Ученым уже давно стало ясно, что большая часть скульптуры арки произошла от памятников, посвященных более ранним императорам Траяну (годы правления 98–117 гг. н.э.), Адриану (годы правления 117–138 гг. н.э.) и Марку Аврелию (годы правления 161–161 гг. н.э.).

Другие декоративные элементы арки были созданы во время ее постройки. К ним относятся дарственная надпись в верхней части обеих сторон сооружения, а также крылатые фигуры победы по бокам центрального прохода и несколько рельефов внутри центрального прохода, некоторые из которых изображают бога солнца Сола. Памятник был увенчан позолоченной бронзовой статуей императора в колеснице.

Внизу — эпизод кампании против Максенция, штурм города, предположительно Вероны
Внизу — эпизод кампании против Максенция, штурм города, предположительно Вероны
На одном из рельефов арки, который, как теперь предполагается, был повторно использован с памятника императору Диоклетиану (годы правления 284–305 гг. н.э.), изображен Константин (крайний слева), въезжающий в Рим. Голова Диоклетиана была удалена и заменена головой Константина, которая с тех пор отпала.
На одном из рельефов арки, который, как теперь предполагается, был повторно использован с памятника императору Диоклетиану (годы правления 284–305 гг. н.э.), изображен Константин (крайний слева), въезжающий в Рим. Голова Диоклетиана была удалена и заменена головой Константина, которая с тех пор отпала.

Переосмысливая создание памятника, ученые выясняют, как его воспринимали древние зрители, да и весь этот квартал города, который был заполнен памятниками, относящимися ко всем периодам прошлого Рима. Во времена Константина Рим имел тысячелетнюю историю, и в центре города оставалось очень мало места для новых архитектурных памятников. То, как архитекторы решили эту проблему, создав уникальное константиновское пространство, свидетельствует не только об их мастерстве, но и об понимании сложных реалий поздней Римской империи, где осознание прошлого было одним из способов обеспечить успех в будущем.

Карта Рима, конец IV в н.э.
Карта Рима, конец IV в н.э.

Продолжение следует...

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки.

#рим #римскаяимперия #константинвеликий #аркаконстантина #история #античность #архитектура #император #строитетельство #колизей