На многие темы в блоге меня наводят вопросы подписчиков. Мой предыдущий блог (в ныне запрещенной Инсте) во многом начинался с описания моей жизни в Австрии. Начиная блог в Дзене я полагал не возвращаться к этой тем – уж больно сильно изменилась реальность, совсем другие времена настали и разве может быть интересно описание той, мирной и спокойной жизни? Но подписчики, которые пришли из старого блога, вполне справедливо заметили: это очень даже интересно – читать про Австрийскую реальность тех дней. Это лучше помогает понять людей, которые сегодня, увы, «по ту сторону». А понимание, иногда – хороший путь к примирению. Ну что же, буду воспроизводить здесь прежние рассказы.
Поскольку не все новые подписчики знают мою ситуацию сразу оговорюсь: описываемое – дела дней минувших. Я вернулся в Россию (вполне добровольно) и счастлив этим. Так что поздравлять с приобретением недвижимости в Австрии не надо)))
Итак, в 2014 году к меня появились свободные деньги, которые разумно было куда-то вложить. Я небольшой спец по инвестициям, поэтому решил следовать совету Марка Твена: «Покупайте землю, её больше не производят…». Изначально идеей было просто прикупить свободный участок на котором построить что-то типа деревянного сарайчика, но жена (теперь уже бывшая) склонялась к покупке готового дома. И тут подвернулся просто уникальный по цене вариант. Продавался дом в настоящей австрийской «глубинке»: депрессивный регион Вальдфиртель, глухая деревня, до которой и автобусы не ходят с соответствующим названием Нондорф. Хозяева - брат с сестрой, у которых год назад умерла мать, просто избавлялись от недвижимости. Люди обеспеченные, для них десять-двадцать тысяч евро имели цену меньшую, чем время и нервы, поэтому дом с участком в 20 соток уходил за смешную цену в шестьдесят тысяч евро. Дом древний - больше ста лет назад построен, но полностью жилой: отопление (на сжиженном газе), кухня с посудомойкой и холодильником, даже мебель. «Довеском» было то, что двор оказался застроен непонятными сараями. Отец продавца – фанат мотоспорта, в сараях он держал и ремонтировал технику. Сараи предстояло демонтировать и вывезти, что встало мне еще в пятерку килоевров. Прямо по границе участка протекал ручей, и был солидный, намытый этим ручьем овраг. Работы предстояло очень много, но я все же рискнул.
Вообще, для покупки земли в Австрии, иностранцу требуется согласие общины, коммуны. Но с этим проблем не было: я высокооплачиваемый менеджер крупной фирмы, а не «беженец», сомнений у местных не возникло. А вскоре я узнал особенности существования в деревенской коммуне в Австрии.
Для начала я занялся разбором завалов: это тоже требовало хлопот. В Австрии нельзя просто так вывезти мусор, нужно нанимать специализированные компании. К тому же среди мусора имелось немало опасных материалов: стекловата, асбестовый шифер, масла… Далеко не все брались за такую работу.
Параллельно я знакомился с домом и с общиной, в которой предстояло если не жить, то проводить выходные и праздники. Я бы, может, и жить там стал: до города, в котором у меня была квартира и работа, ехать минут сорок-пятьдесят, по московским меркам – всего ничего.
С соседом я познакомился буквально через неделю после покупки и по не очень приятным обстоятельствам. Водитель «мусорки», забирая наполненный хламом контейнер, забуксовал на размытой дождем дороге и снес соседу часть крыши сарая. По счастью мой новый сосед Йозеф оказался человеком очень разумным и неконфликтным. Молодой фермер, он в дальнейшем много помогал мне: продавал дрова, помогал валить высокие ели на участке. Ферма у Йозефа была не слишком большой, кроме полей – еще участок леса (почти весь лес в Австрии, кроме заповедников – в частных руках, и иметь лес – очень выгодное предприятие). Так что Йозеф был человеком небедным. Дело с крышей мы быстро уладили – мусорная фирма особо не отнекивалась (что странно для австрийцев, но тут – факты налицо), и Йозеф получил страховку быстро и в размере, которого хватило не только на крышу)))
Йозеф начал знакомить меня с соседями. Он пользовался известным авторитетом, поэтому меня приняли как «хорошего, пусть и странного, соседа Йозефа». Житие в общине предполагало участие во всех коммунальных мероприятиях: праздниках, тусовках, обсуждении насущных вопросов. Лишь от немногих мне удавалось отвертеться и то мотивируя это тем, что домик у меня не основной, и живу я в городе.
Деревенька Нондорф по австрийским меркам находилась в невероятной глуши. Для русского это, конечно, смешно, но живя там начинаешь думать на австрийский манер. До ближайшего города Цветтль (с позволения его так назвать – население 11 тысяч человек) – 30 километров. Правда, несмотря на размеры, все супермаркеты в городке имелись. До моей квартиры в Санкт Пёльтене и работы – почти 60 километров и пятьдесят минут езды.
Такая «глухомань» вполне компенсировалась живописными окрестностями деревеньки. Через двор от моих ворот начиналось поросшее лесом ущелье. Ручей, протекавший по границе моего участка, бежал по ущелью, вбирая в себя множество других и впадал в реку Камп. Камп и без того живописный был перегорожен рядом плотин, образовывавших водохранилища для гидроаккумулирующей электростанции. В зеркальной глади этих искусственных озер отражались поросшие соснами и кленами берега, руины древних замков.
«Вальдфиртель» - так и переводится «лесной квартал». Однако, все леса здесь поделены на участки, и находятся в собственности фермеров (кроме государственных парков). Фермер может, в соответствии с правилами, эксплуатировать лес: пилить деревья, однако он обязан восстанавливать и содержать лес в порядке. Ограничивать доступ в лес «посторонним» фермер не имеет права, единственное что они делают – вешают таблички что «дорога не обслуживается, идете на свой страх и риск» - чтобы снять с себя ответственность, если кто-то сломает ногу на их территории. Еще один хороший закон в Австрии – запрет на ограничение доступа к воде. Никакой участок берега не может быть огорожен – поэтому подойти к воде можно везде и нет никаких уродующих пейзаж заборов, как у нас.
Казалось бы - райское место, но люди отсюда уезжали: работы нет окрест. Если вы не фермер – то придется, что называется «сосать лапу». Я в дальнейшем подумывал начать какой-то свой бизнес, типа кафе для туристов, но это довольно сложно в Австрии – куча бюрократических препон, согласований, налоговых проблем. Может быть и начал бы – но жизнь сложилась по другому.
В следующий раз расскажу немного о городской части своей жизни в Австрии. А пока – можете задавать вопросы в комментариях, я постараюсь ответить.