Найти тему
Ювелирный Журнал

Потрясающие роговые гребни для волос от Рене Лалика

Оглавление

Признанный одним из величайших дизайнеров ювелирных изделий (и стекла) в мире, Рене Лалик был художником, полным воображения и творчества. Он внес значительный вклад в движение ар-нуво и был новатором в своих проектах и ​​материалах, которые он использовал.

Ювелиры в стиле модерн, такие как Лалик, дистанцировались от традиционных драгоценных камней и уделяли больше внимания тонким эффектам таких материалов, как стекло, рог и эмаль. Лалик выбирал материалы из соображений эстетического эффекта и художественной утонченности, а не просто из-за драгоценности или блеска.

Лалик, которому приписывают введение рога в ювелирный репертуар в 1896 году, в основном использовал рог буйвола из Индии или Южной Америки, который был гибким и мог сжиматься или скручиваться под воздействием тепла, а также окрашиваться. Цвета варьируются от почти бесцветных до темно-коричневых, рог можно легко вырезать и формовать, и он ценился на протяжении веков.

Гребень для тиары, вырезанный из рога и украшенный красновато-коричневой и кремовой эмалью и 18-каратным золотом, около 1890 года, 6-1/2 дюйма. Он был продан на Christie's в 2019 году за 50000 долларов. Christie's.
Гребень для тиары, вырезанный из рога и украшенный красновато-коричневой и кремовой эмалью и 18-каратным золотом, около 1890 года, 6-1/2 дюйма. Он был продан на Christie's в 2019 году за 50000 долларов. Christie's.

Лалик вылепил рог в форме цветов, волн, деревьев, бабочек, птиц и многого другого для своих гребней, диадем и других украшений для волос. Он также вставил в пространство цветную эмаль, используя технику перегородчатой ​​эмали.

Лалик поразил публику своим дизайном, и многие из его гребней для волос считаются шедеврами, хранящимися в музеях по всему миру. Когда одна из его расчесок поступает на аукцион, она может быть продана от четырехзначной суммы до рекордной суммы, как это было в 2015 году.

На аукционе Treadway Toomey Auctions редкий гребень для волос Lalique из морского падуба, сделанный примерно в 1900 году из рога, серебра, золота и стекла, вызвал безумие у коллекционеров и был продан за рекордную сумму в 205 500 долларов. Предварительная оценка составляла 20–30 000 долларов. Гребень был из коллекции Роя и Сариты Варшавски, известных автомобильной промышленностью Чикаго.

Гребень для волос из морского падуба, около 1900 г., сделан из рога, серебра, золота и стекла, 3-3/4 дюйма (ширина) x 5-1/8 дюйма (длина); 205 500 долларов. Из аукционного дома Treadway Toomey Auctions.
Гребень для волос из морского падуба, около 1900 г., сделан из рога, серебра, золота и стекла, 3-3/4 дюйма (ширина) x 5-1/8 дюйма (длина); 205 500 долларов. Из аукционного дома Treadway Toomey Auctions.

Гребень падуба представляет собой криволинейное зеркальное отражение двух золотых цветков-конусов с патинированными серебряными стеблями и листьями. Растения обрамляют верхнюю часть большого кабошона из сапфирового стекла. Более светлые листья в середине являются частью второго растения. Хотя они обрамляют нижнюю часть кабошона, второе растение продолжается на нижней части гребня изящно вырезанным рогом, стебли которого удваиваются в качестве внешних зубцов.

Большинство этих украшений могут быть маленькими, но гребни для волос Лалика и другие украшения делают большие и смелые заявления. Вот лишь некоторые из его многих других красивых украшений для волос:

Оранжевое солнце и пейзаж

Из аукциона Christie's.
Из аукциона Christie's.

Во второй половине 20 века страна восходящего солнца открывалась остальному миру, и японское искусство начало вдохновлять многих европейских художников, в том числе и Лалика. Он украсил этот роговой гребень около 1900 года голубым и зеленым эмалированным горным пейзажем и деревьями на восходе солнца. Сцена отражается в воде, создавая зеркальное отражение. На переднем плане безлистное дерево закрепляет и уравновешивает композицию; 5-1/4" x 4-1/2". Он был продан на Christie's в 2009 году за 92 500 долларов.

Поражающие змеи

Аукцион Christie's.
Аукцион Christie's.

На этой резной панели из рога в форме щита, датируемой примерно 1898 годом, изображены две позолоченные змеи, готовые к удару, окруженные разбросанными перидотами различной формы в виде кабошонов, а также три дополнительных резных позолоченных змеи. Хвосты всех змей образуют зубья гребня. Он был продан на Christie's в 2002 году за 107 550 долларов.

Экзотическая орхидея

Художественный музей Уолтерса.
Художественный музей Уолтерса.

Художественный музей Уолтерса в Балтиморе говорит, что это одно из величайших сокровищ его коллекции и несомненный шедевр в стиле модерн. Лалик произвел революцию в ювелирном дизайне в последнее десятилетие 19-го века, комбинируя материалы неожиданным образом, разрабатывая новые техники и возрождая старые, смешивая исторические и культурные отсылки для создания новых словарей и форм. Этот гребешок в виде орхидеи демонстрирует эти инновации и представляет собой вершину его ювелирного производства. Студия Лалика изобразила в высшей степени натуралистическую орхидею в центре гребня из цельного куска слоновой кости; бриллианты играют вспомогательную роль, выделяя прожилки на трех тонких листочках из светящейся эмали plique-à-jour. Стебель прикреплен золотым шарниром к трехзубцовому роговому гребню.

Художественный музей Уолтерса.
Художественный музей Уолтерса.

Крупный план орхидеи.

Бранш де Помье Диадем

Музей Галуста Гюльбенкяна.
Музей Галуста Гюльбенкяна.

Влияние натурализма японского искусства также можно увидеть в этом роге, бриллиантах и ​​золотой диадеме «Яблоневое дерево», ок. 1901-02. Элегантная ветвь яблони, отличающаяся своей декоративной простотой, является еще одним примером прекрасного и неиссякаемого ботанического репертуара, который вдохновлял Лалика на многие работы на протяжении всей его карьеры.

Две змеи

Из Сотбис.
Из Сотбис.

Змеи были обычным мотивом Лалика, о чем свидетельствует этот рог и бирюзовая заколка для волос. Создан в виде двух переплетенных змей, каждая из которых кусает один и тот же предмет в форме шара, около 1900-1905 годов, около 8 дюймов в высоту и 3 дюйма в ширину. Он был продан на Sotheby's в 2018 году за 44 384 доллара.

Крылатые женщины

С аукциона Christie's.
С аукциона Christie's.

Роговая головка этого гребня покрыта костяной пластиной, на которой выгравированы три крылатые обнаженные женщины, каждое из крыльев которых украшено кабошоном из синего стекла; три зуба в светлом роге; 3-1/2" h, около 2-1/2" в самом широком месте. Он был продан на Christie's в 2008 году за 30 723 доллара.

Цветочные цветы

С аукциона Christie's.
С аукциона Christie's.

Резной роговой гребень для волос с изображением цветка и аметистом прямоугольной огранки, около 1900 года, 4-3/4 дюйма x 4 дюйма. Это было из коллекции Пегги и Дэвида Рокфеллеров и продано в 2018 году на Christie's за 6875 долларов.

Ласточки со стеблем овса

Музей Лалика в Хаконе, Япония.
Музей Лалика в Хаконе, Япония.

Японские гребни для волос покорили европейский мир, когда они были представлены на парижской выставке 1867 года и вызвали во Франции повальное увлечение под названием японизм. У японцев была тесная связь с природой, которая производила потрясающие украшения, и западные художники, в том числе Лалик, испытали на себе это влияние. Вдохновение природы и мотив ласточек, распространенный в Японии, можно увидеть в этом гребне для волос «Две ласточки со стеблем овса». Около 1906-1908 годов гребень сделан из резного рога, золота и бриллиантов, а птичьи крылья вытянуты, образуя зубцы.

Музей Лалика в Хаконе, Япония.
Музей Лалика в Хаконе, Япония.

Еще один гребень для волос Лалика в виде ласточек, который он изготовил из цельного куска рога двух разных оттенков примерно в 1902 году, изображает трех нарисованных ласточек с крыльями, украшенными бриллиантами. Это показано с его оригинальным эскизом.

Trois Perles Suspendues

С аукциона Christie's.
С аукциона Christie's.

Этот гребень украшен тремя натуральными жемчужинами в форме барокко и бриллиантами старой огранки, каждая из которых подвешена в резной окантовке, увитой плющом, около 1904–1906 годов; около 4 дюймов. Он был продан на Christie's в 2015 году за 47 310 долларов.

Диадема орхидей

Музей Галуста Гюльбенкяна.
Музей Галуста Гюльбенкяна.

На корпусе этой диадемы примерно 1903–1904 годов изображено больше орхидей: одна из рога, а другая из слоновой кости, с небольшим каплевидным топазом в центре. Гребень с тремя зубцами также выполнен из рога и соединен с диадемой золотой петлей. Лалик впервые представил браслет из рога на парижском салоне 1896 года, и после его успеха в последующие годы он продолжал производить украшения из рога и слоновой кости. По данным музея Галуста Гюльбенкяна ,который имеет это в своей коллекции, экзотическая орхидея была одним из цветов, которые символизировали эстетическое движение конца 19 века, и ювелиры в стиле модерн обращались с цветком с большим реализмом, который в данном случае усиливается техническим мастерством Лалика. Он начал с настоящего цветка, но сумел одновременно наполнить его элегантностью и мощным эротическим зарядом.

Музей Галуста Гюльбенкяна.
Музей Галуста Гюльбенкяна.

Рассмотрим орхидеи поближе.

Маска с танцующими нимфами и змеями

С аукциона Christie's.
С аукциона Christie's.

На этом резном гребне из галалита, датируемом примерно 1900 годом, изображена пара нимф, танцующих вокруг маски с открытым ртом в обрамлении из резного рога, выполненного в виде двух змей. Его усиливает овальный сапфир кабошон между губами; 5-1/8" x 6-1/2". Из коллекции Пегги и Дэвида Рокфеллеров он был продан в 2018 году на Christie's за 65 000 долларов.

Пчелы и цветы

Институт искусств Миннеаполиса.
Институт искусств Миннеаполиса.

Кроме рога, Лалик экспериментировал и с целлулоидом, из которого сделан этот гребень. Гребень 1900 года украшен золотыми и эмалевыми пчелами, жужжащими вокруг цветов с ромбовидными наконечниками. Это произведение было заказано в Париже в 1900 году миссис Говард Мэнсфилд из Нью-Йорка, и вполне вероятно, что она заказала его во время посещения Парижской международной выставки.

петушок диадема

Музей Галуста Гюльбенкяна.
Музей Галуста Гюльбенкяна.

Это изделие примечательно деликатной обработкой петушиного гребешка и мясца в тонкой золотой сетке, а также великолепной эмалевой работой в переливающихся тонах синего и зеленого, столь характерных для украшений Лалика. Диадема, около 1897–1898 годов, выполнена в виде отдельно стоящей головы петушка, сделанной из золота, рога и эмали, держащей в клюве кристалл кварца – ограненного аметиста. Гребень, сделанный из рога и состоящий из трех зубцов, соединен с золотым шарниром; 3-1/2 дюйма в, 6 дюймов в ширину. По данным Музея Галуста Гюльбенкяна , в коллекции которого она есть, эта диадема была представлена ​​на Парижской выставке в 1900 году, где, как и его корсажное украшение «Стрекоза», вызвала большой шок и восхищение, окончательно укрепив репутацию Лалика.

Золотой жук и цветок

Музей прикладного искусства, Будапешт.
Музей прикладного искусства, Будапешт.

Этот гребень, около 1898-1899 годов, выпилен из легкого прозрачного рога. Его изогнутая вершина продолжается в виде усика, который изгибается в перевернутой S-образной форме. Усик заканчивается круглым пухлым соцветием львиного зуба из стекла с матовым травлением. В центре цветка сидит эмалированное натуралистическое насекомое: золотистый жук с двумя длинными щупальцами, синим хитиновым покровом и черными лапками. Край лепестка неравномерной толщины, в более широких местах синеватый. Этот гребень также является типичным примером японского влияния творчества Лалика; 4-1/4 дюйма в, 4 дюйма в ширину.

Музей прикладного искусства, Будапешт.
Музей прикладного искусства, Будапешт.

Крупный план золотого насекомого.

Золотые и огненные опалы

Музей Виктории и Альберта.
Музей Виктории и Альберта.

Этот гребень для диадемы 1903-1904 годов является ярким примером того, как Лалик лепил и ваял рог в различных формах. Здесь его роговые цветы украшены литым стеклом, эмалированным золотом и огненными опалами. Это также имеет соответствующий орнамент лифа.