Признанный одним из величайших дизайнеров ювелирных изделий (и стекла) в мире, Рене Лалик был художником, полным воображения и творчества. Он внес значительный вклад в движение ар-нуво и был новатором в своих проектах и материалах, которые он использовал.
Ювелиры в стиле модерн, такие как Лалик, дистанцировались от традиционных драгоценных камней и уделяли больше внимания тонким эффектам таких материалов, как стекло, рог и эмаль. Лалик выбирал материалы из соображений эстетического эффекта и художественной утонченности, а не просто из-за драгоценности или блеска.
Лалик, которому приписывают введение рога в ювелирный репертуар в 1896 году, в основном использовал рог буйвола из Индии или Южной Америки, который был гибким и мог сжиматься или скручиваться под воздействием тепла, а также окрашиваться. Цвета варьируются от почти бесцветных до темно-коричневых, рог можно легко вырезать и формовать, и он ценился на протяжении веков.
Лалик вылепил рог в форме цветов, волн, деревьев, бабочек, птиц и многого другого для своих гребней, диадем и других украшений для волос. Он также вставил в пространство цветную эмаль, используя технику перегородчатой эмали.
Лалик поразил публику своим дизайном, и многие из его гребней для волос считаются шедеврами, хранящимися в музеях по всему миру. Когда одна из его расчесок поступает на аукцион, она может быть продана от четырехзначной суммы до рекордной суммы, как это было в 2015 году.
На аукционе Treadway Toomey Auctions редкий гребень для волос Lalique из морского падуба, сделанный примерно в 1900 году из рога, серебра, золота и стекла, вызвал безумие у коллекционеров и был продан за рекордную сумму в 205 500 долларов. Предварительная оценка составляла 20–30 000 долларов. Гребень был из коллекции Роя и Сариты Варшавски, известных автомобильной промышленностью Чикаго.
Гребень падуба представляет собой криволинейное зеркальное отражение двух золотых цветков-конусов с патинированными серебряными стеблями и листьями. Растения обрамляют верхнюю часть большого кабошона из сапфирового стекла. Более светлые листья в середине являются частью второго растения. Хотя они обрамляют нижнюю часть кабошона, второе растение продолжается на нижней части гребня изящно вырезанным рогом, стебли которого удваиваются в качестве внешних зубцов.
Большинство этих украшений могут быть маленькими, но гребни для волос Лалика и другие украшения делают большие и смелые заявления. Вот лишь некоторые из его многих других красивых украшений для волос:
Оранжевое солнце и пейзаж
Во второй половине 20 века страна восходящего солнца открывалась остальному миру, и японское искусство начало вдохновлять многих европейских художников, в том числе и Лалика. Он украсил этот роговой гребень около 1900 года голубым и зеленым эмалированным горным пейзажем и деревьями на восходе солнца. Сцена отражается в воде, создавая зеркальное отражение. На переднем плане безлистное дерево закрепляет и уравновешивает композицию; 5-1/4" x 4-1/2". Он был продан на Christie's в 2009 году за 92 500 долларов.
Поражающие змеи
На этой резной панели из рога в форме щита, датируемой примерно 1898 годом, изображены две позолоченные змеи, готовые к удару, окруженные разбросанными перидотами различной формы в виде кабошонов, а также три дополнительных резных позолоченных змеи. Хвосты всех змей образуют зубья гребня. Он был продан на Christie's в 2002 году за 107 550 долларов.
Экзотическая орхидея
Художественный музей Уолтерса в Балтиморе говорит, что это одно из величайших сокровищ его коллекции и несомненный шедевр в стиле модерн. Лалик произвел революцию в ювелирном дизайне в последнее десятилетие 19-го века, комбинируя материалы неожиданным образом, разрабатывая новые техники и возрождая старые, смешивая исторические и культурные отсылки для создания новых словарей и форм. Этот гребешок в виде орхидеи демонстрирует эти инновации и представляет собой вершину его ювелирного производства. Студия Лалика изобразила в высшей степени натуралистическую орхидею в центре гребня из цельного куска слоновой кости; бриллианты играют вспомогательную роль, выделяя прожилки на трех тонких листочках из светящейся эмали plique-à-jour. Стебель прикреплен золотым шарниром к трехзубцовому роговому гребню.
Крупный план орхидеи.
Бранш де Помье Диадем
Влияние натурализма японского искусства также можно увидеть в этом роге, бриллиантах и золотой диадеме «Яблоневое дерево», ок. 1901-02. Элегантная ветвь яблони, отличающаяся своей декоративной простотой, является еще одним примером прекрасного и неиссякаемого ботанического репертуара, который вдохновлял Лалика на многие работы на протяжении всей его карьеры.
Две змеи
Змеи были обычным мотивом Лалика, о чем свидетельствует этот рог и бирюзовая заколка для волос. Создан в виде двух переплетенных змей, каждая из которых кусает один и тот же предмет в форме шара, около 1900-1905 годов, около 8 дюймов в высоту и 3 дюйма в ширину. Он был продан на Sotheby's в 2018 году за 44 384 доллара.
Крылатые женщины
Роговая головка этого гребня покрыта костяной пластиной, на которой выгравированы три крылатые обнаженные женщины, каждое из крыльев которых украшено кабошоном из синего стекла; три зуба в светлом роге; 3-1/2" h, около 2-1/2" в самом широком месте. Он был продан на Christie's в 2008 году за 30 723 доллара.
Цветочные цветы
Резной роговой гребень для волос с изображением цветка и аметистом прямоугольной огранки, около 1900 года, 4-3/4 дюйма x 4 дюйма. Это было из коллекции Пегги и Дэвида Рокфеллеров и продано в 2018 году на Christie's за 6875 долларов.
Ласточки со стеблем овса
Японские гребни для волос покорили европейский мир, когда они были представлены на парижской выставке 1867 года и вызвали во Франции повальное увлечение под названием японизм. У японцев была тесная связь с природой, которая производила потрясающие украшения, и западные художники, в том числе Лалик, испытали на себе это влияние. Вдохновение природы и мотив ласточек, распространенный в Японии, можно увидеть в этом гребне для волос «Две ласточки со стеблем овса». Около 1906-1908 годов гребень сделан из резного рога, золота и бриллиантов, а птичьи крылья вытянуты, образуя зубцы.
Еще один гребень для волос Лалика в виде ласточек, который он изготовил из цельного куска рога двух разных оттенков примерно в 1902 году, изображает трех нарисованных ласточек с крыльями, украшенными бриллиантами. Это показано с его оригинальным эскизом.
Trois Perles Suspendues
Этот гребень украшен тремя натуральными жемчужинами в форме барокко и бриллиантами старой огранки, каждая из которых подвешена в резной окантовке, увитой плющом, около 1904–1906 годов; около 4 дюймов. Он был продан на Christie's в 2015 году за 47 310 долларов.
Диадема орхидей
На корпусе этой диадемы примерно 1903–1904 годов изображено больше орхидей: одна из рога, а другая из слоновой кости, с небольшим каплевидным топазом в центре. Гребень с тремя зубцами также выполнен из рога и соединен с диадемой золотой петлей. Лалик впервые представил браслет из рога на парижском салоне 1896 года, и после его успеха в последующие годы он продолжал производить украшения из рога и слоновой кости. По данным музея Галуста Гюльбенкяна ,который имеет это в своей коллекции, экзотическая орхидея была одним из цветов, которые символизировали эстетическое движение конца 19 века, и ювелиры в стиле модерн обращались с цветком с большим реализмом, который в данном случае усиливается техническим мастерством Лалика. Он начал с настоящего цветка, но сумел одновременно наполнить его элегантностью и мощным эротическим зарядом.
Рассмотрим орхидеи поближе.
Маска с танцующими нимфами и змеями
На этом резном гребне из галалита, датируемом примерно 1900 годом, изображена пара нимф, танцующих вокруг маски с открытым ртом в обрамлении из резного рога, выполненного в виде двух змей. Его усиливает овальный сапфир кабошон между губами; 5-1/8" x 6-1/2". Из коллекции Пегги и Дэвида Рокфеллеров он был продан в 2018 году на Christie's за 65 000 долларов.
Пчелы и цветы
Кроме рога, Лалик экспериментировал и с целлулоидом, из которого сделан этот гребень. Гребень 1900 года украшен золотыми и эмалевыми пчелами, жужжащими вокруг цветов с ромбовидными наконечниками. Это произведение было заказано в Париже в 1900 году миссис Говард Мэнсфилд из Нью-Йорка, и вполне вероятно, что она заказала его во время посещения Парижской международной выставки.
петушок диадема
Это изделие примечательно деликатной обработкой петушиного гребешка и мясца в тонкой золотой сетке, а также великолепной эмалевой работой в переливающихся тонах синего и зеленого, столь характерных для украшений Лалика. Диадема, около 1897–1898 годов, выполнена в виде отдельно стоящей головы петушка, сделанной из золота, рога и эмали, держащей в клюве кристалл кварца – ограненного аметиста. Гребень, сделанный из рога и состоящий из трех зубцов, соединен с золотым шарниром; 3-1/2 дюйма в, 6 дюймов в ширину. По данным Музея Галуста Гюльбенкяна , в коллекции которого она есть, эта диадема была представлена на Парижской выставке в 1900 году, где, как и его корсажное украшение «Стрекоза», вызвала большой шок и восхищение, окончательно укрепив репутацию Лалика.
Золотой жук и цветок
Этот гребень, около 1898-1899 годов, выпилен из легкого прозрачного рога. Его изогнутая вершина продолжается в виде усика, который изгибается в перевернутой S-образной форме. Усик заканчивается круглым пухлым соцветием львиного зуба из стекла с матовым травлением. В центре цветка сидит эмалированное натуралистическое насекомое: золотистый жук с двумя длинными щупальцами, синим хитиновым покровом и черными лапками. Край лепестка неравномерной толщины, в более широких местах синеватый. Этот гребень также является типичным примером японского влияния творчества Лалика; 4-1/4 дюйма в, 4 дюйма в ширину.
Крупный план золотого насекомого.
Золотые и огненные опалы
Этот гребень для диадемы 1903-1904 годов является ярким примером того, как Лалик лепил и ваял рог в различных формах. Здесь его роговые цветы украшены литым стеклом, эмалированным золотом и огненными опалами. Это также имеет соответствующий орнамент лифа.