Попался в Госкаталоге музейного фонда вот такой интересный портрет. Хранится в Новосибирском государственном художественном музее. Известен его автор - Александр Григорьевич Варнек, вроде бы (со знаком вопроса) известна и личность изображенного – картина значится как «Портрет флигель - адъютанта, полковника лейб-гвардии Гренадерского полка Николая Карловича Стюрлера (?)».
На сайте Госкаталога приводится и «описание» портрета, но оно может вызвать разве что улыбку. Там содержатся такие перлы, как «темный мундир с красной грудью» и «высокий воротник с двумя широкими золотыми полосами», поэтому не стоит на него обращать внимание.
Личность Стюрлера должна быть знакома тем, кто интересовался обстоятельствами восстания декабристов 14 декабря 1825 г. Полковник был смертельно ранен П.Г. Каховским, когда пытался увести солдат своего полка с Сенатской площади, куда их вывели мятежные офицеры:
«Встретив Стюрлера посреди самого скопища мятежников, у памятника Петра Великого, Каховский спросил его по-французски: «А вы, полковник, на чьей стороне?»
— «Я присягал императору Николаю и остаюсь ему верен», — отвечал Стюрлер.
Тогда Каховский выстрелил в него из пистолета, а другой офицер закричал: «Ребята! Рубите, колите его!» — и нанес ему сам два удара саблей по голове. Стюрлер, смертельно раненый, сделал с усилием несколько шагов, зашатался и упал».
Имеющийся в подписи к портрету знак вопроса, маркирующий недостаточную доказанность атрибуции, заставил меня насторожиться и подробнее рассмотреть портрет. И у меня возникли сильные сомнения в достоверности идентификации личности изображенного как Стюрлера. О причинах этих сомнений – ниже, а пока отмечу, что в качестве портрета Стюрлера, и уже без всяких знаков вопроса, данное изображение приводится в посвященной Стюрлеру статье Википедии. В той же статье приводятся ссылки на пару рассказывающих о портрете материалов за авторством некоего В.А. Варнека - насколько я понял, потомка художника-создателя портрета и, по-видимому, автора (?) атрибуции картины как портрета Стюрлера.
(Позднейшее замечание: наткнулся в интернете на подборку статей упомянутого В. Варнека, посвященных атрибуции портретов. Подробно не читал, но при беглом ознакомлении они производят очень хорошее впечатление. Однако, именно в данном случае согласиться с ним не могу. Впрочем, об этом - ниже)
Один из этих материалов для нас особенно интересен, поскольку представляет собой ответ В.А. Варнека на критику осуществленной им и/или сотрудниками Новосибирского государственного художественного музея атрибуции рассматриваемого нами портрета. Мне, к сожалению, не удалось найти в интернете в открытом доступе сам критический материал, но, судя по ответу В.А. Варнека, главным пунктом критики было указание на то, что Стюрлер не имел звания флигель-адъютанта, отчетливые знаки которого (вензеля на эполетах, аксельбант) имеет персонаж портрета. В.А. Варнек на это отвечает, что Стюрлер получил звание флигель-адъютанта 15 декабря 1825 г., в тот момент, когда умирал в принадлежащем князю Лобанову-Ростовскому доме. По приводимой В.А. Варнеком версии, Николай I, чтобы отдать дань уважения кровью доказавшему свою верность офицеру, специально прислал А.Г. Варнека, чтобы тот списал портрет с умирающего.
Могу лишь подтвердить достоверность первого из этих утверждений. «Список лиц Свиты Их Величеств с царствования Петра I по 1886 г.», 1886 же года издания, четко указывает на факт получения Стюрлером звания флигель-адъютанта 15 декабря 1825 г. Вполне заслуживает права на существование и версия о присылке Николаем Павловичем художника к смертному одру Стюрлера, который был запечатлен уже с флигель-адъютантскими отличиями. Существует целый ряд портретов исторических деятелей, изображенных с наградами и прочими знаками отличия, которые они при жизни не успели поносить.
А вот другие утверждения В.А. Варнека, содержащиеся в его ответе на критику, вызывают недоумение. Он приводит перечень (заимствованный из статьи его оппонента) наград Стюрлера:
«1. Орден Св. Анны 2 степени;
2. Орден Св. Владимира 4 степени с бантом;
3. Прусский орден «За заслуги» (Pour le Merite);
4. Кульмский железный крест (так называемый солдатский Георгиевский крест);
5. Серебряная медаль за участие в Отечественной войне 1812 года».
После этого В.А. Варнек пишет:
«Сличение наград показывает, что орден Св. Анны на портрете отсутствует (возможно, по той причине, что место его крепления оказалось занято Орденом 2), тогда как все остальные награды из приведенного выше перечня на портрете есть... Все это является убедительным аргументом в пользу того, что на портрете изображен именно Н.К. Стюрлер».
В.А.Варнек даже приводит репродукцию портрета с пронумерованными на нем наградами из приведенного в тексте перечня
Не будем сейчас придираться к такому имеющемуся в приводимом перечне наград Стюрлера перлу, как «Кульмский железный крест (так называемый солдатский Георгиевский крест»). Разумеется, Кульмский крест и солдатский Георгиевский крест - это две совершенно разные награды. Обратим внимание на другие несоответствия.
Во-первых, на портрете нет никакого ордена Св. Владимира 4 степени с бантом. Есть более высокая - 3-я степень этого ордена. Между тем, данные о награждении Стюрлера этой степенью, насколько можно понять, отсутствуют.
Во-вторых, неверно предположение В.А. Варнека о том, что имевшийся у Стюрлера орден Св. Анны 2-ой степени на портрете отсутствует по той причине, что его место оказалось занято орденом Св. Владимира 3-ой степени. При наличии у награжденного обоих этих орденов они носились на шее ОБА одновременно, при этом орден Св. Анны 2-ой степени – чуть ниже орена Св. Владимира 3-ей степени. Персонаж портрета, в отличие от Стюрлера, по-видимому, просто не имеет ордена Св. Анны 2-ой степени.
И в-третьих, и об этом почему-то нет ничего в материалах В.А. Варнека и, по-видимому, и в статье его оппонента, персонаж рассматриваемого портрета изображен вовсе не в мундире Лейб-гвардии Гренадерского полка, которым командовал и форму которого, разумеется, носил Стюрлер! При красных лацканах и золотых петлицах на воротнике Лейб-гвардии Гренадерский полк имел синие воротники и обшлага. Вот как этот синий воротник выглядит на портрете неизвестного капитана Лейб-гвардии Гренадерского полка работы А. Покровского из собрания Эрмитажа.
На «портрете Стюрлера» мундир имеет воротник того же цвета, что и сам мундир, то есть зеленый. Можно было бы предположить, что цвет воротника потемнел от времени, хотя изначально был синим. Однако крест прусского ордена Pour le Merite и лента медали «В память Отечественной войне 1812 года» на груди персонажа не потемнели, сохранив синие оттенки. Значит, с высокой степенью вероятности воротник тоже остался того же цвета, который и имел изначально, то есть темно-зеленого.
Мундиры с красными лацканами, прямыми золотыми петлицами на воротнике мундирного цвета (т.е. темно-зеленом) в рассматриваемый период имел Лейб-гвардии Павловский полк. Значит, скорее всего, именно в Л-Гв Павловском полку нужно искать «кандидата» в персонажи нашего портрета.
В тот же день, что и Стюрлер, звание флигель-адъютанта получил и командир Лейб-гвардии Павловского полка Алексей Федорович Арбузов. У него по состоянию на 1825-26 гг. набор наград в целом похожий на тот, что имеется на портрете (привожу по Википедии) - Орден Святой Анны 4 ст. (носится на оружии, поэтому на погрудном портрете виден быть не может), Орден Святого Владимира 4 ст. с бантом, прусский Железный крест 1 класса (на репродукции портрета можно и не отличить – на Железном кресте есть дата «1813», на Кульмском – нет), прусский Pour le Mérite. Медаль «В память Отечественной войны 1812 г.», которая есть на портрете, в списке наград Арбузова в Википедии отсутствует, но это не важно, она там не указана для многих лиц, которые в действительности ее имели. Но, как видим, у Арбузова также, как и у Стюрлера, был орден Св. Владимира 4-ой степени с бантом, а не 3-ей, как на портрете. Да и, если судить, по более позднему изображению, Арбузов, вроде, не похож на персонажа нашего портрета?
Теоретически есть еще один «кандидат» в персонажи портрета А.Г. Варнека. Еще 14 декабря 1825 г., в сам день восстания, флигель-адъютантское звание получил некий полковник Карл Петрович Берхман. Мне не удалось установить, какой именно пост занимал этот человек на момент получения этого отличия и, соответственно, какой мундир носил, а также, какие имел награды. Но в предшествующие годы он служил в Лейб-гвардии Павловском полку. И это не говоря о том, что портрет мог быть создан и позднее, запечатлев совсем другое лицо, получившее звание флигель-адъютанта в более поздние годы николаевского царствования.
Итак, подведем итоги. Можем ли мы с точностью сказать, кто же изображен на портрете А.Г.Варнека? Нет. Может ли это быть полковник Лейб-гвардии Гренадерского полка Николай Карлович Стюрлер? Крайне сомнительно.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.