Запад и Восток предлагают совершенно разные подходы к обучению. Оба могут приносить хорошие результаты, но действуют совершенно по-разному. Чтобы понять, какой из них предпочтительнее, кратко рассмотрим оба.
Западный
Этот подход предполагает, что наставник подробно и доходчиво объясняет, что, зачем, и почему. Ученик активно вовлекается в процесс обучения, задает вопросы, уточняет. Затраченное на объяснения время компенсируется тем, что обучающиеся начинают хорошо понимать, что от них требуется. А когда человек понимает – у него начинает получаться. Молчаливая муштра отсутствует. Это не отменяет серьезных нагрузок, трудностей, и испытаний, однако, атмосфера на тренировках легкая и раскрепощенная. При всем уважении к наставнику, относятся к нему без особого пиетета. Одни платят деньги- другой делится знаниями.
Восточный
Традиционный восточный метод обучения боевым искусствам, изначально воздвигает наставника на недосягаемый пьедестал. Его авторитет непререкаем. Любое, даже невзначай брошенное слово, сразу же превращается в обязательную к выполнению команду. Обсуждения и сомнения абсолютно неуместны. Задавать вопросы и что-то уточнять непринято. Сказано- сделай. Не можешь справиться – свободен. Но в таком случае, велик риск покрыть себя несмываемым позором.Среди учеников установлена жесткая иерархия. Обучение тяжело морально и физически.
Почему эти подходы такие разные?
Это проистекает из обычаев, устоев, традиций общества. Западный человек никого не ставит выше себя. Все равны по правам и статусу. Один из японских наставников айкидо, обучавший европейцев, удивлялся: «Как же трудно им объяснять! Я говорю: делай так, а не так. А он мне: я свободный человек, я так вижу, мне так больше нравится!».
На Востоке картина иная. Условно говоря, это можно представить так. Родители приводят малыша в небольшой зал (часто-домашний, что немаловажно), и говорят: «Видишь дядю? Это твой учитель. Делай, как он говорит. Слушайся и уважай, как нас. Будь усердным и преданным. Не позорь семью». И ребенок, видя в наставнике второго отца, со всем уважением начинает заниматься. Возрастные психологические особенности никто учитывать не собирается – не то место. Делай молча и упорно. Характерная для Запада картина – заскучавший малыш бросает тренировку, и начинает глазеть в окно – здесь просто немыслима. Ему сказали повторять за дядей – он повторяет. Жаловаться и плакать даже в голову не приходит.Проходит год, у него что-то начинает получаться. Пять, десять, пятнадцать лет… он становится мастером. И в один прекрасный день, к нему за руку подводят малыша: видишь дядю?..
Запад, с его демократическими устоями и бешеным ритмом жизни, живет по своим правилам. Там никто не собирается посвящать жизнь тренировкам, становиться преданным одной школе, и почитать наставника, как отца. Даже если человек решает сделать преподавание боевых искусств делом своей жизни, у него все равно преобладает прагматичный подход. Но большинство приходят заниматься «для себя», без далеко идущих целей. Выкроил время в плотном графике, пришел на тренировку. Потом- снова круговорот дел. Делать не спеша, с прицелом на годы тренировок, тут не получится.
Человек приходит с работы, учебы, или оторвавшись от семейных забот. В голове –рой мыслей и проблем. Если такому сказать: не задавай вопросов, просто повторяй – он ничего не поймет, не справится, потеряет энтузиазм, и уйдет. А вот если сразу потратить время на объяснения, то задачи станут яснее, а сам процесс- более осмысленным. Отсюда – и желание тренироваться, и успехи.
Что из этого выйдет – уже отдельный разговор. Но по-другому- никак.
Вывод.
Оба подхода не всегда встречаются в чистом виде. Происходит неизбежное взаимопроникновение, добавление новых методик. Даже консервативный Восток меняется, зачастую отходя от многовековых традиций. Каждый подход способен вырастить талантливое поколение учеников.Но суть, примерно, такова. И это не хорошо, и не плохо. Это просто данность. Ведь боевые искусства не существуют в вакууме. Они формируются под влиянием очень многих факторов. Набор и особенности которых разнятся в каждом уголке планеты. Поэтому, и западный, и восточный подход, хорош по-своему. И особенно он будет уместен в своей родной среде.