Переехав к родителям в возрасте лет 14 я быстро поняла, что мы на мели, и тут же приняла решение найти работу.
Но вот кем может пойти работать несовершеннолетний ребенок, гиперответственный, стеснительный и прилежный?
Что я только не делала!
Клеила объявления, проводила опросы про сухарики и вафельные тортики ("Какой фирмы вы предпочитаете?" "Сколько денег готовы отдать за пачку сухариков или тортик?" и тд), отрабатывала анкеты, раскидывала по почтовым ящикам агитки, раздавала флаеры у метро, помогала маме, подменяя её как курьер, уборщица, продавщица и поставщик на ее месте работы: я ездила на рынок, закупала подешевле товар (те же сухарики и тортики), потом приезжала, оформляла ценники, и мы продавали этот товар в палаточке на проходном перекрёстке.
Любой из этих работ я горжусь. В том плане, что я всегда находила возможность заработать, и охотно соглашалась на все варианты.
Сейчас мы часто говорим о работе с сыном, ему 13, он вплотную приблизился к возрасту: "Хочу работать, скажи, кем мне?"
В прошлом году он ходил по пляжу, мороженое продавал. Опыт полезный, но нравился ему только в солнечные дни. Как только солнце пропало, и он за два часа продал два мороженых, сын сказал, что эта работа скучная и никуда не годится.
Когда я однажды сказала, что горжусь всеми своими работами, он уточнил:
- И работой уборщицы?
- Конечно! Дань, не бывает стыдной работы. Стыдно - воровать. Поэтому пока мои одноклассники балду гоняли, я и товар приволокла, и полы вымыла, и витрину протерла, и ценники нарисовала и протерла всё... И я этим гордилась, а не стеснялась. Ну кого в 15 лет директором возьмут, скажи?
Моя читательница Анна П. из Тюмени (она написала мне: "Обнимаю вас всей Тюменью" ) подарила мне волшебную историю.
Одно время она жила на Крайнем Севере и работала учительницей биологии и химии в школе. Сложное время было, голодное. А ее подруга работала в нефтяной компании, и у них там надо было на пару месяцев подменить уборщицу, а зарплата у уборщицы в той компании больше была, чем учительская. И Анна с радостью согласилась подработать.
И вот там женщина одна, сотрудница той компании, относилась к Анне-уборщице пренебрежительно и высокомерно. Не замечала, не здоровалась, демонстративно бумажки скомканные сбрасывала со стола.
А Анна знала, что это - мама одного из ее учеников. Причем хорошего ученика, отличника по химии и биологии. И прям вот хотелось Анне иногда подойти, поднять специально и унизительно брошенную бумажку, и сказать: "А Серёжа ваш сегодня пятерку получил". Но она молчала.
Но мама та, кстати, случайно узнала потом, кем на самом деле была Анна и чем владела, кроме швабры .
- Мораль, - смеясь сказала мне Анна в аудиосообщении. - В том, что "не надо так высокомерно с уборщицами обращаться, любая из них может оказаться совсем не тем, кем кажется".
Кстати, если вы думаете, что наша маленькая Катя у нас не бизнесвумен, то сильно ее недооцениваете.
Она тут в прошлом году однажды на пляж захватила фломастеры, и от нечего делать разрисовала там камни. После чего мы решили их продавать, ведь разрисованные камни выглядят как сувениры: они яркие и бестолковые - а это отличительная особенность всех пляжных сувениров .
Мы сидели на шезлонге, который переоборудовали в прилавок, и кричали: "Покупайте волшебные камни, они приносят удачу!" Громче всех кричала Катя.
Но люди - странные, право слово! - не хотели покупать наши камни, а кукурузу и мороженое - хотели.
Катя сильно расстроилась. Она хотела заработать "денюшку" сама.
Единственое, чего мы добились нашим ором - люди на соседних шезлонгах тут же организовали франшизу нашего бизнеса: у них видимо тоже фломики с собой были.
Конкуренция - страшная штука)))
Тогда я подошла к ним и купила их цветной камень. А потом ещё два, чтобы поддержать. А взамен потребовала, чтобы они пошли и купили камень у моей Кати.
Они пошли и купили. Катя была счастлива, сын - весел, я - спокойна.
Один бизнесмен сказал, что об успехе вашего бизнеса красноречивее слов расскажет кассовый аппарат. С этой точки зрения мы, конечно, на мели, но ведь бизнес - это не только деньги, но и эмоции.
И это был отличный день, и эмоций - через край. И с этой точки зрения, мы - богаты.
А Даня, который не видел, что я договорилась с той женщиной о покупке, пропустил этот момент, спросил на обратном пути:
- Как думаешь, зачем той тёте наш камень? За настоящие деньги? Пожалела нас? Ну, что никто не покупает у нас...
- Почему пожалела? Может, она просто поверила, что камень, разрисованный ребенком, удачу приносит...
- Но ведь это просто камень. С каляками-маляками. Она же взрослая! Она это понимает. И заплатила 100 рублей!
- Дань, это же не про цену, а про ценность. Она поддержала ребенка, получила взамен камень и восторг детей, который она же сама и создала. Это же мило. И так просто.
Потом шли и еще говорили о том, что хорошие эмоции можно создать из ниоткуда и бесплатно. Сделать комплимент тому, кто рядом, сказать "люблю" тому, кого любите, простить того, кто обидел, заметить девочку с разрисованными камушками и по-взрослому купить у нее камушек.
- А вдруг он правда волшебный, Дань? Тот камушек Катин. Ну откуда ты знаешь, что нет?.. - предположила я.
- Зря тогда мы тогда его продали, - заметил сын.
- Не зря, а дёшево!
И мы как давай смеяться.
Обожжжжаю детей.