Процесс дистилляции масла уда из пропитанной смолой агаровой древесины очень традиционен и самобытен. Во многом этот процесс похож на процесс производства индийского руха (эфирного масла) старым индийским методом дег и бхапка, а именно медленной перегонкой с водяным паром с использованием глины, стали и меди.
Сначала охотники за агаровым деревом возвращаются домой из джунглей, принося драгоценную древесину, которую они срубили с деревьев Аквиларии. Если древесина уда происходит с плантации, то ее собирают так же, как и любую другую сельскохозяйственную культуру.
Затем большие стволы будут разрезаны на части, а те на куски, которые в свою очередь проверены на наличие темных смолистых участков древесины, и отделены от белой части древесины которая вообще не содержат эфирного масла или резиноидов. Если перегонка на масло очень качественная, то темные щепки с удом аккуратно вырезаются из белого куска дерева. При перегонке более низкого качества всю древесину оставляют вместе с белыми участками и участками с удом, чтобы компенсировать вес, необходимый для полной загрузки перегонного куба.
Агаровое дерево замачивают в воде на разное время, но обычно не менее десяти дней. Более длительное замачивание гарантирует, что древесина немного подгниет, придав полученному маслу уда кисловатый, ферментированный оттенок. Это эффект, который потребители индийских масел (арабский рынок) оценили как основную характеристику хорошего масла уда. Содержание минералов в воде, используемой для замачивания, придает полученному маслу свой собственный характер, с различными эффектами от газированной воды, родниковой воды, водопроводной воды и так далее.
После окончания замачивания в перегонный аппарат загружают около семидесяти килограммов замоченной агаровой щепы и под ним разводят огонь. Масло уда перегоняется из агаровой древесины в течение недели с использованием очень точных методов нагревания и конденсации, чтобы поддерживать древесину при правильной температуре. Перегонка с водяным паром является предпочтительным методом экстракции, поскольку с его помощью легче поддерживать постоянную температуру. Очень важно не допустить перегрева дистиллятора. Средний выход из семидесятикилограммовой перегонки составляет всего от двадцати до двадцати четырех граммов, что достаточно для двух тола (12 грамм - 1 тола) чистого масла уда. Урожайность зависит от породы используемой древесины, так как некоторые породы агарового дерева заведомо малопродуктивны. Вода, в которой перегоняется удовое дерево (называемая гидрозолем), ценна для производителей, поскольку в ней все еще содержится небольшое количество частиц масла уда, поэтому гидрозоли используются снова и снова для отжима как можно большего количества уда.
Дефицит уда
Уда очень мало. Менее восьми процентов диких деревьев Aquilaria и Gyrinops содержат смолу уда. Его редкость означает, что он находится под защитой Конвенции о международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Его статус исчезающего вида обусловлен отчасти естественным низким уровнем заражения диких деревьев, а отчасти тем, что массовая вырубка лесов в Юго-Восточной Азии выкашивает большую часть лесов, в том числе виды деревьев, производящих агаровую древесину. Дикие удовые деревья, Аквиларии, истощаются почти так же, как сандаловое дерево Майсура. Древесина уда из диких деревьев встречается редко и стоит очень дорого, что приводит к высокому спросу, что, в свою очередь, означает, что люди потратят что угодно или сделают что угодно, чтобы заполучить ее даже в обход закона.
Хотя технически агаровые деревья являются возобновляемым ресурсом, требуется много времени, чтобы заменить дикое дерево, которое провело восемьдесят с лишним лет, вырабатывая эту драгоценную смолу уда внутри своего ствола. Как только дикое дерево исчезнет, оно исчезнет навсегда. Дикие деревья агарового дерева занесены в Приложение II СИТЕС. Но, как и во всех классификациях Приложения II (включая, например, мускус оленя), это не означает, что существует запрет на сам материал. Это просто означает, что приняты строгие меры по контролю за его торговлей. Джеймс Комптон, директор отдела TRAFFIC в Юго-Восточной Азии, разъяснил это в пресс-релизе, заявив: «Важно помнить, что Приложение II СИТЕС — это не запрет на торговлю, а вмешательство руководства, которое поможет обеспечить законность, способствовать устойчивости и обеспечить более точный мониторинг торговли агаровой древесиной».
Для многих лучшим «управленческим вмешательством» для решения проблемы нехватки дикорастущего уда является выращивание на плантациях. Плантации — это фермы, которые выращивают виды Aquilaria в контролируемых условиях, а фермеры искусственно прививают стволы деревьев грибком, чтобы заставить их производить ценную смолу уда. Плантации обеспечивают устойчивость, непрерывность поставок и стабильное качество продукции, что хорошо с точки зрения коммерческой парфюмерии.
Глобальной нехватки агарового дерева, выращенного на плантациях, нет. Тригве Харрис в своей замечательной статье под названием «Агаровое дерево — находится ли оно под угрозой исчезновения?» утверждает, что люди в Азии инвестируют в выращивание агарового дерева, чтобы обеспечить рынок, и что впоследствии в Азии растет значительное количество агаровых деревьев, выращенных на плантациях:
«По оценкам парфюмерного дома Ajmal, в Ассаме посажено 55 миллионов деревьев в ожидании мирового дефицита. Многие из них были посажены более 20 лет назад. На лаосской равнине к северу от Вьетнама есть прекрасная плантация агарового дерева в 1,5 миллиона, посаженная в 2000/2001 году и теперь предназначенная для вторичного дохода. В основном это, если не все, агаровое дерево вида Aquilaria Crassna. Около Бангкока посажено 2 миллиона деревьев аквиларии, и больше по всему Таиланду. Во Вьетнаме также можно найти множество деревьев на горной экспериментальной станции в Анзянг, не говоря уже о других плантациях. Эти деревья — Аквилария Крассна. И кажется, что все сажают их дома, у себя во дворе. По крайней мере, по всему Лаосу, Таиланду, Камбодже и Вьетнаму эти деревья растут. Мир агарового дерева не существует в отдельной вселенной, где люди не имеют понятия о пределах природы. Фактически, многие люди заметили невероятно высокие цены на агаровое дерево и предпринимают шаги, чтобы интегрироваться в будущий рынок».
Усилия СИТЕС по регулированию и контролю над торговлей агаровой древесиной оказали большое влияние на подписавшие ее страны, где агаровая древесина растет в естественных условиях, и, по мнению некоторых, не в лучшую сторону. Например, агаровое дерево естественным образом растет в Северной Индии, но строгие процедуры сертификации СИТЕС исключили мелких землевладельцев из поля зрения и позволили процветать коррупции.
Трюгве Харрис объяснила влияние CITES на производство агаровой древесины: «По сути, было незаконно собирать агаровую древесину даже с вашей частной собственности, если не были предприняты определенные шаги и соблюдены правила. И определенные места для перегонки масла находились в городах, далеких от городов и деревень в северо-восточной Индии, где благополучно растет агаровое дерево. Агаровое дерево естественным образом растет во всех этих штатах, просто во дворах людей. Деревья собирали для важных мероприятий, свадеб, учебы в колледже и т. д. Но с новыми правилами 2000 года люди не могли законно продавать свое собственное агаровое дерево, если у них не было сертификата СИТЕС, который можно было получить только через официальные каналы в Гувахати и Канпуре. Итак, осталась лишь небольшая брешь, и кому лучше тут вступить в дело, как не мафии? Это все, что я хочу об этом сказать».
Нынешний производственный ландшафт состоит из крупных фермеров-плантаторов, которые выращивают агаровое дерево по контракту с крупными ближневосточными эмиратскими и западными коммерческими парфюмерными домами, и второй, гораздо меньшей группы, в основном иностранных мастеров, которые занимаются мелкосерийной дистилляцией уда на заказ для своей клиентской базы. Эти две группы людей имеют очень разные цели в отношении масла уда, которое они производят, поэтому само собой разумеется, что их способы ухода за деревьями также различаются.
Владельцы местных плантаций и фермеры заключают контракты на производство масла уда, необходимого для крупномасштабной парфюмерии, в которую входят крупные эмиратские и индийские бренды, а также западная коммерческая парфюмерия. Для этих владельцев плантаций уд является товарной культурой, как и любая другая. У них нет финансовых средств, чтобы ждать от двадцати до сорока лет, пока деревья созреют, и многие начинают собирать урожай в возрасте от шести месяцев до трех лет. Поэтому смола уда, выращенная на плантациях, часто не имеет зрелости.
В некоторых регионах Юго-Восточной Азии, но особенно в Лаосе, фермеры используют химические инокулянты, чтобы стимулировать производство удовой смолы и ускорить этот процесс. Многие говорят, что химикаты оставляют в полученном масле металлический привкус. Эти факторы способствуют тому, что продукт из такого масла уда, безусловно, более дешев и доступен, но также имеет неприятный запах. Напротив, фермеры в Ассаме, в Северной Индии, редко используют химические инокулянты и допускают естественное заражение деревьев насекомыми или ранение деревьев топорами. Так разные страны имеют разные способы производства и уд получается разного качества. Лаос выращивает деревья быстро, в то время как Ассам использует более медленный, более сельский подход.
Преимущества плантационного агарового дерева очевидны — оно более дешевое, его больше и неизменное качество. В зависимости от способа инокуляции (химическая или натуральная), возраста древесины на момент сбора и качества процесса дистилляции, масло, полученное из плантационного агарового дерева, не всегда приятно для носа и не совсем подходит для ношения в чистом виде на коже. Но уд смешанный с другими натуральными ингредиентами и усиленный синтетическими добавками дает превосходный результат в коммерческих духах. Это также позволяет западным парфюмерным домам заявлять о подлинности своих удовых духов.
Напротив, частным мастерам-дистилляторам просто хочется приготовить масло уда с самым лучшим запахом. Они не заботятся о продаже больших объемов масла и хотят, чтобы масло легко наносилось на кожу в чистом виде и легко носилось, а не смешивалось с слишком сложной парфюмерной формулой из других ингридиентов. Хотя сочетать уд с некоторыми натуральными маслами, например сандалом - одно удовольствие. Поэтому мастера склонны покупать небольшое количество высококачественной плантационной агаровой древесины, качество которой они могут оценить и проконтролировать. Мастера обычно выбирают на ферме лишь те деревья, которые растут от двадцати до сорока лет, и покупают только у фермеров, которые используют методы органической инокуляции для заражения агаровых деревьев. Фермеры обычно просверливают отверстия в древесине и позволяют естественным переносимым по воздуху спорам грибов и жукам проникать в древесину самостоятельно.
Тщательный уход, селекция и инокуляция могут привести к получению плантационной древесины уда очень хорошего качества для дистилляции. Полученное масло уда может иметь качество, приближающееся или даже соответствующее качеству дикого уда. Масло уда, получаемое с плантаций агаровых деревьев, называется «органическим удом». Этот термин, как и в случае с едой, должен передавать покупателю такие качества, как чистота и натуральность.