Туристы со всего света стараются увидеть всемирно известную "Джоконду", "Венеру Милосскую" или "Нику Самофракийскую". Конечно, это далеко не все самые известные шедевры знаменитого музея, но они у всех на слуху. Интересны не только экспонаты Лувра, его история заслуживает не меньшего внимания.
Впервые на этом месте была построена крепость с таким названием в 1189 году. Лувр на староанглийском означает "укрепление". Возвести крепость на правом берегу Сены решил король Франции Филипп II Август перед отправлением в Третий крестовый поход, чтобы защитить Париж от возможного нападения неприятеля в своё отсутствие. Вернувшись из похода в 1191 году, Филипп разместил в Лувре сокровищницу. Королевской резиденцией крепость стала во время правления Карла V. Он перенёс в Лувр огромную библиотеку из дворца в Сите, к сожалению утраченную после его смерти в 1380 году. После пары веков забвения, про Лувр вспомнили при Франциске I в 1546 году, когда монарх решил снести старую крепость и заменить её на дворец. С этого момента начинается новая глава истории Лувра.
Крепость сравняли с землёй и возвели новое здание в стиле ренессанс. Именно Франциск I начал собирать знаменитую коллекцию шедевров Лувра. Ему удалось получить знаменитую "Джоконду" Леонардо да Винчи. Франциск I умел жить красиво и богато - он не только перестроил Лувр, для него был возведён и знаменитый замок Шамбор, про который я уже писала в серии статей про замки Луары.
Продолжили расширять королевскую резиденцию потомки Франциска I. После нелепой смерти Генриха II на рыцарском турнире, Екатерина Медичи переехала в Лувр и занялась его реконструкцией. При ней был построен дворец Тюильри на месте черепичных мастерских (Тюильри в переводе с французского - черепичный завод).
Большая галерея связала Лувр с дворцом Тюильри. Работы велись под руководством архитекторов Серсо и Метезо. В конце XVI века в этом крыле король поселил мастеров "преуспевших в живописи, скульптуре, ювелирном и часовом деле".
В Лувре чеканили монеты и медали, а в 1640 году начали печатать книги.
После революции в 1793 году Наполеон открыл для публики доступ к королевским коллекциям, а сам поселился в 1800 году во дворце Тюильри. При Наполеоне было решено построить северную галерею, которая должна была соединить Лувр с дворцом Тюильри. Начали строительство архитекторы Персье и Фонтен, но осуществили эту идею лишь при Наполеоне III в 1852 году архитекторы Лефюель и Висконти. Тогда был окончательно сформирован архитектурный ансамбль Лувра с Квадратным двором и двором Наполеона.
В 1871 году во время Парижской коммуны дворец Тюильри сожгли, и до 1884 года он стоял в руинах, пока его полностью не разобрали.
Под двором Наполеона разместился подземный торгово-выставочный центр, объединивший южное и северное крыло Лувра.
Коллекция Лувра приумножалась несколько веков. В нём хранится более 25 тысяч произведений искусства. Многие шедевры пополнили музей в годы правления Наполеона за счёт ограбления захваченных территорий разных стран. Часть украденных произведений искусства позже вернули их истинным владельцам, но кое-что от Наполеоновских "трофеев" всё же осталось в Лувре. В нескольких залах представлены шедевры из коллекции Боргезе, которую Наполеон вывез в 1807 году из Италии, воспользовавшись тем, что хозяин виллы Боргезе на тот момент приходился ему шурином, он был женат на сестре императора Полине, и в тот раз Наполеон даже заплатил за произведения искусства своему родственнику, а не просто его ограбил. Скульптуры из коллекции Боргезе украшают отдел древнеримского и древнегреческого искусства Лувра.
До сих пор сокровища Боргезе составляют основу античной коллекции Лувра.
Среди бесконечных залов и анфилад Лувра невозможно ориентироваться без карты с подсказками. Вместе с билетами выдают поэтажный план Лувра с кратким описанием, в котором указано, где находятся самые известные шедевры. Около всех залов тоже есть указатели с полезной информацией. Пользуясь такими шпаргалками, мы осмотрели Лувр за полтора часа.
Главный экспонат музея - знаменитая "Джоконда" великого Леонардо да Винчи.
После смерти Леонардо да Винчи в 1519 году, портрет достался по наследству ученику мастера - художнику Салаи. А вот как "Джоконда" оказалась у Франциска I, история умалчивает. Монарх был поклонником таланта Леонардо да Винчи, собирал произведения искусства и любовь к прекрасному была ему не чужда.
Однажды в 1911 году один неадекватный итальянец Винченцо Перуджиа выкрал картину из Лувра и два года единолично ею любовался. Когда он решил предложить "Джоконду" директору галереи Уффици, незадачливого итальянца задержали, а картину вернули в Лувр.
Вряд ли Леонардо да Винчи, чей талант был удивительно многогранен, мог представить, что именно эта картина принесёт ему всемирную славу.
Сравнительно небольшой портрет "Джоконды" занимает целую стену, а на другой стене этого же зала висит огромное полотно другого гения - Паоло Веронезе.
Это произведение заказала художнику община бенедиктинского монастыря Сан Джорджо Маджоре, где картина и висела благополучно до нашествия Наполеона. Французам произведение понравилось, они разрезали полотно на две части, чтобы было проще перевозить, а уже в Париже его сшили.
В Лувре множество произведений живописцев из разных стран и эпох.
Картины этого голландского мариниста украшают лучшие картинные галереи мира.
Самым известным залом Лувра, пожалуй, считается зал кариатид с белоснежными мраморными статуями.
Этот зал оформлял в 1550 году французский скульптор Жан Гужон. Портик кариатид Эрехтейона в афинском Акрополе, видимо, вдохновил его на создание подобного творения в парижском дворце.
Статуя крылатой богини победы была привезена в Париж в 1863 году французским археологом Шарлем Шампуазо с греческого острова Самофраки. Головы и рук найти не удалось, даже одно из крыльев пришлось воссоздавать по образцу второго, прекрасно сохранившемуся. Предположительно, скульптура была создана в 190 году до нашей эры на греческом острове Родос.
Эту красавицу обнаружили в 1820 году на острове Милос на огороде у одного крестьянина. Тогда скульптура была ещё в полном порядке, и у белокаменной Венеры были руки; одной она придерживала спадающий хитон, другой - держала яблоко, подаренное Парисом. Но французы и турки, которым предприимчивый владелец решил продать свою собственность, никак не могли разобраться, кому скульптура должна принадлежать. В процессе этого дележа руки и были утеряны. Досталась красавица всё таки французам, правда - без рук. Считается, что это произведение изваял древнегреческий скульптор Агесандр в 130 году до нашей эры.
Вдоль рвов внешнего периметра можно обойти основание древней башни в зале Людовика Святого - старейшем помещении Лувра, сохранившемся от крепости, построенной при Филиппе Августе. Остатки средневекового замка были обнаружены во время раскопок в ходе проекта "Большой Лувр".
Это далеко не всё, что мы успели увидеть в Лувре за полтора часа, но самое интересное и всемирно известное. А для того, чтобы осмотреть все коллекции музея потребуется несколько дней. Если тематически все экспонаты делятся на 7 отделов: Древний Восток и искусство ислама, Древний Египет, Древнегреческое, Древнеримское и этрусское искусство, Декоративно-прикладное искусство, Европейская живопись, Европейская скульптура (1100-1850) и графика, то на каждый отдел ценителям искусства нужно выделить по одному дню, как минимум. К сожалению, мы всегда в цейтноте. Времени мало, а посмотреть в Париже есть что и помимо Лувра.
Зимой рано темнеет, но Париж красив и ночью, особенно - в рождественской иллюминации. Про другие достопримечательности города читайте в моей статье "На экскурсионном автобусе по Парижу", "Париж. Монмартр", "Нотр-Дам-де-Пари до пожара" и "Химеры собора Нотр-Дам-де-Пари".