Зеркало в традиционной культуре таджиков считалось большой ценностью, и позволить себе его приобрести могла далеко не каждая семья. В крупных городах, таких как Самарканд, Худжанд, Гиссар, Бухара зеркалами, изготовленными в России, Индии, Иране и Китае, торговали купцы-галантерейщики.
Цена за небольшое зеркало, оправленное в расписную деревянную или металлическую раму, могла равняться стоимости овцы. Их бережно хранили в семьях, передавая из поколения в поколение. Для зеркал изготавливали специальные мешки "ойна-халта", которые за петли подвешивали на стену или складывали. Мешки для зеркал изготавливали из ярких престижных тканей в лоскутной технике, а также декорировали вышивкой, металлическими и перламутровыми бляшками, кистями. Зеркало являлось сакральным предметом и использовалось в свадебных обрядах при первой встрече невесты и жениха.
В доме родителей невесты посаженная мать девушки приносила зеркало, в которое по очереди смотрелись жених и невеста, таким образом, они видели друг друга только в отражении. Вероятно, зеркало, которое в традиционных представлениях является «окном» в мир духов, давало возможность «заглянуть в будущее» и увидеть то, что пока не заключен брак, видеть нельзя. Кроме того сакральный статус невесты является неопределенным и отношение к ней в традиционной культуре было аналогично отношению к новорожденным и покойным.