Найти в Дзене
Николай Цискаридзе

Теперь читатели могут вновь открыть для себя балет

Представляем книжку, которая вышла в этом году в издательстве «Лань / Планета музыки» – «Русская музыкальная газета о балете (1894–1918)», составителем которой является А.П. Груцынова. В ней собраны материалы о танце и балетном театре, публиковавшиеся в течение двадцати пяти лет (с 1894 по 1918 год) на страницах «Русской музыкальной газеты».

Будучи изданием, в первую очередь посвященным музыкальному искусству, эта газета оказывалась вне области внимания балетоведов, традиционно обращавшихся к театральной критике указанного времени.

Теперь читатели могут вновь открыть для себя балет, названия и подробности конкретных постановок, забытые имена композиторов, писавших балетные партитуры, проследить интерес, сопутствовавший тому или иному театральному явлению.

Книга сопровождается справочными списками упомянутых имен и сценических произведений; основной текст снабжен необходимыми комментариями.

Выдержка из статьи «Воспоминания о П. И. Чайковском П. Пчельникова», опубликованной в №45 «Русской музыкальной газеты» в 1900 году:

«Одна известная балерина московского балета выбрала «Лебединое Озеро» для своего бенефиса. Смущенная музыкой, которая совершенно отходила от прежней рутины, не вполне доверяя талантливости тогдашнего балетмейстера Московских театров Резингера, бенефициантка отправилась в Петербург к М. Петипа, которого просила сочинить какое-нибудь па и дать к нему музыку. Петипа исполнил ее желание и дал ей музыкальное сочинения Минкуса.

Вернувшись в Москву, балерина заявила капельмейстеру о том, что она достала pas de deux, которое желает вставить в 3-й акт «Лебединого Озера». Когда весть об этом дошла до Чайковского, то он запротестовал весьма энергично, указывая на те неудобства, которые получатся от вставки в его балет чужой музыки.

— Хорош мой балет или плох, говорил он, – но мне хотелось бы одному нести ответственность за его музыку.

-2

После длинных переговоров, Чайковский обещал написать для бенефициантки новое pas de deux. Попросив дать ему музыку Минкуса, он обещал написать новую, которая такт в такт, нота в ноту была бы согласована с музыкой Минкуса. Музыка была весьма быстро написана, и притом настолько понравилась бенефициантке, что она попросила Чайковского написать для себя еще одну вариацию, что он и исполнил. В бенефисный спектакль оба эти нумера имели шумный успех у публики…

Весьма интересна дальнейшая судьба этих интересных произведений.

Когда в 1895 году, уже после смерти Чайковского, ставили «Лебединое Озеро» на сцене Мариинского театра, дополняя этот балет различного рода мелкими сочинениями композитора, указанные два эффектные нумера были совершенно упущены из виду.

Pas de deux в настоящее время покоится в музыкальном архиве Московских театров; что же касается до вариации, то сделанная композитором, в виде скрипичного solo, она исполняется в Москве в интродукции второго акта «Конька-Горбунка», в который она вставлена после возобновления этого балета».