Найти в Дзене

Поговорим о телевидении: часть первая

Этот телеведущий, назовем его Номер Первый, сегодня у многих вызывает ненависть, что вполне понятно. Однако у него есть и поклонники, которые ежевечерне и с удовольствием слушают его речи.

Для меня это одна из главных загадок нашего времени: как можно постоянно слушать того, кто постоянно, хамит, оскорбляет и орет? В одном из эфиров ему задала вопрос телезрительница: «Почему вы позволяете себе оскорбления?», на что получила, можно сказать, «фирменный» ответ: «Да кто вы такая, чтобы мне указывать?! Я буду говорить только то, что считаю нужным!» И это – в эфире! Можете себе представить, чтобы в те же 90-е, да даже в начале нулевых – телеведущий позволял себе так разговаривать? А уж в советское время, которое так любит ругать Номер Первый, его бы вышвырнули из телевидения в одну секунду и потом не взяли бы даже в деревенскую газету. Тогда были твердые понятия о профессиональной этике.

Фото из открытых источников, коллаж автора
Фото из открытых источников, коллаж автора

Номер Первый, кстати, по образованию – не журналист, а инженер-металлург. После он заканчивал аспирантуру МИМО. В начале 90-х немного жил в США, преподавая экономику, но с ним расторгли контракт (как утверждает пропагандист, по настоянию ФБР). Потом – бизнес по продаже оборудования для дискотек. Номер Первый мог никогда не стать телеведущим, а остаться никому не известным средним бизнесменом, если бы не Наталья Синдеева (основательница телеканала «Дождь»). Но в далеком 1997-м году она была основательницей только радиостанции «Серебряный дождь», и, после того, как Номер Первый один раз случайно оказался в эфире, решила заключить с ним контракт и продвигать его, как журналиста. Сегодня она жалеет об этом, но кто ж тогда мог предположить, какое чудовище вырастет из, казалось бы, обыкновенного предпринимателя, умеющего хорошо говорить.

С конца 90-х на каналах ТНТ, ТВ6, СТС и НТВ - Номер Первый уже ведет телепередачи, и был еще совершенно другим. В 2001 году, когда закрывали независимый НТВ, он говорил:

«Даже Господь дает свободу выбора, ты можешь выбирать и можешь не выбирать, и не президенту этого лишать»
«Журналист всегда независимый человек, особенно – новой формации. Поэтому я требую уважения к нашей профессии и к нашим коллегам»
Фото 2001-го года (из открытых источников)
Фото 2001-го года (из открытых источников)

Через два года Номер Первый вернулся на НТВ, который уже стал прокремлевским телеканалом, и тут стало выясняться, что за некоторые суммы денег «независимый человек» вполне может менять свое мнение на то, которое будет угодно действующей власти.

На мой взгляд, концом относительно порядочного и независимого человека можно считать 2005-й год, когда вышла его книга «Евангелие». Уже по названию понятно, что автор сего литературного произведения стал мнить себя кем-то вроде пророка, несущего истину в последней инстанции. Книга действительна полна самолюбования и самообожания настолько, что ставит под сомнение психическое здоровье её автора. Номер Первый уверенно ставит себя выше американского журналиста Ларри Кинга, который стал знаменитым тем, что благодаря своей тактичности мог разговорить практически любого. Кинг никогда не изображал из себя интеллектуала, превосходящего в знаниях всех остальных – вот где настоящий профессионализм! Но Номеру Первому до таких высот – как до Юпитера пешком. Если бы не поддержка Кремля, да будь у нас в стране независимая журналистика и свобода слова, - Номера Первого уже тогда выгнали бы с телевидения с позором.

На фото сверху - Ларри Кинг пожимает руку высокому гостю. На фото снизу - то самое "Евангелие".
На фото сверху - Ларри Кинг пожимает руку высокому гостю. На фото снизу - то самое "Евангелие".

Но нет, самовлюбленный телеведущий с явными признаками мании величия остался на ТВ и даже перешел на федеральные каналы – в 2010-м. Просидев перед этим целый год без работы на телевидении за неудачную критику однокурсницы Дмитрия Медведева на передаче «К барьеру!», он понял правила игры и, выбирая между деньгами с одной стороны и – совестью и профессионализмом, с другой, – выбрал деньги. Уже окончательно.

На протяжении этих 12 лет работы Номера Первого на федеральных каналах он не только на лету переобувался несколько раз, подстраиваясь под «генеральную линию партии», но и становился все борзее, наглее, беспринципнее, все чаще стал позволять себе оскорбления и унижения участников программы, напрочь растоптав даже самые элементарные основы журналистской этики. Выгнать гостя из студии с криком: «Пошел вон!» только за то, что гость позволяет себе иметь собственное мнение, отличное от мнения господина Номера Первого, - стало обычным делом. Оскорбить, нахамить, облить грязью публично любого – как два пальца об асфальт. В последние месяцы он просто изрыгает злобу и ненависть, в истерике крича о том, как мы «всем покажем». К слову, ПPO есть ТОЛЬКО над Москвой, и то – устаревшее, т.к. деньги, выделяемые на модернизацию отечественного вооружения, благополучно разворованы, как и всё остальное.

"Я тебе дам по кумполу" - цитата из эфира, фото из открытых источников.
"Я тебе дам по кумполу" - цитата из эфира, фото из открытых источников.

Меня больше всего удивляет не то, что он ВОТ ТАК работает на телевидении, появляясь в «прайм-тайм» почти ежедневно. Понятно, что 67 миллионов просто так не платят, за такие деньги нужно и впрямь «пахать, как раб», не покладая рук, точнее – языка, и ни о каком уважении к разным мнениям, ни о какой порядочности, а уж тем более свободе, тут не может быть и речи. Хотя мне кажется, что Номер Первый очень многое говорит от себя лично, и, возможно, искренне. Из него так и хлещет запредельное самомнение и барская надменность: «Я – избранный, я – самый умный, я – выше всех, а вы, жалкие холопы, заткнитесь и слушайте, что вам говорит ваш господин».

Меня удивляет то, что миллионы людей всё еще слушают Номера Первого. Даже ждут его передач, с удовольствием усаживаются перед телевизором и внимают этому потоку хамства, ненависти и агрессии, льющемуся с экрана просто рекой, давно потерявшей берега. Вот какое удовольствие можно получить от его эфира? Мне хватает фрагментов его выступлений в интернете, и одной минуты случайного просмотра, когда я бываю в гостях у родителей, чтобы получить отвращение, граничащее с омерзением, как будто мне показали крупным планом какое-то мохнатое чудовище из фильма ужасов... Для изучения работы пропаганды приходится периодически что-то смотреть, но чтобы включать ТАКОЕ в качестве сопровождения вечернего отдыха или источника информации – какой тут получится отдых и какую информацию может дать тот, в ком так и кипит презрение ко всем, кроме себя, любимого? Какой объективной оценки можно ждать от ведущего, которому давно уже не предъявляется никаких требований, кроме собачьей преданности действующей власти?

Человек чисто психологически отвергает того, кто говорит свысока, агрессивно навязывая нам свое ви́дение и не терпит ни малейших возражений ни в чем - такие люди обычно вызывают чувство протеста и нежелание общаться с ними дальше. Наша природа устроена так, что мы тянемся позитивному: к добру, пониманию, сочувствию, нам претит злоба, нам противны те, кто нас оскорбляет. И вот же парадокс: телеведущий, источающий сплошной негатив, популярен в народе и собирает многомиллионную аудиторию перед телеэкранами.

Почему его поведение многие наши сограждане воспринимают, как норму? Что это – действие многолетней пропаганды агрессии и публичных разборок в разных телешоу на тему «стирки грязного белья»? Население намеренно приучали к нездоровому восприятию негативной информации?

Делитесь своими мнениями в комментариях! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Всем добра!

Следующие части: Часть вторая о Киселеве

Часть третья о Скабеевой

Часть четвертая о Симоньян